Как собрать команду, которая поднимет стартап — опыт Serpstat

1. Чем команда стартапа отличается от команды в бизнесе и есть ли отличия?

Правильная трактовка команды стартапа и есть отправной точкой. Нельзя руководствоваться советами агентств, нанимать людей в стартап по их правилам. Это в корне разные люди, и вот почему.

Команда в стартапе — это всегда непредсказуемость и хаотичный рост этой команды, когда «вчера — вакансий нет, сегодня — горит». Это отсутствие четкой корпоративной культуры, как в крупных сформировавшихся бизнесах. В этих условиях от команды зависит практически все. То есть от того верно ли ты собрал костяк стартапа, полностью зависит дальнейшее развитие компании.

Стартап — это гибкость, это возможность быть услышанным и реализовать свои идеи, это тотальное отсутствие бюрократии и приветствие инициатив со стороны сотрудников.

Бизнес — это четкий и налаженный процесс, окупаемый продукт, план найма и увольнения. И никакой хаотичности.

Как было вначале у нас, когда мы еще назывались Prodvigator? Все делали всё, были универсальными персонажами: и продавали, и занимались маркетингом, и саппортили.

2. Какие люди подходят в стартап: какими личностными качествами они должны обладать?

Это смелые, гибкие, инициативные и легко обучающиеся люди. Те, которые видят пути развития стартапа, хотят развиваться сами и умеют добиваться целей.

Мне, как руководителю отдела маркетинга, все равно, какое образование у человека передо мной, есть ли у него диплом. В моем отделе самое главное, чтобы он умел достигать целей и легко обучался. Когда я собеседую сотрудника, это выглядит примерно так:

»– Чем ты увлекаешься?

— Я занимаюсь спортом, легкой атлетикой.

— О, круто, расскажи, каких успехов ты добился в этом?

— У меня медаль в забеге Гуцул Трейл, мой личный рекорд — 21 км за 2 часа.

— Супер, он может нам подойти, — проскакивает в мыслях».

Среди личных целей может быть что угодно, хоть вышивка крестиком с личным рекордом. Важно, чтобы человек умел добиваться желаемого в повседневной жизни. Тогда он легко справится с поставленными задачами на работе.

Еще один момент: с человеком должно быть комфортно. Если малость дискомфортно, говорите людям «нет». Хотя я никогда еще этого не говорил :) Так получается, что в команде Serpstat все на своих местах. Каждый понимает, что нужно делать, чтобы развивать продукт.

3. Должны ли люди в стартапе быть похожими друг на друга?

FF3eq7AzF_n9QY3utEcayNDrq2_e1_XTcmJqtMGnКоманда Serpstat в лазер-клубе «Хантер». Постреляем? :)

Определенно, да. Кроме описанного выше, новые люди должны подходить «семейным ценностям» стартапа. Быть единомышленниками. Определяйте это на этапе собеседования. Не оценивайте кандидата только по техническим навыкам — это фатальная ошибка для стартапа. Команда должна гореть одной идеей. Вот такие люди — это круто, а обучить и подтянуть уровень специалиста можно всегда.

Если начнете собирать команду только по скилам кандидатов, у вас не будет нужного микроклимата для развития.

5. Стартап подразумевает «объединенные идеей», но неплохо мотивировать команду и хорошей З/П. У вас ограниченный бюджет, как выйти из ситуации и закрыть «дыры» в команде?

Хорошая зарплата — это всегда мотивация. Но не всегда самая приоритетная для человека. Многие люди уходят из крупных компаний и переходят в мелкие стартапы с меньшей финансовой мотивацией. Почему? Потому как стартап — это безграничная возможность для роста, причем быстрого роста. В большой компании нужны годы, чтобы дорасти до руководителя отдела/проекта. В стартапе это может произойти за несколько месяцев, как это случилось у нас.

Как вариант, поделите доли компании среди первой пятерки. Это отличная мотивация для работы, так как с ростом продукта будет расти их заработок. Но самое главное — они должны любить продукт. Если людей интересуют только деньги, этот человек не подходит в команду.

6. Как отфильтровать людей на этапе собеседования, которым нужны только деньги?

Для этого достаточно понять реальную мотивацию конкретного человека, лояльность к идее проекта. Часто кандидат не только ничего не читает о стартапе, но и не читает краткое описание вакансии. Просто подается на вакансию, название которой посчитал подходящим. Понятно, что такой человек вообще не будет гореть идеей, а значит многие процессы затянутся, что смертельно для стартапа.

Как я писал выше, новые люди должны подходить «семейным ценностям» стартапа. Быть единомышленниками. Это заметно уже на первой беседе.

7. Как сплотить собранную команду?

Уберите отношения «директор-подчиненный» — это пережитки прошлого. В Serpstat средний возраст команды 24 года, и директора-руководители примерно одинакового возраста, поэтому мы обращаемся друг к другу на «ты» и по никам — это еще одна фишка, которая объединяет коллектив.

Станьте семьей. Тусуйтесь вместе после работы, устраивайте тимбилдинги по выходным, посещайте вместе конференции, спортивные соревнования и так далее. В Serpstat каждый день на обеде мы играем в UNO — это весело и сближает.

BsFVdZnrJ3Me9Kxebht0DKPANhd6k8FTg5l7pxI0Mipsy (Лена) и Melkaya (Ира) на Одесской велосотке 2017

Дайте понять команде, что каждый человек играет ключевую роль в развитии продукта, и без одного из них все пойдет наперекосяк. У нас 45 сотрудников от программистов до административного координатора, и каждый значим для стартапа и влияет на развитие продукта.

8. Как воодушевить команду на максимальную производительность?

Открытая финансовая статистика. Это крайне важно для стартапа, потому что сотрудники видят, как их работа влияет на развитие продукта. Каждый человек в Serpstat может посмотреть ежедневный заработок и затраты компании, сколько пришло новых пользователей.

Такой вид мотивации внедрил наш новый СЕО в 2016 году — Артем Бородатюк. Как только он пришел в команду, сразу поставил курс развития — 1 млн долларов чистой выручки за год (1 млн ARR). Затем открыл всем сотрудникам доступы в админку и сказал: «Вы знаете нашу цель и видите наш рост, давайте работать и зарабатывать еще больше».

Второй важный пункт: продуманная система мотивации, от которой зависит зарплата. Бегите от понятия «сотрудник на ставке» — это еще один пережиток прошлого. Внедряйте систему мотивации и выплачивайте деньги в зависимости от ключевого показателя результата деятельности в конце месяца (KPI).

В Serpstat ставка ниже рыночной, но у нас нет ни одного сотрудника на голой ставке. Все получают бонусы за KPI по системе мотивации. Как он поработал, такую ЗП и получит. Такой подход задает темп для формирования движущегося вперед и вверх стартапа, так как доходы компании полностью зависят от каждого сотрудника в команде.

Благодаря таким вещам у нас постоянный рост. Это поддерживает боевой дух команды.

9. Первые люди в команде — кто они?

Первыми в команду должны войти: команда разработки и команда саппорта, потом команда маркетинга. При этом первые 5–7 сотрудников должны быть универсалы: уметь и продавать, и саппортить, и маркетить. В Serpstat все было именно так:) Впоследствии эти люди возглавили отделы.

Выводы

Не ищите работников, ищите людей в семью. Как говорит наша эйчар Sawyer (Лена): «Команду в стартап нужно набирать точно так же, как искать мужа/жену — осознать свои потребности и найти того, кто сможет максимально им соответствовать».

В Serpstat работает не команда, а настоящая семья. И это главный залог успеха.

Если тебя вдохновили наши подходы и идеи, обрати внимание на наши вакансии. Может наша семья сейчас нуждается именно в тебе:)

©  vc.ru