Как работает менеджер по электронной коммерции в международной компании-производителе товаров повседневного спроса

О зарплатах и карьерном росте, смысле своей работы и проблемах компаний с развитием digital-проектов.

Создатели Telegram-канала о карьере @yourcareer продолжают брать анонимные интервью у профессионалов из известных компаний и отраслей.

dd98bf6a142d81.jpg

Есть мнение, что digital-, ecommerce- и SMM-менеджеры — это бывшие школьники и студенты, которые баловались со своими сообществами во «ВКонтакте» или карманными интернет-магазинами, не имея профильного образования, а после начала хайпа вокруг этих должностей устроились на работу. Что ты об этом думаешь?

Наличие любого практического опыта — это всегда плюс. В моем случае опыт создания и участия в реальных ecommerce-проектах сыграл одну из ключевых ролей в развитии карьеры и помог попасть в международную корпорацию. Профильное образование на данный момент практически не играет роли, по моим ощущениям.

Дело в том, что образование по теме digital и ecommerce только недавно стало бурно развиваться, и сейчас можно найти курсы на любую тему из сферы digital. Но еще три-четыре года назад таких курсов практически не было.

Хайп вокруг диджитализации идет волнами по различным секторам. В России до рынка FMCG (товары повседневного спроса — vc.ru), например, он только недавно дошел. Это четко прослеживается по текущим вакансиям.

А электроника и бытовая техника уже прошли этот этап, но продолжают усиливать позиции, потому что digital и ecommerce стали играть для них еще более важную роль. Самый наглядный пример — Samsung. Наверное, ты помнишь, что их смартфоны были выведены из федеральных сетей «Связного» и «Евросети», а также из магазинов «Билайна» и «Мегафона». По сути, продукт исчез из нескольких тысяч торговых точек по всей стране. Если бы такое произошло с каким-то FMCG-продуктом, то потери были бы колоссальными. Но Samsung при этом практически ничего не потерял на рынке. И, очевидно, это стало возможным благодаря развитию ecommerce—канала, их собственного магазина, а также за счет партнерства с «Юлмартом», «М.Видео», «Эльдорадо» и прочими.

Как развивалась твоя карьера? Что заканчивал, где работал до этого?

Я заканчивал не топовый вуз по профилю «реклама и маркетинг». После выпуска устроился в небольшую российскую компанию в отдел маркетинга с достаточно широким кругом обязанностей. Спустя два года решил специализироваться на онлайн-маркетинге и перешел в транснациональную компанию-производителя электроники.

Этот переход стал возможным благодаря моему интересу, знаниям и практическому опыту, который я получил вне основной работы.

Что это за опыт?

Я участвовал в разработке и запуске нескольких интернет-магазинов. Это дало базовое представление о том, как выстраивается онлайн-бизнес и каковы основные критерии успеха в нем.

Также в рамках этих проектов мне пришлось заниматься и привлечением трафика. В принципе, до оборота 1 млн рублей в месяц в интернет-магазине можно делать очень многое самому, частично отдавая что-то на аутсорсинг.

Мог бы ты строить карьеру в онлайн-маркетинге, не имея профильного образования?

Вполне возможно, но работодатель приветствует, когда ты работаешь по профилю или хотя бы в околопрофильной сфере. Не раз на собеседованиях это замечал. К тому же это очень удобно продавать компаниям: выстраивается хорошая история твоей карьеры из опыта, интересов и планов развития.

Если человек хочет получить полноценное, максимально релевантное для digital-маркетинга образование, какие это могут быть вузы и факультеты? Что бы ты посоветовал?

Так или иначе, чтобы заниматься digital-маркетингом, нужно знать основы классического маркетинга и рекламы. Это очень важно и не стоит об этом забывать.

Именно по теме digital я не изучал предложения вузов, но вроде бы тема не особо развита. Есть неплохие по отзывам коллег по цеху курсы ИКРА, RMA, и так далее.

К тому же в интернете доступно много электронных бесплатных курсов от Google, «Нетологии» и Coursera.

На HH.ru я вижу уже с десяток типов вакансий в крупных компаниях, касающихся онлайн-маркетинга: digital-менеджер, онлайн-менеджер, специалист по онлайн-торговле, SMM-специалист и прочие. Зачем компаниям все эти люди и чем отличается их работа между собой?

Компании понимают, что digital — это уже не модная фишка, а реально важный инструмент крупного бизнеса. Хотя недавно где-то была статья о том, что Procter & Gamble планирует сократить затраты на digital и опять усилить инвестиции в телерекламу. Но у меня есть ощущение, что дело не в digital, а в самих P&G или подрядчиках.

Компании сейчас активно строят структуры под эти сферы. Но проблема в том, что в крупных компаниях не всегда понимают, чем конкретно должен заниматься сотрудник. И это большой плюс для проактивных и инициативных людей — можно делать всё то, что тебе интересно, и нести при этом added value (добавленную стоимость — vc.ru). На предыдущей работе я успел поработать над различными проектами в самых различных сферах digital: SEO, оплачиваемый поиск, SMM, email, вирусные видео, ecommerce и так далее.

В крупных компаниях обычно есть digital-менеджер, который отвечает за разработку и внедрение digital-стратегии. Она включает в себя все направления digital, в которых компании нужно развиваться. Digital-менеджер управляет подрядчиками и отвечает за достижение требуемых KPI.

Ecommerce-менеджер отвечает обычно за развитие канала онлайн-продаж либо собственной ecommerce-платформы. Из-за того, что всё это новые позиции для большинства компаний, сферы ответственности и обязанности могут разниться.

SMM-менеджер должен отвечать за SMM-стратегию, продвижение и репутацию. Но опять же ситуация зависит от конкретной позиции в каждой компании. Где-то SMM-менеджер может отвечать за контент, где-то — за страницы компании в социальных сетях, а где-то — за всё и сразу.

Каков порядок зарплат у онлайн-маркетологов в международных корпорациях? Как и куда расти?

Порядок зарплат, по моим оценкам, в зависимости от компании и уровня должности варьируется от 120 тысяч до 170 тысяч рублей. Работа на старших должностях оплачивается на том же уровне, что и другие senior-должности: старшие бренд-менеджеры, руководители по продажам в регионах, руководители трейд-маркетинга.

А вот с ростом обычно проблема, особенно в больших компаниях. Структура digital и ecommerce только образуется, и обычно ты занимаешь единственную и самую высокую позицию в данном направлении. В отличие от классической маркетинг-иерархии, роста практически нет. Digital-директоров как отдельных единиц почти не существует.

Я с этим один раз столкнулся и в своей компании, и через год так же столкнусь, если за это время ничего не будет придумано.

Сколько ты зарабатываешь?

Я попадаю в обозначенную вилку ближе к конечной точке.

В чём суть твоей работы? Что будет, если завтра твою должность закроют?

Я отвечаю за стратегию развития онлайн-канала продаж. В краткосрочной перспективе, если меня не будет, то компания может просто потерять рост в онлайн-сегменте по сравнению с конкурентами. В средней и долгосрочной перспективе компания может упустить лидерство на рынке и потерять не только в онлайн-сегменте, но и в офлайн-канале. Уже совершенно очевидно, что в ближайшее время ни одной компании не удастся достичь лидерства на рынке без онлайн-канала.

Какие главные вызовы есть в твоей работе? Что даётся легко, а что — сложно?

Главный вызов — трансформировать организацию, научить коллег работать с digital- и ecommerce-инструментами на базовом уровне, доказать им важность этого направления. Рассказывать о своих задачах и результатах простым и понятным языком. Конечно, это не только моя роль, в этом задействованы и HR, и менеджеры организации, но я — один из драйверов этого процесса.

Второе — это скорость изменений. Как бы это избито не звучало, но мир очень быстро меняется. Большие корпорации не всегда могут быстро адаптироваться к этим изменениям. Чтобы сделать проект качественно и быстро, необходимо всегда прикладывать огромные усилия.

Третье — вписать свою деятельность в стандарты компании. Всё должно быть оцифровано, согласованно и направлено на общие результаты компании. Звучит логично, но почти все эти процессы были изначально разработаны не для онлайна.

Как в корпорациях относятся к коллегами из digital? Есть ли некое брюзжание, мол: «Занимаются непонятно чем, лучше бы продавали, а не YouTube с конверсиями своими смотрели»? Понимают ли люди важность того, чем вы занимаетесь?

Конечно, что-то а-ля «какой-то фигнёй занимаются» частенько присутствует. Но все зависит от тебя. Только своими действиями и реальными результатами это можно сломить. Поэтому важно уметь смотреть на бизнес в целом, понимать, что сейчас требуется и достигать этого при помощи digital-инструментов.

©  vc.ru