Как работает Passbook в России и как на нём зарабатывать

Как работает Passbook в России и как на нём зарабатывать 11:00, 27.01.2015 | Разное | автор: Никита Горяинов

Passbook в России имеет огромные перспективы, причём не только для пользователя, но и для компаний. Особенно в свете последних законов, запрещающих СМС-рассылки. Как вообще работает эта система и как Apple ограничивает российские компании, пытающиеся ввести электронные программы лояльности? Обо всём этом и многом другом — в нашей редакционной статье.

1zRq6cK

Passbook — штука шикарная. Вот только используют его в России очень редко. Активную молодёжь и продвинутых гаджетоманов мы не считаем: они всегда находятся на острие прогресса. Рядовые владельцы айфона эту программу никогда даже не запускали. И очень зря.

В чём преимущество Passbook и где его можно найти

Сколько у вас накопилось пластиковых карт лояльности? Включая те, что предоставляют вам право на скидки, бонусы и прочие радости жизни? Лично мне для них уже не хватает отдельного контейнера, и это при том, что я — нечастый гость в любых заведениях. Идея Passbook — в том, чтобы отказаться от ношения туристических билетов и пластиковых карт с собой, заменив их электронными версиями. Они ничего не весят и всегда лежат в кармане вместе с незаменимым смартфоном.

Если вы живете в столице или много путешествуете, то уже однозначно (и, скорее всего, неоднократно) опробовали Passbook. Многие авиакомпании и агенты высылают электронную копию билета, сохраняющуюся в память iPhone в качестве соответствующей закладки. Passbook также активно применяется и во внутренних пассажирских перевозках: к примеру, с давних пор таким образом продаются билеты на Аэроэкспресс в Москве и Санкт-Петербурге. Удобно: купил через приложение, открыл Passbook при прохождении турникета и сосканировал штрих-код с экрана. Никаких чеков и бумажек, проверок паспорта или номеров.

Но Passbook не ограничивается удобствами для путешественника. Система предоставляет массу уникальных возможностей для компаний, предлагающих любые товары и услуги. Пока об этом знает несущественная доля владельцев iPhone, но это временно. Тема стремительно набирает популярность в Москве, и рано или поздно придет во все крупные города России. Первоначальные сложности развёртывания и необходимость просвещения масс многократно уступают выгоде от качественно развёрнутой программы лояльности, завязанной на Passbook и других аналогичных системах для Android.

Удобство с точки зрения клиента

В конце прошлого года я задумался о том, как реализуются подобные системы в России. Так и написал в Google. В итоге мне удалось выйти на компанию OSMICards. Они были одними из первых в России, кто начал работать в этом направлении. Отсюда — стремительно растущий список клиентов, среди которых явно попадется что-нибудь знакомое лично вам.

Связавшись с пресс-секретарём OSMICards, я получил наводку на московские компании, которые уже развернули программу лояльности, совместимую с Passbook. Лично мне хотелось увидеть, как устроена закулисная работа сервиса Apple и какую выгоду приносит реализация электронного формата карт лояльности. В итоге удалось взглянуть на вопрос как со стороны клиента, так и со стороны компаний — и понять, почему Passbook является невероятно мощным инструментом в умелых руках.

ХоумБар

В первую очередь я заглянул в необычное, стилизованное заведение ХоумБар — это первый ресторан в России, внедривший поддержку Passbook. Большинство кафе, баров и ресторанов выглядят примерно одинаково: стильно, роскошно и бездушно. Здесь же попытались воссоздать домашнюю атмосферу с мощным оттенком ретро. Такое место вряд ли станет хитом у молодёжи, но народу в тот снежный, холодный и предновогодний вечер было предостаточно.

Чтобы получить бонусную карту ХоумБар, посетителю нужно заполнить анкету. Это условие необязательно, но в целом универсально для большинства компаний: точно так же получают обычные физические карты лояльности. Разница этой анкеты с теми, что вы заполняли сотни раз — в наличии любопытного пункта, предлагающего получить электронную версию карты на смартфон. Под ней и подразумевается карточка для Passbook.

Посетитель отдаёт заполненную анкету менеджеру зала, которая вносит её в базу OSMICards через их собственный веб-интерфейс. Этот этап очень мощно персонализирован для каждой конкретной компании: кто-то предпочитает подключать систему к уже существующим базам и программным комплексам. Предлагаются два способа работы с данными: компания может развернуть ПО на своем сервере или работать на серверах OSMICards. Каждый клиент выбирает тот вариант, который его устраивает с точки зрения безопасности.

В данном случае я подождал буквально минуту — и получил вот такое сообщение, не отходя от кассы:

Карта действительно пришла, а вместе с чеком мне отдали и её пластиковую версию. Теперь для начисления бонусов мне достаточно предъявить любую из двух карточек официанту. В этот день интернет-подключение подвело всех нас, и поэтому мой номер карты был записан официанткой прямо на чеке. Спустя некоторое время бонусы пришли на счёт вместе с соответствующим сообщением на экране айфона:

Карта Passbook от ХоумБар выглядит вот так:

Кстати, если вам нужно сводить куда-то своих родителей, провести встречу с человеком «старой закалки» или просто попить пива, наблюдая за футбольным матчем — это место подойдёт отлично.

Sumosan

Ресторан японской кухни Сумосан, что находится в гостинице Редиссон САС Славянская, не просто ввёл поддержку Passbook для карт лояльности, но и смог привязать их к автоматизированной системе расчётов, о которой с восторгом отзывались мои собеседники в других организациях. Жаль, что деталей так и не раскрыли, что не помешало мне увидеть весь процесс с начала и до конца — в том числе и с обратной стороны.

Условия получения карты везде различные, но мне как журналисту-халявщику всё выдали на месте. Для этого также заполняется анкета, в которой требуется подтвердить своё согласие на отправку карты. Затем в базе системы OSMICards создаётся профиль клиента, утверждается выпуск карты для Passbook — и та оперативно приходит посетителю в SMS-сообщении. Остаётся только кликнуть на ссылку и сохранить закладку в памяти «пассбука».

Приятно удивило то, насколько серьёзно в Сумосане вложились в интеграцию системы. Скидочные и акционные карты Passbook имеют горизонтальный штрих-код, который считывается беспроводным сканером с экрана вашего смартфона. Пока вы расплачиваетесь за счёт, официант фиксирует виртуальную карту…

…а оператор сканирует штрих-код вашего стола:

Заказ, сделанный за вашим столиком, автоматически привязывается к вашей бонусной карте, и при закрытии чека туда поступают заработанные баллы. В момент выхода из зоны ресторана мне пришло заветное оповещение.

Пластиковую карту я тоже получил. Но какой в ней смысл, если теперь я могу с таким же удобством использовать виртуальную? Пример практически идеальной интеграции с Passbook, которую теперь хочется видеть во всех любимых кафе и ресторанах. Надеюсь, это вопрос времени.

Ланцетъ-Центр

Помимо ресторанов, надо было посмотреть и другие форматы заведений — например, из сферы красоты и здоровья. Поэтому я заглянул в клинику Ланцетъ-Центр. Здесь выполняют массу разнообразных эстетических (косметологических) процедур, а клиенты принадлежат к состоятельному среднему классу. Идеальное место обитания айфонов любых цветов и размеров :)

По поводу Passbook со мной общался менеджер салона Дмитрий Бабин, читатель нашего сайта и довольный владелец большого iPhone. Дмитрий лично участвовал в том, чтобы внедрить систему в уже существующие механизмы управления базой клиентов. Специфика их отрасли требует использования узкоспециализированного программного обеспечения, и с его разработчиками пришлось долго «бодаться», прежде чем имеющиеся инструменты стали совместимыми с современой системой выдачи и контроля электронных карт. Но результат того стоил.

Весь вечер я изучал, как работает Passbook (и OSMICards в частности) на примере клиники Ланцетъ-Центр. Оказывается, карта в «пассбуке» у клиента — это только верхушка айсберга. Реальная польза от неё огромна, и компания «выигрывает» ничуть не меньше.

Как зарабатывать на Passbook. B2C-составляющая

Apple задумывала этот сервис не только как хранилище разнообразных карточек. Дело в том, что Passbook — это полноценный канал коммуникации от бизнеса до клиента. Причём персонализированный и таргетированный. Представим стандартную ситуацию.

Вы получаете карточку в любимом заведении и сохраняете её в память смартфона. Карта может быть как личной и постоянной, так и одноразовой, а-ля ваучер: например, базовая 3%-ная скидка на процедуры в том же Ланцет-Центре. На первый взгляд, пользу получили только вы: теперь под рукой есть скидка, бонусные баллы и так далее, а пластиковый вариант брать с собой уже не нужно. Но компания только что получила гораздо более важный бонус.

При умелом подходе, каждая карта в Passbook превращается в маленького «промоутера» услуг и товаров вашей компании. Прямо как фирменное приложение для iOS от любимого ресторана. Представляйте электронную карточку не как «карту», а как «маячок». Или рупор. Используя Passbook, бизнес получает возможность оповещать клиента о любых акциях, спецпредложениях, внештатных ситуациях и так далее! Эффективность этого метода коммуникации превышает таковую у любой другой рассылки, а сам клиент не чувствует себя обманутым, что невероятно важно. Наоборот, он получает информацию, которая ему же интересна: иначе бы он не зашёл к вам и не сохранил вашу карту в Passbook!

Дмитрий рассказывал обо всём этом мне с горящими глазами, и я сам начал пропитываться его энтузиазмом, проникаясь идеей. У вас есть 10 тысяч клиентов в базе. У трёх тысяч из них есть айфон с предустановленным Passbook. Добавив каждому из них по карте (20 секунд, пока те рассчитываются на кассе), вы откроете канал односторонней коммуникации с этими тремя тысячами. В любой момент времени вы сможете предложить им любую услугу, рассказать о спецпредложениях или скидках, пригласить их в новый филиал компании или объявить об изменении адреса. Всё это отобразится как Push-уведомление на экране iPhone, так что пропустить его как спам просто не получится.

Важный момент: реализовать что-то подобное можно только через мощный сервис-базу, который Apple не предлагает, не продаёт и напрямую не поддерживает. Этим и занимаются в OSMICards: дают возможность оповещать клиентуру компаний через Passbook и тем самым конвертировать каждое разосланное сообщение в потребительскую активность и, в итоге, в доход.

По сути, OSMICards позволяет вначале внедрить выдачу электронных карт лояльности, а затем сделать из них полноценный информационный сервис, приносящий доход вашему бизнесу. Также они дают инструментарий, связки с кассами, с кем-то работают на программном уровне (iiko и Юниверс), создают утилиты для удобства выдачи и приема карт. Всё необходимое — в одном пакете услуг. Звучит рекламно, но никто не виноват, что так и есть :)

Как реализован интерфейс шаблонов и рассылок

Оговорюсь заранее: я тестировал только один подобный сервис, поэтому по поводу других ничего рассказать не могу. OSMICards можно внедрить в любую существующую программу лояльности и клиентские базы, поэтому у каждого имеет ряд уникальных особенностей. Универсальный интерфейс доступен всем — через официальный веб-сайт OSMICards.com. В числе прочего, именно там можно изменить содержание карты Passbook, разослав всем клиентам соответствующее оповещение.

Электронные карты создаются по шаблонам. По умолчанию, шаблонов два: постоянная карта и временная (акционная). Но создать их можно в неограниченном количестве. Постоянные шаблоны привязываются к вашим клиентам лично, а акционные можно раздавать свободно, в качестве инструмента стимуляции спроса или просто для обучения посетителей работе с Passbook. В рамках шаблонов доступно редактирование всех особенностей карты. Среди них — описание акции, фирменный баннер, изображение для Push-уведомления, цвет текстовых блоков и шрифта, адрес и так далее.

Любое изменение данных в шаблоне запускает автоматическую рассылку оповещений — всем тем, кто установил соответствующую карту в память iPhone. Именно это произошло на днях, когда Ланцетъ изменил содержание карты и добавил туда свою свежую акцию:

Особенности стандарта Passbook позволяют компаниям получать статистику по эффективности электронных карт лояльности. Например, в OSMICards отображается, сколько человек установили электронную карту, кто её уже удалил со смартфона или, наоборот, оставил и время от времени открывает. Есть и данные по моделям устройств, на которые устанавливаются виртуальные карточки.

Интересно, что Passbook поддерживает и гео-таргетинг. Владельцы электронных карт от определённой компании будут получать особенные оповещения, когда появятся неподалёку от строго обозначенных позиций на карте. В случае с Ланцетом, клиенты центра получали сообщение «Вы рядом с нами, заходите!», если проходили рядом с организацией. Эти точки также можно задать в онлайн-интерфейсе OSMICards.

Чего там особо не изменить, так это содержание страницы, которая открывается перед добавлением карты Passbook. Apple запрещает изменять шрифт, высоту, слова и вообще всё содержимое этой страницы, следующее за кнопкой «Добавить в Passbook». Нельзя менять и кнопку. Всё, что разрешено модифицировать — верхний блок текста. И даже там нельзя исправить ужасное форматирование шаблона от купертиновцев. Жаль, но тут ничего не поделать. Такая вот фирменная кириллическая вёрстка от компании, которая изобрела современный компьютерный шрифт :)

Клиент в курсе — компания при деньгах

Подробно пролистать о возможностях и особенностях сервиса можно на официальном сайте OSMICards. Представители компании обещают, что реализация этой системы в новой компании в среднем занимает всего неделю. Если у кого-то есть опыт работы, реальные сроки и вообще что-нибудь интересное по теме — отпишитесь в комментариях. Что до самой технологии…

Я терпеть не могу SMS-спам, который с недавних пор объявлен незаконным. Постоянные рассылки в электронной почте я помечаю прочитанными или удаляю, даже в них не заглядывая. Уверен, это обыденная ситуация для многих из нас. Но Push-оповещения из Passbook — это что-то новенькое, не приевшееся. Электронные карты лояльности являются нашим неизбежным будущим, и оно уже наступает. Что самое главное, выигрывает не только продавец, но и покупатель. Мы носим с собой меньше «пластика», а нам сообщают об акциях напрямую. Все довольны.

Я своим мнением поделился, так что теперь ваша очередь. Когда последний раз открывали Passbook? Как пользуетесь им, что нравится или не нравится? А может, вы работаете (или владеете) компанией, которая уже внедрила что-то подобное? Как всегда, делимся мыслями в комментариях.

   Ещё интересное: Wallet. Passbook от SamsungСегодня софтверное подразделение компании-производителя смартфонов представила самое настоящее виртуальное портмоне… «Пасхальное яйцо» для поклонников Lost в сессии PassbookОчевидно, кому-то в Apple очень нравятся сериалы. Особенно те из… Passbook: успех ещё на стартеУ нас не было хорошей возможности поговорить про Passbook аж… Никита Горяинов, 11:00   @ngoryainov ngoryainov (at)me.comБудь первым   

©  iphones.ru