Как будет работать закон об онлайн-кинотеатрах
Основные положения документа, который вступает в силу 1 июля 2017 года.
Что считать онлайн-кинотеатром по закону
Сайт или приложение, ориентированные на российских пользователей, которые используются для просмотра фильмов, передач и сериалов. Доступ к ним предоставляется за плату или по рекламной модели. Суточная посещаемость онлайн-кинотеатра должна составлять более ста тысяч пользователей, находящихся на территории России. Подходящие под эти требования проекты должны быть включены в специальный реестр аудиовизуальных сервисов.
Закон не распространяется на социальные сети, видеосервисы YouTube, Vimeo и другие, на которых используется «преимущественно пользовательский контент» (что нужно понимать под «преимущественно», в документе не указывается), проекты поисковых систем (в частности, «Яндекс.Видео» и «Афиша.Mail.ru»), а также сайты телеканалов, которые зарегистрированы в соответствии с законом «О СМИ».
Что за реестр аудиовизуальных сервисов
Его ведением занимается Роскомнадзор. По закону Роскомнадзор в случае обнаружения сервиса, подпадающего под действие закона, направляет его владельцу уведомление о внесении в реестр. Тот должен в течение двух месяцев предоставить необходимую информацию Роскомнадзору. В частности, данные о владельце онлайн-кинотеатра, а также сведения о других собственниках и инвесторах проекта.
Как Роскомнадзор будет считать посещаемость
Ведомство еще не утвердило методику определения суточной посещаемости онлайн-кинотеатра. Пока что в Роскомнадзоре не говорят, с помощью каких именно инструментов будут подсчитывать аудиторию, но обещают решить этот вопрос до вступления закона в силу.
Закон обязывает владельца онлайн-кинотеатра установить на сайт проекта один из выбранных Роскомнадзором счетчиков. Это может быть LiveInternet, SimilarWeb, Mediascope или другой проект.
Какие обязательства у тех, кто попадёт в реестр
Нужно привести структуру владения к определённому стандарту. Владельцем онлайн-кинотеатра, внесенного в реестр, может быть только юридическое лицо или гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства других стран. Доля иностранного участия в уставном капитале не должна превышать более 20%.
Аудиовизуальный сервис также должен содержать возрастную маркировку продукции или текстовое предупреждение об ограничении распространения среди детей того или иного контента. Владельцы онлайн-кинотеатров должны классифицировать фильмы и сериалы самостоятельно.
Кроме того, онлайн-кинотеатры обязаны соблюдать законодательство касательно распространения запрещенной информации. В частности, запрещено разглашать сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространять материалы, содержащие экстремистские призывы или оправдание терроризма, а также контент, пропагандирующий порнографию, культ насилия и жестокость, нецензурную брань.
Аудиовизуальным сервисам нельзя транслировать и программы телеканалов, у которых нет свидетельства о регистрации СМИ.
Может ли сервис, включенный в реестр, и дальше работать, если не подходит под требование об иностранном капитале
В законе предусмотрено исключение для тех сервисов, у которых все же есть иностранный капитал или они являются юридическим лицом, зарегистрированным в другой стране, но количество российских пользователей составляет более 50% от общей аудитории. Таким онлайн-кинотеатрам не придется проводить юридическую реорганизацию и создавать абсолютно российское предприятие, как это ранее делали СМИ и измерители.
Сейчас можно сказать, что исключение выводит из-под действия нормы о собственности ivi. Не подпадает под ограничение иностранного владения до 20% и Megogo, рассказали vc.ru в этой компании.
Что грозит онлайн-кинотеатрам, нарушающим законодательство
Штрафы. За показ телеперадач незарегистрированных СМИ граждан накажут на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; юридических лиц — от 5 тысяч до 700 тысяч рублей.
За контент, причиняющий вред здоровью и развитию ребенка, для граждан штрафы составят от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; для должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; для юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.
За публикацию экстремистских материалов граждан накажут на сумму от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; должностных лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей; юридических лиц — от 600 тысяч до 1 млн рублей.
За неисполнение требований Роскомнадзора об устранении выявленных нарушений законодательства штрафы для граждан составят от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; для должностных лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей; для юридических лиц — от 600 тысяч до 1 млн рублей.
За повторное нарушение граждан ждет штраф в размере от 200 тысяч до 300 тысяч рублей; должностных лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей; юридических лиц — от 1,5 млн до 3 млн рублей
Если Роскомнадзор не получит ответ на запрос данных для включения в реестр или обнаружит нарушение формы владения кинотеатром, то сервис может быть заблокирован по решению суда. Также ведомство может ограничить доступ, если владелец аудиовизуального сервиса не выполнил дважды за год требование об удалении запрещенного контента.
Может ли работать в России сервис, который соответствует критериям онлайн-кинотеатра, но не получал запросов от Роскомнадзора и не внесён в реестр
Санкции для таких онлайн-кинотеатров в законе не прописаны.
Как закон прямо сейчас влияет на Netflix и другие иностранные сервисы
Прямо сейчас закон не влияет на Netflix, несмотря на то, что документ позиционировался властями как защитная мера от зарубежной экспансии. Однако китайская компания LeEco ещё во время обсуждения документа заморозила планы по выводу онлайн-кинотеатра на российских рынок.
Руководитель ведомства Александр Жаров на прошедшей 19 апреля коллегии Роскомнадзора заявил, что Netflix собирается соответствовать закону. Его посещаемость на российском рынке не раскрывается, но опрошенные vc.ru игроки рынка сомневаются, что она превышает 100 тысяч пользователей в сутки.
В целом, описание работы с реестром аудиовизуальных сервисов напоминает то, как сейчас Роскомнадзор ведет списки блогеров и организаторов распространителей информации (ОРИ).
При этом Роскомнадзор может использовать более жесткий механизм, чтобы заставить владельцев сервисов предоставить данные. Так, мессенджеры Line, Imo и BlackBerry Messenger не ответили на запрос российского ведомства, что в Роскомнадзоре расценили как отказ регистрироваться в качестве ОРИ. По этой причине в мае 2017 года сервисы попали в реестр запрещенных сайтов.
Выводы
- Закон касается только онлайн-кинотеатров с суточной посещаемостью в 100 тысяч. Им необходимо будет встать на учёт в Роскомнадзоре, если ведомство само проявит к ним интерес и пришлет уведомление. Netflix, судя по всему, пока что не достиг такого показателя в России.
- Тем сервисам, чья аудитория на более чем 50% состоит из российских пользователей, не нужно проводить юридическую реорганизацию. Это касается ivi и Megogo.
- Иностранным проектам, у которые больше половины зрителей находится не в России, необходимо будет вести бизнес под местным юридическим лицом.
- Всем включенным в реестр Роскомнадзора онлайн-кинотеатрам предстоит следить за контентом. Он не должен содержать экстремистские материалы, порнографию, информацию, наносящуюся вред здоровью детей, и передачи телеканалов без регистрации СМИ.
- В случае нарушения требований сервисам грозят штрафы и блокировка.
© vc.ru