Как обманывают в интернет-магазинах
iPhone 6s за 30 000 рублей, с доставкой, по стопроцентной предоплате.
Выгодно? Хватит гнаться за халявой.
Если ты нашёл очень дешёвый iPhone на Маркете или, не дай бог, на авито, то рано радоваться. Развод в 90% случаях. Серьёзно, этим способам сто лет в обед, но народ всё равно ведётся.
Вспомним самые распространённые схемы.
1. Продают восстановленный iPhone под видом нового
Пример: тебе привозят запакованный iPhone, ни разу не активированный, всё чётко. Но почему-то в белой коробке.
В чём фишка: восстановленные iPhone дешевле нового. Поэтому, продавая их по цене обычной модели, магазин «нагревается» на пару тысяч рублей. Ну, а что, девайс-то с завода.
Что делать: учить матчасть. Купертиновцы пакуют восстановленные продукты в белые коробки без рисунков, но с надписью »Apple Certified Pre-Owned» или »Apple Certified Refurbished». Не так давно Роман Юрьев подробно расписал основные моменты, связанные с refurbished-техникой.
2. Сбывают подержанные и перепакованные iPhone
Пример: тебе привозят запакованный iPhone без единой царапинки. Но сайт Apple говорит, что гарантия на него — всего пара месяцев.
В чём фишка: тебе привезли в лучшем случае «витринный» iPhone. В худшем — отремонтированный смартфон одного из продавцов. Не нужно доверять прозрачной плёнке, перепаковать коробку — минутное дело.
Что делать: не лениться и проверить IMEI. Ничего сложного:
— находишь на коробке 15-значный номер (строчка IMEI/MEID);
— вводишь его вот сюда.
Если написано «Пожалуйста, активируйте ваш iPhone», то всё в порядке. Если показывает дату окончания срока гарантии — смело отнимай он неё год, узнаешь сколько смартфон пролежал на витрине.
3. Обманывают низкими ценами на Маркете
Пример: ты заказал самый дешёвый iPhone на Маркете. Но на этапе подтверждения заказа/самовывоза тебе рассказывают, что цена поднялась.
В чём фишка: тебя просто зазывают в магазин. Ты пришёл, тебе рассказали прохладную историю про сборку iPhone на разных заводах. Что дешёвый вариант делают в Китае, и такие смартфоны уже закончились. А остались только дорогие, качественные, американской сборки. И ты, махнув рукой, доплачиваешь необходимую сумму.
Что делать: настаивать на своём. Если на сайте нет информации о том, что предложение не является публичной офертой (ст 437 ГК РФ), то продавец должен продать товар по указанной на цене. С другой стороны, спорить с магазином — себе дороже, всегда можно пойти в другой.
В публичной оферте есть свои нюансы, которые мы обязательно рассмотрим в ближайшее время.
4. Сдирают деньги за доставку, когда её оплачивать не нужно
Пример: на сайте написано, что доставка бесплатна, а курьер всё равно просит денег.
В чём фишка: да какая тут фишка, просто стригут лишние «сотки». Причём, если такая схема поставлена на поток, то слова курьера может подтвердить оператор.
Что делать: читать условия доставки и сохранять их себе, чтобы было что предъявить.
5. Накручивают дополнительные услуги
Пример: тебе продают iPhone по низкой цене, но только если ты согласишься на платную проверку, распаковку, запаковку, подъём курьера, победный танец — да без разницы.
В чём фишка: опять низкую цену нужно «отбить». Даже при самовывозе продавцы стараются навязать кучу ненужных услуг: активация iPhone, установка ПО, регистрация в соцсетях — что угодно за твои деньги.
Что делать: оно тебе надо? Откажись. Не обязательно вскрывать коробку до покупки, гарантия распространяется на товар в любом случае. Да, магазин может специально подложить брак или другую пакость. Но на такое пойдут далеко не все.
6. Пропадают после продажи
Пример: попался бракованный iPhone. И такое бывает. Но магазин отказывается его заменить.
В чём фишка: не все работают с Apple. Чтобы заменить смартфон по официальной гарантии, дефект должен входить в список, а при магазине должен быть авторизированный сервисный центр. Поэтому часто чинят сами, качество такого ремонта, как правило, оставляет желать лучшего.
Что делать: разузнать работает ли магазин с официальной гарантией Apple. В правильном месте смартфон постараются заменить через Apple, а тебе на время дадут другой iPhone.
7. Проплачивают отзывы на Маркете
Пример: у магазина высокий рейтинг, куча положительных отзывов и самые низкие цены на Маркете. Надо брать.
В чём фишка: большая их часть проплачена. Конечно, все отзывы проходят жёсткую модерацию, но их всё равно покупают. Обычно, пользователь вставляет в текст номер накладной или другие цифры, чтобы хоть как-то идентифицировать себя перед магазином.
Что делать: смотреть другие сайты с отзывами или мучить Google.
Как правильно купить iPhone?
Если свернуть всю статью в пару фраз, вот что нужно делать, чтобы не попасться на уловки недобросовестных магазинов:
- сверяй IMEI с упаковки и с устройства;
- пробивай этот номер по базе Apple;
- настаивай на цене, по которой был оформлен заказ;
- изучай условия доставки;
- проверяй весь комплект;
- отказывайся от ненужных услуг;
- разузнай о гарантийном обслуживании;
- читай отзывы к магазину с нескольких источников.
В большинстве случаев достаточно включить голову и не вестись на подозрительную халяву.
Но ты всё равно нас не послушаешь, это нормально. Каждый тратит своё время и нервы как хочет. Тебе потом жить с чувством, что тебя «обули», не нам.
Всегда можно обратиться в один из сетевых магазинов электроники, там такие трюки — редкое исключение. Один минус — дорого. Как оказалось, надёжный магазин с низкими ценами не так то просто найти. Но у нас получилось. В редакции несколько iPhone и iPad оттуда — нареканий до сих пор нет.