«Кадиллак», который ездит сам по себе
Обыкновенное волшебство
На Cadillac CT6 установлена система Super Cruise, которая полностью берет на себя управление автомобилем на дорогах с разделенными встречными полосами и без перекрестков. Когда я впервые выехал на дорогу и автомобиль принялся самостоятельно рулить, это привело меня в фантастический восторг. Я впервые оказался пассажиром в машине, в которой нет никого, кроме меня. Это большой шаг вперед по сравнению с полуавтономными автомобилями, что мне доводилось водить ранее, так как там требовалось постоянно держать руки на рулевом колесе, чтобы в случае чего вмешаться в ситуацию. А тут «Кэдди» несется на скорости 120 км/ч, и никто не замечает, что я закинул руки за голову, выполняя таким образом автомобильный «тест Тьюринга». Машина легко вписывается в повороты, аккуратно притормаживает в пробках и в целом ведет себя так, что ты забываешь, что наблюдаешь нечто вроде волшебства. И это чудо техники можно купить уже сегодня! Похоже, за автономными автомобилями будущее — это неизбежно. Автомобили в традиционном виде явно устарели. Понадобятся ли моим детям водительские права?
Mercedes Benz Intelligent Drive
Машина умеет самостоятельно перестраиваться из полосы в полосу. Просто надо включить сигнал поворота, а автомобиль выполнит перестроение. Машина умеет самостоятельно рулить, как выяснилось, даже на второстепенных дорогах.
Что-то пошло не так
И вот после десяти километров пробега Super Cruise вдруг отрубился. Почему — непонятно. Система объяснений не предоставила. Возможно, причина — недостаточный для камер автомобиля визуальный контраст между полосами движения и хорошо отмытыми тротуарами. Super Cruise рекомендует мне взяться за руль, но я не спешу это делать. Хочу посмотреть, что будет. CT6 снижает скорость, и, если б я не вмешался, машина остановилась бы посреди шоссе. После того как я взял управление на себя, Super Cruise отказывался работать до тех пор, пока я не выключил зажигание и не запустил машину вновь.
Теперь все в порядке, Super Cruise опять запущен. Камеры, радар и GPS-модуль рисуют картинку, вполне совпадающую с картой, которую с помощью лазерного лидара GM разработала для всех североамериканских шоссе с разделенными полосами (карта записана на хард-диске в автомобиле).
GM: Без руля и педалей Надо очень верить в автономные автомобили, чтобы отказаться от руля и педалей. Тем не менее GM готовит полностью автономную версию Chevy Bolt, которая получит название Cruise AV и выйдет на дороги в 2019 году, если Национальное управление безопасностью движения на трассах разрешит испытания автомобилей без руля и педалей на дорогах общего пользования. Cruise AV будет оснащен пятью установленными на крыше лидарами, 16 камерами, 21 радиолокатором и хард-диском с дорожными картами высокого разрешения. Машина будет способна передвигаться по дорогам в заданной местности днем и ночью, в дождь и туман. Что это будет за местность, какова будет протяженность маршрутов и доступна ли будет Cruise AV для частных покупателей, GM пока не уточняет. Однако, по заверениям представителей компании, 2019-й станет годом, в котором впервые владельцы автомобилей смогут полностью устраниться от управления.
А есть кто за рулем?
Возможно, самое важное устройство в этой машине на дорогу-то как раз не смотрит. Это камера, глядящая на меня прямо с рулевой колонки, — инфракрасный «глаз Саурона». Устройство следит за тем, нахожусь ли я в сознании и смотрю ли на дорогу. Я беру сотовый телефон, и «глаз Саурона» мгновенно реагирует — лампочка над рулевой колонкой меняет цвет с зеленого на красный. Я обхватываю руками руль, смотрю вперед и лампочка вновь становится зеленой. В принципе, эта камера и разрешает вам убрать руки с руля, так как система точно знает, что вы сидите в водительском кресле, а не развалились на заднем сидении и не играете на планшете.
И вот оно — главное противоречие Super Cruise: когда ты проезжаешь 70 км, ни разу не прикоснувшись к рулю, тебе кажется, что ты просто пассажир, наблюдающий за проносящимися мимо пейзажами. Но как только ты въезжаешь в зону ремонтных работ и тебе срочно надо вмешиваться в управление и реагировать, ты сто раз подумаешь, не лучше ли было постоянно следить за дорогой, как это делает обычный водитель. И это основная проблема для всех этих самостоятельно рулящих систем, по крайней мере для тех, что до сих пор изобретены, — довезти человека от порога до порога они пока не в состоянии.
Как это работает? Смотрит ли водитель на дорогу?
- В системе задействованы одна инфракрасная камера и шесть инфракрасных излучателей, которые наблюдают за положением головы водителя. В отличие от обычной камеры, инфракрасная может работать в темноте.
- Программное обеспечение обрабатывает информацию от датчиков и определяет, смотрит ли водитель на дорогу — каково положение его головы, открыты ли глаза.
- Если система замечает, что водитель надолго отвлекся, сигнализация предлагает человеку взять управление на себя.
Телефон-кирпич
И все-таки Super Cruise следует признать выдающимся достижением. Если вы решите вдруг достать пакет чипсов с пассажирского сидения и при этом замешкаетесь, автомобиль точно не съедет в канаву, грамотно сработав рулем и тормозами. Машина защитит от «человеческого фактора». Я проехал километров 500, и большую часть этого пути прокатился с включенной системой Super Cruise. И должен сказать, я устал гораздо меньше, чем если бы крутил руль.
Tesla Autopilot
Второе поколение системы автономного вождения Tesla называется Enhanced Autopilot with Full Self-Driving Capability (усовершенствованный автопилот с полностью автономным вождением). Машина снабжена восемью камерами и вычислителем в 40 раз мощнее компьютера предыдущей версии. Tesla утверждает, что на этом «железе» будет работать более совершенное программное обеспечение, которое еще только разрабатывается.
Уже сейчас техническое сообщество, автопроизводители и юристы согласны с тем, что полностью автономные автомобили — это неизбежное будущее. И система Super Cruise на Cadillac CT6 — явный довод в пользу этого мнения. Но с другой стороны, понятно, что, какой бы совершенной Super Cruise ни была, обеспечить полностью самостоятельное движение автомобиля инженерам и программистам до сих пор не удалось. Мы все еще на заре эры автономного вождения. Нынешние «умные» машины можно уподобить тем первым сотовым телефонам размером с кирпич, которые стали тем не менее предтечами настоящей революции в области связи. И для совершенствования нынешним технологиям потребуются годы и годы. Где мы будем лет через пять? Доверим машинам еще больше свободы и самостоятельности? Да, но, скорее всего, нам по‑прежнему будет необходима возможность в случае чего взять руль в свои руки.
Volvo Pilot Assist II
Первая версия Pilot Assist была рассчитана на передвижение в пробках (небольшие скорости и наличие едущего впереди автомобиля). Новая версия не нуждается в следующей впереди машине и может работать на скоростях до 130 км/ч. Однако она по‑прежнему наиболее эффективна для автономного движения в пробках.