Как делать не надо: истории пяти стартапов, которые неправильно тратили деньги
Материал подготовлен при поддержке конкурса «Первая высота»
Консалтинговая компания McKinsey и фонд Winter Capital в третий раз проводят конкурс «Первая высота» для российских стартапов. В этом году победитель получит инвестиции в размере $200 тысяч, а фонду достанутся 10% в проекте.
Многие стартапы стремятся найти инвесторов, но на деле далеко не все могут грамотно распорядиться средствами. По подсчетам специалистов из CB Insights, после привлечения инвестиций проекты в среднем живут ещё 20 месяцев — потом у них кончаются деньги. Часто это случается из-за неправильного планирования и использования средств.
Таких стартапов много, и на их примере можно учиться, куда вкладывать деньги, полученные от инвесторов, а на что тратиться не стоит.
Наём хорошей команды
Увеличение финансирования — это хороший шанс усилить команду проекта, пригласить на ключевые должности сильных специалистов. Часто на начальных этапах развития часть компенсации ведущим сотрудникам выплачивают акциями или опционами. Это делают для того, чтобы сократить отток денежных средств и увеличить мотивацию сотрудников.
Хорошая команда — обязательное условие для развития продукта. Например, компания TimePad в 2009 году получила грант от фонда Бортника и наняла на эти деньги своего единственного на тот момент штатного сотрудника — программиста. Его зарплата «съела» почти весь грант, но это стоило того: без программиста проект не смог бы существовать.
Как делать не надо:
Хорошая команда важна, но не стоит «раздувать» штат и нанимать больше сотрудников, чем по-настоящему необходимо. В 2011 году американка Марен Кейт Донован основала стартап под названием Zirtual. Компания предоставляла предпринимателям и профессионалам виртуального помощника по подписке. Первое время, работая над проектом, Донован ночевала в хостеле и мечтала о том, как наступит совсем другая жизнь: её компания станет большой, в ней будут сотни сотрудников, и тогда не нужно будет во всем себя ограничивать.
Через четыре года Zirtual привлек инвестиции в размере $5 млн — в него вложились несколько фондов и частных инвесторов. Тогда Донован отказалась от услуг фрилансеров и наняла огромный штат — больше 400 сотрудников. В итоге доходов компании оказалось недостаточно, чтобы платить зарплату всем работникам. В 2015 году проект пришлось продать.
«Когда мы перешли на систему постоянной занятости для всех наших работников, объявив их штатными сотрудниками, траты взлетели. В итоге Zirtual просто сгорел», — писала основательница в своем блоге.
Инвестиции в продукт
Чтобы основаться на рынке, нужно превзойти конкурентов. Разработка и развитие продукта — важнейшие инвестиции в будущее проекта. Часто компаниям удается стартовать с помощью MVP, не имея полноценного продукта.
Например, именно так начинала компания Uber. Изначально в приложении был минимум функций: оно могло только соединять водителей с пользователями и принимать оплату. Благодаря MVP компания сумела получить много данных для анализа, привлечь инвестиции, а затем и сделать более комплексное приложение.
Но даже к MVP нужно подойти с умом, далеко не во всех случаях эта стратегия работает. Чтобы продукт имел успех на ранней стадии разработки, в нем должны быть все необходимые функции, и чтобы он уже в чем-то превосходил конкурентов.
Как делать не надо:
Нельзя тратить все деньги на продукт, пока нет уверенности, что его кто-то купит. Начинающие предприниматели могут думать, что, если они придумали хороший продукт, покупатели сразу же его оценят. Но это не так.
Предприниматель и онлайн-маркетолог Нил Патель, запуская аналитическую платформу для интернет-бизнеса KISSmetrics, планировал создать продукт, который анализирует данные лучше, чем Google Analytics. Он потратил на его создание год, и был уверен, что люди с радостью будут покупать ежемесячную подписку. Но они не стали — оказалось, им проще пользоваться бесплатным инструментом, хоть и менее качественным. Создавая идеальный продукт, Патель забыл промониторить рынок. Только когда он исправил этот недочет, его старания увенчались успехом.
Инвестиции в маркетинг
Очень сложно продать какой-либо продукт, если предприниматель не знает, что именно нужно клиентам.
Экономные предприниматели любят хвастаться тем, что ничего не потратили на маркетинг. Мы тоже так делали, но это неправильный подход. Именно инвестиции в маркетинг и развитие бренда позволили нашему проекту вырасти.
Шафкат Исламгенеральный директор NewsCred
Как делать не надо:
В 2010 году стартап Argyle Social разработал инструментарий для SMM и привлек примерно полтора миллиона долларов инвестиций. Основатель компании Адам Ковати воспользовался этими деньгами, чтобы усовершенствовать продукт. Но не стал вкладываться в бренд. В итоге выяснилось, что у компании слишком много сильных конкурентов, и если не вкладываться в маркетинг и рекламные кампании, Argyle Social не выживет на рынке. Средств на это уже не было, и стартап разорился.
Наём юриста
Хороший юрист избавит компанию от многих проблем. Он поможет зарегистрировать юридическое лицо и разобраться, как распределить права между инвесторами. Когда начнется рост продаж, предпринимателю понадобится помощь с договорами и трудовыми документами. А если планируются новые инвестиционные сделки, перед тем, как их заключать, лучше заранее провести аудит и подготовить все документы.
Как делать не надо:
Рекомендательный музыкальный сервис Grooveshark был очень популярен на протяжении девяти лет. В нем пользователи могли загружать общедоступные композиции, составлять из них плейлисты и подбирать музыку по рекомендациям.
Но в конце-концов несколько крупных звукозаписывающих компаний подали иски о нарушении авторских прав. Сервис пришлось закрыть. «Несмотря на хорошие намерения, мы допустили очень серьезные ошибки», — объясняли основатели компании. — Нам не удалось заключить лицензионные договоры с правообладателями».
Иногда даже успешным стартапам приходится закрываться из-за юридических просчетов. Чтобы такого не произошло, лучше сразу консультироваться по всем вопросам со специалистом. Если вы не готовы взять юриста в штат, можно нанять его на аутсорсе.
Комфорт сотрудников
Тратиться на шикарный офис в центре города точно не стоит. Но помещение все-таки должно быть просторным, комфортным и без странных запахов. Иначе все сотрудники быстро сбегут в более приятное место. Основателю компании стоит позаботиться, чтобы мебель была удобной — люди начинают работать хуже, когда у них болит спина. Если для работы вам нужна современная техника, купите её. Компьютер, который слишком медленно работает, может серьезно повлиять на успех всего предприятия.
Как делать не надо:
Офис с видом на Кремль, дорогие вечеринки и шикарные завтраки для сотрудников не нужны. Это отвлекает от работы, а деньги улетают в трубу. С другой стороны, бросаться из крайности в крайность тоже не стоит.
Я вижу стартапы, которые уже привлекли деньги, но продолжают сидеть в паршивых офисах. Из-за этого у них не получается нанять на работу талантливых сотрудников
Марк Састерпредприниматель, венчурный капиталист
Впрочем, он имеет в виду те компании, которые уже прошли первые несколько раундов привлечения инвестиций. Возможно, прежде чем совершенствовать помещение, лучше всё-таки убедиться в жизнеспособности своей компании.
«Первая высота» — это конкурс для российских стартапов. В этом году победитель получит инвестицию в размере $200 тысяч. В обмен на инвестиции фонд Winter Capital получит 10% в проекте.
Чтобы принять участие в конкурсе, нужно зарегистрироваться на сайте, загрузить в личный кабинет презентацию своего проекта, записать двухминутный ролик о своем стартапе и опубликовать его на YouTube. Заявки принимаются до 12 августа.
#партнерский
© vc.ru