Как я учился водить машину. Первая авария и ненависть к пешеходам
Пять месяцев я за рулем автомобиля, но опытным себя не ощущаю. Скорее, все больше понимаю, что ничего не знаю и не умею. Но стараюсь и учусь.
Пропустившим первый текст из цикла статей о «личинке водителя» рекомендую ознакомиться, для более комфортного восприятия того, что написано ниже:
Полдня позора и права в кармане
Учить ПДД — та еще задачка, несмотря на интерес к теме вождения и готовность вкладывать время и силы ради возможности стать действительно мобильным.
Все-таки автомобиль дает огромную свободу в передвижении и очень экономит время. Не говоря о комфорте, особенно в дождливые сезоны.
Меня хватало на 15 минут более-менее сосредоточенного изучения брошюрки с правилами дорожного движения. Обычно занимался этим вечером после теоретических занятий, пытаясь закрепить пройденную тему.
Спустя 15 минут мозг просто отказывался воспринимать мелкий шрифт текста и иконки дорожных знаков, глазки слипались и тело впадало в спячку.
Что-то в голове, конечно же, откладывалось, чему отчасти причиной был преподаватель, действительно качественно «разжёвывавший» материал, но оставался страх:»А как же я все это запомню, чтобы использовать в реальных условиях вождения? ».
А еще вспоминались первые уроки вождения, когда ты сосредоточен только на дороге и своих конечностях, крутящих, баранку, дергающих рычаг коробки передач и жмущих на педали. Столько действий сразу, что мозг просто был не способен воспринимать еще и дорожные знаки.
Спустя десяток учебных вылазок в город стало проще — знаки я уже замечал, но среди всех воспринимал лишь таблички «Главная дорога» и «STOP». Остальные никаких ассоциаций в мозгу не вызывали, ибо черепушка и так была перегружена одновременными действиями, которые ей приходилось обрабатывать.
Все это добавляло волнений перед экзаменами. Реальность же оказалась чуть лучше, чем я себе ее представлял.
Сдать теорию в спокойной обстановке класса оказалось довольно просто, ведь мозг не отвлекался на вождение. Хотя одну ошибку из двух возможных все-таки допустил.
Что касается практики, мне достался легкий отрезок так называемой экзаменационной трассы. Да и попал я среди первых «личинок водителей», так что настроение у экзаменатора пока еще было хорошим. В общем, волновался до дрожи во всех конечностях, но смог собрать себя в кучу и проехать без ошибок.
Через несколько часов после успешной сдачи экзаменов получил права, сел в свою машину и поехал, чем дико удивил инструктора.
По его словам, крайне редко новички с первого дня начинают водить автомобиль. Даже при его наличии. Обычно примеряются неделю, две, месяц, катаются по двору или безлюдным местам и лишь потом с опаской выезжают в город и то во времена отсутствия там массового движения.
Я же ломанулся домой в тот самый час пик, хотя под боком был опытный товарищ для подстраховки. Он же меня и привез в сервисный центр ГАИ для получения прав.
Не так страшен черт, как его малюет мозг
Первая поездка домой через весь город, да еще и в час пик была очень увлекательной и нервной как для меня, так и для товарища рядом. Но ведь все равно стартовать надо было, почему бы не в первый день получения прав?
Товарищ выполнял своего рода роль навигатора по дорожной обстановке, знакам, светофорам и т. д. Фактически управлял моими действиями, пусть и не так навязчиво и плотно, как это делал инструктор. Мне оставалось только рулить и не создавать потенциально опасных ситуаций на дороге.
Запомнился совершенно дикий кайф от езды на Hyundai Tucson после раздолбанного «Ланоса». Вот прямо настоящий «водительский оргазм» в течение часа.
А дальше были приключения, начиная с попыток тронутся с третьей передачи (и я трогался под недовольный рев двигателя) и заканчивая постоянно глохнущей на перекрестках машине. К педалям учебного автомобиля более-менее привык, а вот на Tucson пришлось снова развивать мышечную память на синхронное движение ног.
Кроме того, все время пытался тронуться без газа, что делало процесс очень неспешным. В общем, я прекрасно понимаю, почему сзади постоянно раздавались надрывные сигналы недовольных участников движения.
Чтобы не так сильно их злить, наклеил значок «Начинающего водителя». К слову, это предмет спора — стоит ли давать окружающим водителям знать, что за рулем «чайник» или нет?
Мнения друзей и знакомых разделились. Часть говорила, мол, не стоит, потому что другие водители начнут вести себя некорректно, «подрезать» и всячески показывать собственное превосходство.
Вторая часть, наоборот, заверяла, что будет меньше проблем и разумные водители просто начнут держаться от машины чуть подальше, да с пониманием относиться к заглохшей на перекрестке машине.
Как показала личная практика, желающие поглумиться над неопытным водителям существуют, но их мало. Большинство же участников дорожного движения относятся к новичку с пониманием. Ведь все такими были.
Возвращаемся к «нестрашному черту». В реальности из знаний ПДД самыми востребованными оказались:
- правило «Помеха справа»;
- умение преодолевать перекрестки;
- понимание десятка основных знаков дорожного движения.
А далее уже все дело в мышечной памяти и ощущениях габаритов автомобиля, о чем поговорим далее.
Водить способен каждый, только не каждый об этом знает
Во время прохождения практики с инструктором, несколько раз катался с другими учениками, а если точнее, то ученицами. Обычно мы забирали следующего на очереди человека в удобном для него районе города, после чего он вез меня домой.
Все три леди очень сильно переживали за рулем вплоть до классической ситуации »Бросить руль, закрыть глаза и громко кричать». Каждая говорила, что не сможет водить, но в итоге проблем нет ни у кого, насколько я знаю.
В чем подвох?
Все дело в мышечной памяти и развитии ряда возможностей мозга. Помните историю об освоении слепой печати? В вождении работают те же самые механизмы, только мозжечок запоминает движения рук, ног и головы, а не лишь пальцев.
Задница же, видимо, запоминает габариты автомобиля, потому что их ощущение сложно передать как-то по другому… Шутка :). Это тоже работа мозга.
С практикой удается набирать текст вслепую, когда мысли в голове магическим образом через пальцы преобразуются в текст на экране, и ты об этом даже не задумываешься. Аналогично и с вождением автомобиля.
Все дело в практике. Отъездишь определенное количество часов, начнешь управлять машиной автоматически, даже на ручной коробке передач.
Опытные водители говорят о покрытии 3000 км, прежде чем начнешь более-менее комфортно себя чувствовать за рулем. Судя по личной практике, так и есть.
Первое ДТП
Ну как ДТП, скорее неприятный казус, в ходе которого я отделался царапинами на пластике и чуть теранул бок (не до грунтовки, можно заполировать), а сосед — лишь легким испугом.
А дело было так…
В первый день, как получил права, приехал я счастливый домой и воткнул машину в самый угол дворовой парковки. Ускакал домой. Через час выхожу с супругой и детьми для поездки в ближайший магазин (надо же тренироваться), да не тут-то было!
Сосед поставил свою машину перпендикулярно моей. Расстояние приличное — пара метров была, то есть опытному водителю выехать не проблема, даже задом. Но я ведь не опытный.
В общем, разворачиваясь, сочно приложился боком Tucson к соседскому Reno Duster. Жена выскочила из машины и сразу убежала. Я дождался соседа, после чего разобрались без привлечения дополнительных инстанций. Маленькую вмятину человек выровнял в гараже сам, а краска на Duster даже не поцарапалась — крепкий оказался.
Больше столь серьезных происшествий не случалось, но пару раз я маленько таранил препятствия «кенгурятником» и фаркопом, да еще умудрился сесть днищем на бордюр. Но, опять же, без последствий.
Хотя, как сказать «без последствий»…
Добравшись до СТО и решив все сделать «как надо», пришлось поменять пару передних амортизаторов (один из них потек), пару тормозных дисков с колодками (еще два недавно менял предыдущий хозяин), все фильтры, моторное масло, сцепление, плюс провести ряд других работ.
В части проблем было явно виновато мое отсутствие водительского опыта и варварское обращение с автомобилем (включая езду в лесу по лютому бездорожью, когда заблудился), часть же из них связана с почтенным возрастом машинки (2007 года она). Ее большой плюс в относительно дешевом обслуживании. Практически полное обновление ходовой и расходников обошлось в лишь цену добротного китайского смартфона.
Собственно, с этим и связан выбор первого автомобиля, чтобы, так сказать, комфортно научиться ездить и не разориться при этом на обслуживании. Плюс формат кроссовера с клиренсом в 20 см и пластиковым обвесом по всему борту тоже способствует более-менее спокойной езде новичка.
С другой стороны, еще дешевле было бы ездить на «Жигулях» или стареньком «Ланосе», но о комфорте тогда можно вообще забыть. А СТО пришлось бы посещать намного чаще, на что нет ни лишнего времени, ни желания.
Топографический кретинизм
С трудом запоминаю маршруты и слабо ориентируюсь даже в своем маленьком городе. Пока освоился с основными направлениями движения, а в остальных случаях использую навигатор — величайшее изобретение для автомобилистов.
Но с каждым месяцем чувствую, как в голове постепенно формируется карта города и рано или поздно я над своим «Топографическим кретинизмом» одержу победу. Благо, компактные размеры Чернигова этому способствуют, а вот как народ без навигаторов ориентируется в крупных городах — ума не приложу.
Недавно решился на самостоятельную поездку в Киев — это просто какой-то муравейник с огромными дорогами в четыре полосы, где машины несутся со скоростью 80–100 км/ч, от которых во все стороны идут сотни ответвлений, круговых развязок и так далее. Опыт получился интересный, но пару футболок в процессе я сменил. Слишком уж волновался и потел.
Бессмертные пешеходы, велосипедисты-ниндзя и те, кто вовремя не включает сигнал поворота
Самые правильные пешеходы — это водители. Потому что они на своей шкуре прочувствовали, что такое переходящий в неположенном месте дорогу человек в темное время суток, когда его замечаешь лишь в 3–5 метрах перед собой.
Водители прекрасно понимают, что нельзя выходить даже на нерегулируемый пешеходный переход, сперва не взглянув по сторонам и не оценив ситуацию. Ведь у машины может и не быть технических возможностей, чтобы вовремя остановиться.
Минимальный тормозной путь движущегося со скоростью 60 км/ч легкового автомобиля на сухом асфальте составляет 20 м (это при резком торможении в идеальных условиях — с новыми шинами и отлично работающей тормозной системой). На мокром — 35 м, на укатанном снегу — 70 м.
Более того, пешеход, являясь участником движения, ОБЯЗАН оценить обстановку, прежде чем переходить дорогу. В теории он может стать виновником ДТП, что определяется экспертами по тормозному пути. На практике обычно виноватым остается водитель.
Поэтому иногда хочется жестоко наказывать граждан, которые, ПОКАЗАТЕЛЬНО НЕ ВЗГЛЯНУВ ПО СТОРОНАМ и при этом разговаривая по телефону, выходят на пешеходный переход. Дорогие мои, вы не являетесь царями и богами пешеходного перехода.
И пусть закон обычно на вашей стороне, даже если виноват пешеход, но вы ведь из мяса сделаны, а машина — из железа! И при столкновении в любом случае пострадает человек. А ведь бывают такие ситуации, что водитель среагировал вовремя, резко ударил по тормозам, да вот только сзади его долбанула другая машина, водитель которой не ожидал такого поворота.
В результате пешеход все равно сбит.
Справедливости ради, стоит отметить другую категорию моральных уродов, уже со стороны водителей. Это те, кто нарушают правила, не останавливаясь у пешеходного перехода, когда другие машины на соседних полосах движения останавливаются.
Очень опасная ситуация (и по этой причине пешеходам надо быть очень внимательными), за создание которой стоит лишать прав и ломать виновникам конечности.
Сам я стараюсь снижать скорость при подъезде к пешеходным переходам, плюс заранее смотрю по сторонам — есть ли там люди, намеревающиеся перейти дорогу.
Готов обнять и расцеловать тех велосипедистов, кто реально пользуются этими жестами. Жаль, что их единицы на сотни безграмотных ездунов.
Велосипедисты — это отдельная категория дорожного геморроя. Уж простите меня адекватные владельцы велосипедов, но как-то очень много неадекватов среди пользователей двухколесного транспорта. Причем, не став водителем, я этого особо и не замечал.
Первое — редко какой велосипедист едет ровно. Его постоянно «штормит» из стороны в сторону, переднее колесо гуляет туда-сюда, гражданина шатает от любого порыва ветра. Того и глядишь, свалится под колеса автомобиля.
Не зря мне инструктор говорил объезжать велосипедиста так, чтобы если тот упадет и прокатится, все равно не добрался до автомобиля.
Второе — для едущих рядом друг с другом велосипедистов (что запрещено правилами дорожного движения) в аду заготовлен отдельный чан. По великому закону вселенского заподла такие парочки встречаются на узкой дороге, где еле две машины разъезжаются. Приходится за ними тормозить и пропускать движущийся на встречу транспорт, после чего издалека объезжать «редисок». И не посигналишь ведь им, того и гляди свалятся с испугу под колеса.
Третье — очень часто сталкиваюсь в темное время суток с велосипедистами, на которых не то, что одежды со светоотражателями нет, там даже простейшие катафоры отсутствуют. Что уж о «мигалках» говорить. Это настоящие ниндзя на двух колесах, которых замечаешь лишь в последний момент в ярком свете фар. Вот у таких неплохо бы вообще конфисковать их велосипеды, да штрафовать жестоко за создание аварийных ситуаций.
Напоследок вспомним любителей включать сигнал поворота в последний момент или не включать его совсем. Такая проблема бывает у новичков, но буквально за месяц практики у меня работа с сигналом поворота дошла до автоматизма.
Но если ты видишь резво несущегося и дерзко обгоняющего толпу автомобилей гонщика, чуть ли не трущегося в процессе боком о соседей, который затем резко тормозит перед носом и поворачивает (без сигнала), значит у человека явно проблемы с головой. И с законом. А может быть с лампочками.
Возможно утрирую или культура водителей в городе не очень, но сталкиваюсь с нежеланием людей заранее включать сигнал поворота (за 50–100 м) практически каждый день, что печально. Ведь это банально тоже мышечная память. Заставь себя осознанно включать повороты хотя бы неделю, и потом все будет происходить автоматом.
Испытание верхнего уровня и чуть пониже
Когда немного осваиваешься с вождением, возникает дикое желание испытать другие машины. С одной стороны, это классный стимул стремиться к чему-то более крутому в будущем и хорошо для этого зарабатывать. С другой стороны, возможность порадоваться за тот автомобиль, которым владеешь в текущий момент.
Так, удалось покататься на Infinity FX35 с 3,6-литровым двигателем V6 и АКП — восторг, особенно от автоматической коробки передач и мощи автомобиля. Правда, жрет бензин он совершенно бессовестно.
Затем поездил на Lexus IS с турбированным бензиновым двигателем и АКП. Быстрый и резвый, хотя подвеска на фоне Tucson очень жесткая. Плюс постоянно упирался головой в потолок, да и вообще с трудом забрался за руль.
Напоследок удалось оценить крутой, пусть и не новый внедорожник Mitsubishi Pajero Sport 2006 года на 2,5-литровом «дизеле». Неубиваемая подвеска (местные «лежачие полицейские» просто не замечает), большой багажник и… на этом восторг закончился.
Неудобные сиденья (не смог под себя настроить), очень вялый разгон, тугие педали. Да все там оказалось тугое. Как говорит мой хороший друг, давший порулить машинкой:»Мицубан — это могучий трактор в форме внедорожника. Он хорош для выезда на природу и покорения дремучих мест, но не самый комфортный в городском цикле».
После Mitsubishi Pajero Sport я еще сильнее полюбил свой хоть и тоже старенький (2007 года), но практически пересобранный Tucson с мягкими педальками, удобными креслами и отзывчивой ручкой переключения передач.
Тем не менее, заболел новыми гаджетами и все чаще ловлю себя за просмотром видео о разного рода автомобилях. Более того, в мыслях уже подбираю будущего четырехколесного друга.
Мне нужно больше инфы: Facebook, ВКонтакте и Telegram