Как избежать провала при разработке digital-продукта?
Диджитализация многих сфер экономики неизбежна. Однако превратиться из традиционного — в IT-бизнес непросто. По статистике, в мире не укладываются в запланированные сроки и бюджет или вовсе не выпускаются около 60–65% всех IT-проектов. По оценкам участников российского рынка, провалов гораздо больше — 7 из 10.
Наиболее распространенные причины неудач при разработке digital — продукта:
- Низкая квалификация исполнителей.
-
Распределенность продуктовой команды.
-
Стремление к выпуску сразу промышленного полнофункционального продукта без проверки гипотез на ранней стадии.
А теперь подробнее о каждой проблеме и оптимальных вариантах решения.
Найти dream team
Первая проблема, которая встает перед компаниями, вступившими на путь диджитализации — подбор специалистов. Здесь есть два варианта: формировать собственную (in-house) команду или заказывать разработку на аутсорсинге. На вопрос, какой вариант лучше, хочется ответить крылатой фразой: «оба хуже».
В первом случае, серьезным вызовом, даже для крупной компании, будет битва за кадры. Конкурировать придется с IT-гигантами. И если у компании нет сильного бренда, и она не готова платить больше, чем, например, «Яндекс» или Mail.ru Group, рассчитывать на привлечение высококлассных специалистов — сложно.
При заказе разработки у аутсорсинговой компании, к проекту сразу подключается готовая команда. Но знания о ваших продуктах и системах, при этом, остаются вовне.
При этом важно четко прописать в договоре с подрядчиком все нюансы относительно прав на интеллектуальную собственность. К сожалению, до сих пор встречаются случаи, когда заказчик, отказываясь от услуг компании-разработчика, не может получить у него исходный код и другие необходимые материалы поскольку права остаются у подрядчика. А значит разработку необходимо будет начинать «с нуля».
Важно повышать и собственную экспертизу в digital. Это поможет выбрать добросовестных заказчиков, не склонных завышать цены или увеличивать сроки.
Сформировать единую команду
Другой проблемой является распределенность участников проекта. Как правило, задачи, которые решаются с помощью IT-продуктов, предполагают несколько каналов взаимодействия с пользователями, а сами системы являются многокомпонентными. Например, они могут включать сайт, мобильные приложения для iOS и Android, а также сервер для хранения данных и реализации бизнес-логики.
В таких системах крайне важной становится сквозная аналитика и обеспечение единого продуктового видения всех участников проекта. Но, зачастую, для реализации проектов привлекается несколько подрядчиков: отдельная команда для разработки сайта, отдельная для мобильных приложений, еще одна делает дизайн. На деле это приводит к размытию ответственности, усложнению коммуникаций и фрагментированию продуктового видения. Каждая команда мыслит только в пределах системы, которой она занимается, но не видит всего продукта. Результатом такой распределенности становятся проблемы при интеграции компонент, снижение эффективности совместной работы, а зачастую и итоговый провал всего проекта.
Однако, даже понимая ценность формирования единой команды, обеспечения единого продуктового видения и чёткого распределения ответственности в проекте, сформировать такую команду непросто. По статистике, сейчас в России всего 4,3% компаний, занимающихся веб-разработкой, также занимается разработкой мобильных приложений.
Проверять гипотезы на ранних стадиях
Третья типичная ошибка — стремление к выпуску сразу промышленного полнофункционального продукта. Проект изначально реализуется как масштабный, к работе подключается большое количество департаментов, продукт долго создается и шлифуется. Однако результатом такой работы зачастую становится выпуск на рынок продукта, не востребованного пользователями и не приносящего пользу бизнесу.
Чтобы избежать такой ситуации, гипотезы следует проверять еще на ранней стадии. Сделать это позволяет выпуск MVP (minimum viable product) — минимально жизнеспособного продукта, то есть такого, который решает основную задачу проекта наиболее простым и быстрым способом. С его помощью можно на раннем этапе получить обратную связь от рынка и пользователей. И скорректировать, уточнить продуктовое видение, направить развитие продукта в верном направлении.
Если MVP окажется невостребованным, то это, как ни странно, тоже хороший результат. Это позволит отказаться от проекта на раннем этапе, и тем самым сэкономить ресурсы, направив их на проверку новых и ускорение развития успешных гипотез.
Резюме
Единое видение продукта, работа единой квалифицированной команды и четкое понимание потребностей аудитории позволят существенно снизить риски реализации новых digital-проектов, что с большей вероятностью будет приводить их к успеху.
© vc.ru