Как сделать понятным B2C договор

cover.jpg

Привет! Меня зовут Павел Мищенко, я ИТ юрист и сооснователь Runetlex.

Поделиться

Сегодня расскажу про несколько способов, как упростить чтение документов для обычных читателей — не юристов.

Для начала поясню, зачем вообще может понадобиться эта затея.

Когда мы делаем договор для бизнеса (B2B) мы знаем, что его потребителем будут подготовленные люди — бухгалтер, юрист, собственник.

Поэтому у нас не так остро стоит задача донести информацию человеческим языком. Вышеуказанные лица — люди привычные.

Совсем другая история, когда мы делаем оферту для интернет-магазина или договор для кухонного салона. В большинстве своем люди не смогут разобрать, что они подписывают/принимают.

Если вы планируете с помощью договора вводить клиента в заблуждение — это хорошо. В иных случаях это не совсем правильно, особенно если компания позиционирует себя как открытая, клиентоориентированная и пушистая.

Понятный договор поможет чаще решать конфликты без судебных разбирательств:

  • Менеджерам будет проще ориентироваться в документе и применять алгоритмы решения конфликтов в соответствии с договором, а не с внутренними ощущениями.
  • Клиенты смогут самостоятельно находить ответы на свои вопросы, понимать смысл написанного и не делать неправильных выводов.

А еще понятный договор поможет выделиться среди конкурентов (у них-то нечитаемая оферта на 100500 страниц). Еще одно маленькое преимущество в борьбе за покупателя.

Рассмотрим несколько способов, как упростить договор для обычных людей.

1. Сделать примечания сбоку от документа

Вы размещаете полный текст документа, а справа комментируете его ключевые положения.Такой подход помогает расшифровать для пользователя какие-то сложные формулировки простым языком. Посмотреть версию такого документа целиком можно здесь.

2. Cделать краткую выжимку в начале документа

Вы размещаете краткий текст, описывающий простым языком ключевые положения документа. После этого документа (или по отдельной ссылке) расположена идет полная версия документа. В качестве примера приведена лицензия креатив коммонс, можно ознакомиться здесь.

Важно предупредить пользователя, что это всего лишь краткая версия документа. А еще как можно наглядней объяснить, где можно ознакомиться с полным текстом. В ином случае пользователь может сказать, что видел только краткую версию и ориентировался исключительно на нее.

Напоследок очень важный момент. И в том и в другом случае упрощать надо аккуратно. Отличия в простом тексте и в юридическом тексте могут сыграть злую шутку. В случае спора судьи скорее всего будут ориентироваться на простую версию документа, как более доступную для понимания пользователя.

Буду рад, если поделитесь еще какими-то вариантами, которые попадались на глаза.

Видеоверсию лайфхаков можно посмотреть здесь

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

©  vc.ru