Как работает аналитик крупного инвестфонда
О перспективах роста, зарплатах, непрозрачных сделках, необходимом образовании и навыках.
Создатели Telegram-канала о карьере @yourcareer продолжают брать анонимные интервью у профессионалов из известных компаний и отраслей.
Чем инвестиционные фонды отличаются от инвестиционных банков? Почему на слуху среди будущих яппи больше вторые, чем первые?
Инвестфонды и инвестбанки отличаются принципиально. Бизнес инвестбанков в основном нацелен на то, чтобы обслуживать корпорации: консультации по слияниям и поглощениям, по привлечению финансирования под различные проекты, по деривативным сделкам для хеджирования сырьевых и валютных рисков и многое другое.
Инвестфонды сами являются собственниками нескольких компаний, управляют ими и зарабатывают на продаже активов. Фонды более закрыты для публики по сравнению с банками, потому что им не нужно постоянно пиариться перед корпорациями. Отсюда и ситуация, что в банках больше рабочих мест и они больше на слуху у соискателей работы в финансах.
С каким бэкграундом люди попадают в инвестиционные фонды? Расскажи про свой предыдущий опыт.
Я окончил бакалавриат факультета экономики НИУ ВШЭ и магистратуру МИЭФ. В бакалавриате параллельно с учебой участвовал в соревнованиях по решению бизнес-кейсов.
В магистратуре стажировался в управленческом консалтинге в Accenture, участвовал в проекте BCG и затем устроился в «Сбербанк CIB» в Coverage — подразделение, работающее с крупнейшими корпоративными клиентами. Здесь я 2,5 года занимался сделками, связанными с долговым финансированием корпораций: проектное финансирование, кредитно-деривативные сделки, слияния и поглощения, банковские гарантии, синдицированное кредитование и аккредитивы.
Опыт в работе над сделками в CIB и навыки работы с финмоделями и презентациями очень пригодились для быстрого погружения в бизнес инвестиционного фонда.
Чем конкретно ты занимаешься в инвестиционном фонде?
Я работаю в инвестиционном подразделении одной из крупнейших российских олигархических групп. Мы занимаемся анализом компаний для вложений, структурированием сделок, due diligence для оценки стоимости компаний, созданием дополнительной стоимости бизнеса благодаря росту портфельных компаний и производимым нами операционным улучшениям в их деятельности. Помимо этого ведём процесс продажи компаний и занимаемся оформлением всей необходимой юридической документации.
Расскажи подробнее про вашу инвестиционную деятельность. Какими проектами вы занимаетесь?
Наш бизнес состоит из трёх направлений. Первое — это прямые инвестиции в растущие компании, у которых мы видим потенциал стать игроком топ-3 в своей отрасли. Я активно занимаюсь этим направлением, анализирую отрасли и перспективные компании для потенциального инвестирования.
Второе — это разрешение вопросов, возникающих при «специальных» ситуациях. Например, мы помогаем миноритарным собственникам, когда нарушаются их акционерные права.
Третье — это управление проблемными активами.
Какие конкретные задачи стоят перед тобой?
Каждую неделю появляется много интересных задач: например, построить финансовую модель, разработать стратегию развития компании, проанализировать перспективные рынки и направления для инвестиций, подготовить материалы к переговорам по покупке или продаже компаний.
Каковы перспективы работы в фонде?
Хорошие. От аналитика и ассоциата, которые всё время проводят за анализом данных и презентациями, можно дорасти до управляющего директора и топ-менеджера фонда, ответственных за финансовые результаты.
Расскажи какие-нибудь инсайды. О чем обычно не говорят сотрудники инвестфондов? Какой уровень зарплат?
Сделки по продаже большинства компаний в России часто непрозрачны и порой лишь частично соответствуют правовым нормам. Также при управлении компаниями часто возникают спорные ситуации между собственниками, поэтому в крупных фондах обычно есть свои юристы. В судах участвуют юристы, но и сотрудникам инвестиционного подразделения тоже нужно разбираться в российском и английском праве.
Зарплата зависит от заработка на предыдущем месте работы, поэтому у людей на одинаковой должности она может отличаться в 1,5–2 раза. На старте это может быть 150–250 тысяч рублей в месяц, на более старших должностях — кратно выше. Бонусы в разных фондах разные и обычно зависят от принесенной тобой прибыли. Бонусы могут составлять до двух годовых зарплат, но чаще всего — от 30 до 100% от годовой зарплаты.
Рост, как правило, не прозрачен. Принцип «up or ou» («повышение либо увольнение») — скорее исключение, чем правило. Зачастую возникает обратная ситуация: если человек не очень быстро растет, он может задержаться на одной должности на пять и более лет.
Кому стоит идти в эту отрасль и на какие должности?
Людям с аналитическим складом ума и проактивной профессиональной позицией. Здесь ценятся не только ваши технические навыки и знания методов анализа, но и умение руководить проектами и генерировать инвестиционные идеи.
Приходить в фонд можно на любую должность, начиная с аналитика. Работа в инвестиционных фондах имеет свою специфику, поэтому если у вас нет релевантного опыта, предлагаемая должность будет с «дисконтом» к вашему стажу.
Рынок труда в этой сфере достаточно конкурентен: вакансий мало, а попасть на них непросто. Не лишним будет опыт работы в ведущих банках или инвестиционных компаниях. Также работодателями ценится сертификат CFA, выдаваемый CFA Institute финансовым аналитикам.
Есть ли разница между работой в иностранном и российском инвестиционных фондах? Какие из них доминируют на рынке РФ?
Российские фонды более распространены. Чаще всего это кэптивные фонды при олигархических группах. Инвестиции в иностранных фондах в основном в валюте, а в российских — в рублях. Поэтому после девальвации 2014 года у фондов, вложившихся в российские активы в долларах, появились проблемы. Также есть отличия в стратегии: российские олигархи часто покупают компании с дисконтом благодаря инсайдерской информации, а иностранные фонды в основном работают по более классическим принципам private equity (частные капиталовложения).
Среди обязанностей ты упомянул построение финансовых моделей. В большинстве вузов этому не учат. Как начинающему финансисту компенсировать отсутствие этого навыка?
Мне повезло учиться в ВШЭ, где есть качественные курсы по корпоративным финансам и моделированию. Конечно, что-то пришлось читать дополнительно, например, материалы CFA и тренинги Adkins Matchett & Toy (AMT), а также многое узнать в процессе работы.
Если первоначальная база не очень сильная, рекомендую сдать первый уровень CFA — получите много полезных знаний для работы в инвестбанках и фондах.
Какие ресурсы посоветуешь для тех, кто хочет работать в этой сфере?
Из образовательных материалов — материалы CFA и AMT, из СМИ — полезно иногда читать материалы Bloomberg, The Financial Times, «Ведомостей», РБК и других деловых изданий.
Уйти с работы в шесть утра или поспать пару часов в туалете?
Скорее съездить на пару часов домой, всплакнуть, переодеться и поехать обратно.
© vc.ru