Как изменился «Яндекс» за пять лет в статусе публичной компании — обзор РБК

К пятилетию размещения акций «Яндекса» на бирже NASDAQ РБК опубликовал обзор о том, как за это время изменился бизнес российской компании. Редакция vc.ru приводит выдержки из материала.

РБК со ссылкой на данные TNS указывает, что за прошедшие пять лет «Яндекс» остался лидером российского интернет-рынка: в 2011 году аудитория интернета в России составляла 30,3 млн человек в возрасте 12–64 лет, из которых 25,8 млн пользовались сервисами компании. Сейчас сервисами «Яндекса» пользуются 45,8 млн человек (76% общей аудитории). Тем не менее, за это время сократилась поисковая доля «Яндекса»: с 65% до 57,6%.

В отличие от доли в поиске, позиции «Яндекса» на рекламном рынке за пять лет укрепились. По итогам 2010 года выручка компании от продажи рекламы в Сети составляла 12,2 млрд рублей (общая — 12,5 млрд рублей), при этом весь рынок интернет-рекламы тогда достигал 26,7 млрд рублей (данные ZenithOptimedia). К 2016-му доля «Яндекса» на рынке выросла с 46% до 60%: по итогам прошлого года рекламная выручка компании составила 58,2 млрд рублей при общем объеме российского рынка в 97 млрд рублей (данные АКАР).

За пять лет в статусе публичной компании у «Яндекса» существенно изменился состав акционеров.

Акции компании продали полностью или практически полностью некогда крупнейшие держатели — фонды Baring Vostok и Tiger Global, «вышли» из капитала «Яндекса» один из первых его инвесторов Леонид Богуславский, а также структуры Всемирного банка и Morgan Stanley. При этом интерес к «Яндексу» со стороны иностранных инвесторов остается: к примеру, за последние пять лет пришли и ушли фонды Oppenheimer и Comgest, а в 2015–2016 году ряды акционеров российской компании пополнили фонды из семейства Capital Group и Baillie Gifford & Co. Сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож остается одним из крупнейших акционеров компании. После IPO он сократил пакет акций с 20,2% до 10,8% и при этом значительно нарастил голосующую долю — с 21,17% до 47,21%.

За рассматриваемый период существенно обновился и кадровый состав компании: 76% действующих сотрудников компании имеют стаж менее пяти лет, аналогичный показатель за 2011 год — 92%. 56% сотрудников младше 30 лет, в 2011 году в эту категорию попадали 65% штата. Выручка с момента выхода на IPO выросла в пять раз. При этом, как указывает РБК, по итогам 2015 года годовая скорректированная чистая прибыль «Яндекса» впервые за время пребывания акций на NASDAQ снизилась на 11% год к году — до 12,2 млрд рублей.

Уменьшение показателя, как писал РБК, связано с расходами компании на поддержание зарплат разработчиков «на конкурентном уровне», на продвижение сервисов и на валютную аренду офиса в Москве (во второй половине 2016-го компания должна выкупить занимаемую часть бизнес-центра). К концу 2015 года падение скорректированной чистой прибыли замедлилось — в 4 квартале оно составило только 8%, тогда как на протяжении года этот показатель снижался в динамике 10–16%, отмечала пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова.

За годы публичности «Яндекс» тем или иным образом избавился от ряда проектов: приложение «Город» переехало в «Яндекс.Карты», «Словари» заменили «Яндекс.Переводчиком», прекратили существование «Прогулки», «Яндекс.Мастер», «Услуги», «Подписки». Социальную сеть «Мой круг» компания уступила «Тематическим медиа». Директор «Яндекса» по коммуникациям Очир Манджиков заявил изданию, что компания периодически проводит ревизию проектов, чтобы сконцентрироваться на самых важных и профильных для себя.

В самом «Яндексе» подчеркивают, что после IPO компания не только обновила большинство имевшихся у нее сервисов (более 20 штук), но и запустила целый ряд новых проектов, часть из которых уже стали полноценными «точками роста». Всего у «Яндекса», судя по официальному сайту, свыше 50 действующих сервисов.
Впрочем, если «Маркет» был создан еще осенью 2000 года, то из «новичков» последней пятилетки уже «выстрелил», к примеру, сервис «Яндекс.Такси» (запущен осенью 2011-го). […]

Медиасервисы в компании также называют одной из «точек роста», например, число платных подписчиков «Яндекс.Музыки» в прошлом году выросло втрое, указывают в компании, не раскрывая финансовых деталей. «Эксперименты» — подразделение, объединившее турецкий бизнес «Яндекса», Yandex Data Factory («Фабрика данных»; создана в конце 2014 года) и медиасервисы («Кинопоиск», недавно перезапущенную «Яндекс.Афишу», музыкальные сервисы «Яндекс.Музыка» и «Яндекс.Радио» и др.) — по итогам 2015 года принесли компании 3,5 млрд рублей убытка при 441 млн рублей выручки.

Помимо рекламного заработка, «Яндекс» после выхода на биржу начал развиваться на зарубежных рынках. Осенью 2011 года, напоминает РБК, компания вышла на принципиально новый для себя рынок — турецкий, запустив портал Yandex.com.tr. Помимо поиска, «Яндекс» локализовал в Турции «Карты», «Пробки», «Навигатор» и другие сервисы.

Осенью 2015 года «Яндекс» открыл десятый по счету зарубежный офис — на этот раз в Шанхае. Китайский офис, как, например, и офис в Люцерне, выполняет коммерческие функции — сотрудники на местах помогают местным компаниям, работающим в России, продвигать свою продукцию и услуги в Рунете при помощи рекламных технологий и инструментов «Яндекса».

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

©  vc.ru