Как написать white paper для ICO
Через экспертную оценку команды инкубатора блокчейн-стартапов Waves Lab проходит множество проектов, готовящихся выйти на ICO. В этой статье мы расскажем о том, какую роль играет white paper для проекта, и поделимся своими рекомендациями, как правильно составить этот важный документ.
White paper сочетает в себе подробную презентацию проекта и его бизнес-план. Этот документ — детальное представление проекта для потенциальных участников ICO, поэтому особое внимание необходимо уделять конкурентным преимуществам вашего стартапа, а также подробному описанию его бизнес-модели и плану развития.
Задача white paper — развеять любые сомнения о нежизнеспособности проекта, дав ответы на следующие вопросы:
- В чем суть проекта?
- Совпадает ли позиционирование проекта с его бизнес-моделью?
- Станет ли проект успешным бизнесом и когда это произойдет?
- Какие проблемы решает проект?
- Чем отличается проект от конкурентов?
- Какова роль проекта в блокчейн-коммьюнити?
- Есть у проекта работающий прототип, или проект только находится в стадии теории?
- Какую функцию выполняют токены в бизнес-модели проекта?
- Каковы планы и тайминг проекта?
Структура white paper при этом не ограничена какими-либо строгими рамками или предустановками. Каждая команда создает white paper, отталкиваясь от собственных потребностей и подхода.
Создание white paper лучше не отдавать на аутсорс. Основатели проекта в состоянии идеально с этим справиться. Вряд ли кто-то опишет бизнес-модель проекта так, как они сами. Кроме того, white paper стоит перевести на несколько языков, включая английский и китайский. Для этого лучше всего привлечь профессиональных переводчиков или членов комьюнити, которым вы доверяете.
Чтобы вы лучше подошли к созданию собственной white paper, мы собрали и проанализировали для вас подобные документы семи разных проектов. В результате получился набор ключевых рекомендаций и выводов для каждого шага по написанию white paper.
Вступление
Вступление занимает 1–2 страницы и не должно содержать какой-либо подробной технической информации. Задача вступления — заинтересовать потенциальных участников вашего ICO сутью проекта, вызвав у них желание более близко изучить предлагаемую вами идею.
В этом разделе также нужно дать общие характеристики таргетируемого рынка и его проблематику. Чтобы читатель лучше понял содержимое white paper, вступление может содержать определения терминов, действительно критичных для сферы вашего проекта.
Для примера возьмем вступление из white paper проекта Simdaq — платформы для обучения криптотрейдингу. В этой части бумаги кратко рассказывается о функциональности проекта — с использованием ретроспективных данных различных бирж, данных коммьюнити криптотрейдеров, также здесь затрагиваются ключевые тренды и практика использования ботов для трейдинга. Это пример хорошо написанного вступления с подробным описанием проблемных областей.
Описание продукта
Этот раздел описывает техническую часть вашего проекта, рассказывает о компетенциях команды, а также демонстрирует открытость проекта по отношению к участникам ICO, давая им возможность оценить ваш проект. В этом разделе также приветствуется использование диаграмм и инфографики.
Если во вступлении не были раскрыты специфические для проекта термины, важно расшифровать их именно в этой части документа. Также в этой части важно объяснить концепцию проекта максимально понятным языком. Начните с общих принципов проекта, а затем уходите в более технические аспекты и расскажите, в чем состоят ваши преимущества перед конкурентами.
Например, Paytomat — это децентрализованная платформа, дающая возможность малому и среднему бизнесу принимать платежи в криптовалюте с использованием QR-кодов.
В своей white paper создатели платформы рассказывают о том, какая у нее целевая аудитория, раскрывают природу экосистему проекта, объясняют, каким образом в нее интегрирован PoS-алгоритм, а также объясняют, почему проект базируется именно на блокчейне. Раздел о продукте в данном случае дает исчерпывающее описание того, как функционирует проект.
Анализ рынка
В этом разделе авторам white paper нужно показать анализ рынка, на который нацелен проект. Важно: анализ вы должны провести самостоятельно. Также необходимо опередить ключевые тренды, для этого достаточно охватить период на ближайшие пять лет.
Добавление графиков и наглядных данных в данный раздел приветствуется, но ссылайтесь только на проверенные и авторитетные источники. Например, такими источниками могут быть отчеты «большой четверки»: PwC, Deloitte, KPMG и E&Y. Информация в данном разделе должна быть подана максимально объективно — так читатель поймет, насколько ваш проект перспективен.
Проблемы, которые решает проект
В этом разделе идет описание проблем, характерных для индустрии проекта. Суть и важность проблемы нужно подкрепить проверенными цифрами. Ни в коем случае не преувеличивайте проблему, пытаясь добавить значимости вашему проекту. Ваш взгляд должен быть максимально нейтральным при анализе контекста, в котором действует проект, включая рыночную ситуацию.
Информация о проблемах индустрии и способах решениях, которые предлагает проект, показывает читателям потенциал проекта с объективной стороны, дает им понять, насколько хорошо вы осознаете глубину проблематики, а также, насколько един взгляд на рынок членов вашей команды.
Токен и экономика проекта
В этом разделе нужно описать принцип работы токена, его роль в бизнес-модели проекта и схему дистрибуции токена среди участников ICO. Здесь также нужно использовать графики и диаграммы для большей наглядности.
Раздел также должен раскрывать читателю экономику проекта. После прочтения раздела у читателя не должно остаться вопросов, как будет производиться выпуск токена, когда и как его можно использовать, как проект будет распределять токены между участниками краудсейла и т.д.
Например, в white paper платформы Simdaq указано, что токен SMQ можно использовать в качестве средства оплаты за подписку на симулятор ретроспективных данных по трейдингу, а также с его помощью можно оплачивать контент, тестировать торговых роботов и производить взносы в призовой фонд децентрализованного турнира.
Для большей убедительности основатели Simdaq представили сводную таблицу, показывающую изначальную стоимость токена, объем его выпуска, показатели минимальной и максимальной рыночной капитализации, а также схему распределения токена.
Стратегия монетизации
В разделе о монетизации нужно описать планы проекта и ключевые показатели, которые команда намерена достигнуть. Эту информацию стоит подкрепить визуалом в виде графиков и таблиц, показав поэтапное развитие проекта.
План монетизации проекта интересен и будущим участникам вашего ICO, и экспертам. Эта часть обосновывает прогноз максимального объема рыночной капитализации проекта, а также то, насколько фиатные средства влияют на проект и его токен.
План действий (роудмап)
В этой части white paper нужно обозначить ключевые этапы реализации проекта и их сроки. Раздел можно графически оформить в виде диаграммы, чтобы читатель сразу мог получить представление о планах проекта и в дальнейшем следить за ходом их реализации, ссылаясь на роудмап. Кроме того, роудмап будет постоянно напоминать разработчикам о главной цели проекта.
Магазин торговых алгоритмов Tradingene посвятил две страницы роудмапу в своей white paper, раскрывая каждый шаг реализации проекта:
- Разработка и запуск пользовательского интерфейса для программирования торговых алгоритмов.
- Интеграция с биржами.
- Запуск обучающих курсов для разработчиков торговых алгоритмов.
- Запуск интерфейса для инвесторов.
- Подготовка и запуск ICO.
- Запуск алгоритмов для обмена криптовалютой.
- Рост количества пользователей.
Команда
Здесь нужно представить членов команды, указав их достижения и компетенции. К профилю каждого участника нужно добавить фотографию в хорошем качестве и ссылку на его LinkedIn.
Эта часть white paper влияет на мнение коммьюнити о проекте. Задача данного раздела — показать, что над проектом работают лучшие специалисты. Участие в проекте известных людей из индустрии повышает уровень доверия к нему.
Киберспортивная платформа RewardMob указала в разделе «Наша команда» имя каждого участника своей команды, разместила их фотографии, актуальные места работы и послужные списки.
Как оживить white paper
White paper — документ, обязательный для любого ICO. Он размещается на всех сервисах, отслеживающих ICO, и других сайтах. Одной только скучной текстовой информации недостаточно. Добавьте графики, изображения, инфографику, диаграммы для наглядности.
Важно не переборщить с количеством изображений, потому как white paper — документ, служащий деловым целям, а не развлечению пользователей в соцсетях. Помните, что журналисты будут пользоваться вашей white paper для написания материалов, а маркетологи и пиарщики — для подготовки презентаций и материалов для конференций. Тем не менее, используйте больше графиков, чтобы разнообразить текст и четко разъяснить техническую информацию.
CoinTelegraph советует начать с вводной информации без использования технических терминов во вступлении, а детали раскрывать ближе к концу документа. Технические подробности интересуют далеко не всех, и поэтому важно, чтобы обычный человек, который рассматривает инвестирование в ваше ICO, мог получить общую информацию о проекте и принять окончательное решение.
В своей статье по подготовке white paper CoSchedule рекомендует пользоваться профессиональной терминологией с приведением множества фактов и данных. В то же время документ повествование должны быть сфокусировано строго на проблемах рынка, которые проект собирается решать.
Наконец, white paper должен как давать ответы на самые каверзные вопросы участников ICO, так быть доступным для прессы, юристов и самих членов команды.
Статья подготовлена Дмитрием Исламовым и Александром Табернакуловым.
#блокчейн #ico
© vc.ru