Как отсудить у МТС в 3,5 раза больше денег, чем стоил бракованный телефон
11 месяцев разборок, суд и выплата компенсации в 350% от цены неисправного аппарата.
Меня зовут Зина.
Я юрист Батискафа.
В прошлом году я купила в салоне МТС телефон за 15 350 рублей. Он не работал, но вернуть сразу не получилось. Меня отбривали отписками, я мучилась с нерабочим телефоном, но все же отсудила 54 550 рублей компенсации у салона. Расскажу свою историю, чтобы вы тоже могли отстоять свои права и вернуть деньги, если купите некачественный товар.
В первый же день поняла, что есть проблемы — телефон зависает каждые 10 минут, сенсорный экран перестает работать. Приходилось блокировать и разблокировать, чтобы пользоваться. При этом постоянно выскакивают последние закрытые приложения и вкладки, а телефон сам звонит контактам из списка вызовов.
Сдала телефон на проверку качества по гарантии через 2 дня после покупки. Претензию приняли не сразу — до этого в салоне не работал интернет, и сотрудники отказывались брать жалобу без согласования с главным офисом. Телефон все же приняли для диагностики уже 18 августа.
Согласно ст. 18 Закона о защите прав потребителей, если вы нашли любые недостатки в 15-ти дневный срок, то можно расторгнуть договор купли-продажи и вернуть некачественный товар. Или обменять его на новый. Получить обратно деньги можно, даже если косяк не особо влияет на работу устройства. Например, противный скрип кнопки не мешает звонить и серфить в интернете, но телефон можно быстро вернуть без лишних вопросов.
У меня все оказалось непросто.
Доблестная диагностика МТС проблем не выявила, о чем мне и сообщила. Я не могла расторгнуть договор, так как продавец не был согласен с наличием дефектов. По его мнению, телефон нормально работал. Подумаешь, звонит сам — у кого нет, правда?
Конечно же, телефон все также глючил. Проблемы и зависания никуда не делись — они были, хоть их и не признали.
Все усложнялось тем, что ответ об отсутствии неисправности пришел в последний день — ровно через 15 дней после покупки. Мне уже некогда было дергаться и требовать досрочно расторгнуть договор. Все сроки вышли.
Потом именно такую отмазку и будет использовать салон, когда будет отфутболивать мои претензии — «вы не успели вовремя обратиться с требованием расторгнуть договор, поэтому и не можете вернуть неработающий, простите, вполне себе исправный телефон».
На самом деле, если выявлен существенный недостаток, то можно расторгнуть договор и после льготного срока. Мне надо было только доказать, что проблемы есть, и они мешают нормально пользоваться телефоном.
Раз салон отказался признавать неисправности и проводить повторную проверку, нужна была независимая экспертиза, которая подтвердила бы проблемы при пользовании телефоном. Я уже даже согласилась провести ее за свой счет. Но в Хабаровске не оказалось официальных ремонтных мастерских Nokia. Нести же телефон с гарантией на экспертизу в сторонний центр бесполезно — такое заключение продавец точно оспорит.
Дальше у меня было несколько попыток «достучаться» до салона:
- я оставляла заявления на возврат средств;
- писала претензию к качеству товара;
- просила провести независимую экспертизу в Хабаровске и настаивала на личном присутствии;
- или хотя бы на онлайн-трансляции при проверке телефона в их центре диагностики.
Это не я придумала такие пожелания.
По закону о защите прав потребителей компания-продавец обязана обеспечить проверку качества товара при этом покупатель вправе участвовать в ней и присутствовать во время экспертизы (п. 5 ст. 18 ЗоЗПП).
Кроме этого, у меня приняли еще как минимум 2 претензии. Одни мои письменные обращения оставались без ответа, на другие мне отвечали, что телефон в порядке и не надо устраивать панику.
Но спустя какое-то время у меня все же приняли ещё одно заявление с просьбой проверить аппарат.
На повторную диагностику ушел еще один месяц. На этот период мне даже не предоставили аналогичный телефон, сообщив, что могут дать только кнопочную трубку, но не телефон с сенсорным экраном.
Причем я заранее обращалась с письменной просьбой провести только диагностику, а не ремонт и устранение недостатков. Мне не нужен был подлатанный телефон с таким прошлым. Я настроилась вернуть свои деньги как только эксперт подтвердит, что телефон неисправен.
Но мое заявление снова проигнорировали.
На этот раз телефон отремонтировали и экран заменили. Но получив его на руки, я уже через 10 минут убедилась, что неисправности на месте, и этот кусок железа все также не работает — сенсор виснет, отклик медленный. Хотя в заключении говорилось, что всё ок. Брак упорно игнорировали.
Кстати, если бы в самом начале сотрудники салона МТС признали, что я хотела расторгнуть договор, я бы быстро получила деньги назад. Но они невозмутимо сделали вид, что я всего лишь написала просьбу о диагностике, но не отказывалась от договора.
Также они не признавали, что недостатки в работе существенные, из-за которых можно было бы расторгнуть договор купли-продажи в любой момент, даже по истечении 15 дней.
Мои заявления по этому поводу представители компании-продавца игнорировали. Несколько раз оставляла им жалобы в письменном виде, но ответа не получала.
Пришло время кардинальных мер и я пошла в суд.
Составила исковое заявление и рассчитала сумму компенсации:
- Возврат стоимости товара ненадлежащего качества — 15 350 рублей.
- Неустойка за период пользования некачественным товаром в течение 266 дней — 1% от стоимости товара за каждый день, всего 40 831 рубль. Но столько пени я не имею права взыскать, так как согласно абз. 3 п. 3 ст. 23.1 ЗоЗПП она не может превышать стоимости товара — 15 350 рублей.
- Моральный ущерб — 10 000 рублей (указала желаемую сумму возмещения, но согласно ст. 15 ЗоЗПП размер морального ущерба определяется судом).
- Судебные издержки — 7 000 рублей (госпошлина по искам для защиты прав потребителей не уплачивается, эта сумма — услуги юриста по договору, их можно включать в сумму иска согласно ст. 88 и 94 ГПК РФ). Хоть я все документы готовила и подавала сама, присутствовать на заседании, которое перенесли по требованию ответчика, не успевала, потому что срочно уезжала в командировку. Попросила друга-юриста официально представить мои интересы.
Общая сумма по иску — 47 700 рублей. Плюс штраф в размере 50% от суммы, присужденной потребителю, согласно п. 6 ст. 13 ЗаЗПП, который должен определить суд в зависимости от суммы, которую обяжут взыскать по факту. По моим расчетам всего я должна была получить 63 050 рублей, но по практике понимала, что, скорее всего, суд урежет неустойку и моральный вред.
Именно эту сумму я хотела получить от салона МТС, с чем и пошла в мировой суд, так как сумма иска меньше 50 тысяч рублей. Если бы сразу просила больше, обращалась бы в районный суд.
Заседание должно было пройти в конце мая, но по просьбе ответчика его перенесли. 13 июня суд вынес решение в мою пользу, удовлетворив иск частично — сумма была урезана. Судья урезал моральный ущерб — вместо 10 000 удовлетворили только 1000 рублей. Все остальные требования признал законными и обоснованными.
Салон МТС, продавший неисправный телефон, обязали выплатить мне 54 550 рублей.
Решение вступило в силу 17 июля и через пару дней я уже обратилась за исполнительным листом. Деньги получу в течение 5 дней после того, как предъявлю его в банк, где открыт счет у компании МТС.
Что сделала правильно
- Не пыталась починить телефон сама или в первой попавшейся мастерской, а обращалась к продавцу для диагностики и ремонта — иначе гарантия перестала бы действовать и вернуть деньги было бы невозможно.
- Не оставила всё как есть, не смирилась с авторитетным мнением салона МТС, а обратилась в суд. Тут главное — ввязаться, потому что 70 процентов решений суда по статистике Правоведа выносят в пользу потребителей.
- Оплатила услуги юриста, который помог и представлял меня в суде — сэкономила свое время и смогла компенсировать эти затраты, так как решение суда в мою пользу.
- Рассчитала компенсацию, включая моральный вред, неустойку, судебные издержки — получила в 3,5 раза больше, чем потратила на телефон, хотя суд и не полностью удовлетворил мои требования.
Работа над ошибками
- Требовать расторжения договора можно и нужно в первые 15 дней после покупки даже при несущественных недостатках. Нужно настаивать на замене товара или на возврате денег именно в первые две недели. Лучше сразу писать заявление на досрочное расторжение договора, а не выяснять, в чем косяк. Это проще и быстрее, чем ждать экспертизы и судиться.
- Все претензии нужно фиксировать — подавать в письменном виде и просить поставить входящий номер и дату, чтобы можно было обратиться в Роспотребнадзор, если нарушается порядок ответа на жалобы. Магазин оштрафуют и в следующий раз он не будет тянуть с ответом или «терять» заявления недовольных качеством покупателей, как это было в моем случае, когда часть обращений просто проигнорировали.
- Надо как можно раньше обращаться в суд, если понятно, что по гарантии ничего не починить, а компания-продавец не собирается менять некачественный товар на аналогичный или возвращать деньги.
Как быть, если вы купили некачественный товар
- Выявили ЛЮБОЙ даже несущественный недостаток в течение 15 дней после покупки — пишите заявление на расторжение договора и возврат денег.
- Нашли в период действия гарантии существенную проблему, которая мешает товару выполнять свои функции в полном объеме — сдавайте на диагностику продавцу, требуйте аналогичный товар на замену и пишите заявление на возврат средств.
- Если продавец отказывается признавать недостатки — оплачивайте независимую экспертизу в авторизированном центре и с этим заключением пишите повторную претензию на возврат средств, в том числе и на компенсацию затрат на эту экспертизу.
- Дело затянулось и продавец отказывается что-то возвращать — идите в суд с исковым заявлением, куда можно включить не только возврат денег за некачественный товар, но и неустойку за период разбирательств, пока невозможно было пользоваться покупкой, а также моральный ущерб и судебные издержки.
- При вынесении решения суда в свою пользу, узнавайте у судебных приставов: возбудили ли они исполнительное производство, готов ли исполнительный лист, будут ли они сами взыскивать сумму возмещения или вам лучше самостоятельно обращаться к ответчику за деньгами.
- Идите за помощью к юристу, чтобы не затягивать процесс и не тратить время на составление претензий и исков.
© vc.ru