Из человека в сверхчеловека — Как работают таблетки, улучшающие работу мозга
Популярность компаний, которые занимаются производством ноотропов — лекарственных средств, улучшающих когнитивные функции, — постоянно растёт. Появляются новые продукты, издания тестируют и сравнивают их ассортимент, а инвесторы вкладывают деньги в перспективную нишу. Обозреватель vc.ru рассказывает, как действуют ноотропы и как выглядит рынок лекарств, улучшающих работу мозга.
Чуть меньше года назад на vc.ru вышла статья о модафиниле. Препарат, который офисные работники в США используют для повышения работоспособности, кажется беспроигрышным вариантом для тех, кто много работает. В России препарат запрещен, но и в США отношение к нему довольно противоречивое.
Те, кто принимал модафинил в течение долгого времени, говорят, что побочных эффектов от него нет. Да, зависимость появляется, но психологическая — ведь какой смысл отказываться от препарата, который улучшает умственные способности человека?
Даже в США, где модафинил легален и его можно купить онлайн, многие считают его чем-то сродни наркотикам. Чего нельзя сказать о других, менее «агрессивных» ноотропах — лекарственных средствах, которые оказывают специфическое влияние на функции мозга.
Двое друзей Джеффри Ву и Майкл Брандт увидели растущую популярность ноотропов еще в 2014 году. Своей миссией сооснователи называют «улучшение повседневной работоспособности человека». Целевая аудитория компании Ву и Брандта Nootrobox — офисные сотрудники, в частности, ИТ-индустрии. «Здесь царит серьезная конкуренция, поэтому важно всегда быть продуктивным», — говорит Ву изданию Bloomberg.
Потенциал Nootrobox видят и инвесторы. В компанию инвестировали генеральный директор Yahoo! Марисса Майер, исполнительный директор Zynga Марк Пинкус и венчруный фонд Andreessen Horowitz. Общая сумма инвестиционного раунда, закрытого в октябре 2015 года, составила $2 млн. Эти деньги компания собирается потратить на исследования и разработку новых ноотропов.
Стоит сказать, что основатели компании проводят немало исследований влияния ноотропов на человека. Причем, нередко эти исследования ограничиваются тем, что Ву и Брандт ставят эксперименты над своим организмом
Я попробовал «Ноопепт» — это российское терапевтическое лекарство против болезни Альцгеймера. Оно сделало меня более сфокусированным, но были и побочные эффекты — лёгкие галлюцинации и слишком высокая чувствительность. Пришлось от него отказаться.
Джеффри Ву
Такие же эксперименты сопровождали и открытие компании в 2014 году. Ву, Брандт и несколько их друзей собирались на кухне с заранее заказанными порошками ноотропов и смешивали их в разных пропорциях. «У нас были настоящие весы для наркотиков. Мы взвешивали 50 миллиграмм одного порошка, добавляли немного другого и пробовали», — вспоминает Брандт.
Оставив эксперименты в прошлом, Nootrobox предлагает покупателям 4 готовых продукта: 3 набора таблеток Rise, Sprint и Yawn, а также жевательные кофейные кубики Go Cubes.
Rise состоит из компонентов, которые улучшают память, Sprint содержит витамин B, кофеин, усиливающую действие кофеина аминокислоту L-тианин и витамин B8 — инозитол, который восстанавливает нервную ткань. Набор Yawn, в свою очередь, предназначен для нормализации сна.
Go Cubes, по сути, представляют собой жевательные версии таблеток Sprint. Два кубика содержат 100 миллиграмм кофеина, что эквивалентно двум чашкам кофе. «Если не учитывать того, что вы понятия не имеете, сколько кофеина употребляете, когда пьёте кофе», — говорит Ву. Сооснователь Nootrobox имеет в виду то, что кофе в разных заведениях заметно отличается по составу и заявить со 100% уверенностью, что человек выпил ту или иную дозу кофеина нельзя.
Месячная доза Rise, Sprint или Yawn стоит от $36 до $44. В упаковке 60 капсул, которые нужно принимать по две в день — утром и днём или днём и вечером, в зависимости от набора. 80 кубиков Go Cubes обойдутся в $53,10.
Несмотря на новизну ниши, у Nootrobox немало конкурентов. В интервью изданию Bloomberg, основатель Nootroo Эрик Мецнер заявил, что Nootrobox «просто продают засахарённые кофейные кубики» и рассматривать компанию как производителя ноотропов не стоит.
Nootroo продаёт всего один продукт по подписке. Набор капсул Nootroo, которого хватит на месяц, обойдется в $54,95. В их основу входит препарат пирацетам, вокруг которого и была построена концепция ноотропов в семидесятых годах. Во многих странах пирацетам используется в качестве средства для профилактики болезни Альцгеймера и для улучшения мозговой деятельности.
На странице покупки находится мотивирующая цитата человека, придумавшего ноотропы, Корнелиу Джурджа: «Человек не будет миллионы лет ждать пока эволюция усовершенствует его мозг».
«В Nootroo содержатся ингредиенты, которых нет в обычной еде. «Один добывается из кожицы ананаса, другой — из желудка шелкопряда», — говорит Мецнер. Основатель Nootroo съедает одну капсулу ноотропов каждый день перед тем, как встать с кровати. Чтобы подтвердить их действенность, он садится перед редактором Bloomberg за компьютер и проходит тест скорости печати. Результат — 150 слов в минуту. Средний результат — 40–50 слов.
Вдохновившись результатом Мецнера и употребив дневную норму кофе, обозреватель vc.ru попробовал пройти аналогичный тест. Результат получился более скромным — 107 слов в минуту.
В качестве основного активного ингредиента пирацетам использует и компания TruBrain. Согласно сайту компании, их напиток, по сути, объединяет все свойства конкурентов — даёт концентрацию, энергию, улучшает память и когнитивные функции. Помимо пирацетама в напитке содержится кофеин, L-теанин, которые отвечают за энергетический подъём и уридин с центрофеноксином, которые способствуют усвоению рибонуклеиновой кислоты.
По заявлению создателей TruBrain, их продукт протестирован лучше, чем аналоги. На сайте есть видео, в котором доктор Эндрю Хилл объясняет методологию тестирования. Ученые использовали специальные устройства, которые считывают мозговые волны и анализируя мозг людей творческих профессий, смотрели, как на их деятельность влияют различные ноотропы.
Мария Аниканова, врач-невролог, блогерИсследований по ноотропам много, но ни одного, подтверждающего эффективность этих препаратов, нет. С толку могут сбить многочисленные публикации в русскоязычной периодике, в которых отражен положительный эффект этих препаратов в лечении самых разных состояний и симптомов. Но они не выдерживают никакой критики: маленькие выборки, странные конечные точки исследований и так далее. Все эти статьи имеют коммерческую подоплёку и к науке отношения не имеют.
Тест, который курировался, проводился и спонсировался командой TruBrain, помог найти «идеальную смесь веществ, которые помогают сконцентрироваться и улучшить память».
10 напитков TruBrain, которые всё же больше похожи на пакетики с едой для космонавтов, стоят $19. Компания рекомендует употреблять по одному напитку в день, соответственно, месячный набор обойдётся в $57 — чуть дороже, чем у конкурентов.
Сравнивая несколько ноотропов от разных компаний, редактор Bloomberg Кэролайн Винтер попыталась описать их действие.
Сначала я выпила капсулу Nootroo и не почувствовала никакого эффекта. На следующий день поэкспериментировала с продукцией Nootrobox. Мы с коллегой выпили по таблетке Sprint и почувствовали какой-то внутренний толчок. Маниакально печатая по клавиатуре, я сказала коллеге: «Что-то точно происходит». Она согласилась.
Кэролайн Винтер
Компании по производству ноотропов уверены в светлом будущем. Недавно Nootrobox заключили партнёрство с Университетом Маастрихта. Исследователи университета будут тестировать преимущества капсул Sprint в сравнении с приёмом чистого кофеина.
В середине апреля 2016 года Nootrobox также анонсировали сотрудничество с Jawbone, которая займётся разработкой приложения для отслеживания эффекта приёма ноотропов. Ожидается, что приложение Jawbone сможет анализировать различные показатели жизнедеятельности, например, сердечный ритм, и оценивать его изменения.
Мария Аниканова, врач-невролог, блогерНа территории России к ноотропам относятся неоднозначно. Большинство специалистов в курсе недоказанной эффективности этих препаратов, более того, повседневная врачебная практика подтверждает их неэффективность. Однако ноотропы продолжают назначать в силу самых разных причин: ради эффекта плацебо, чтобы избежать жалоб пациента главному врачу и вышестоящим контролирующим организациям, чтобы создать видимость лечения в ситуациях, где выздоровление пациента невозможно, но пациент не готов принять этот факт.
Ноотропы показывают небывалую эффективность, если их принимает человек, который уверен, что перед ним чудо-лекарство. Так как психика пациента таит мощные резервы к восстановлению, доктор не упускает случая воспользоваться этим ресурсом, а потому часто назначает ноотропы тем, кто верит в них — тот факт, что улучшение состояния срежиссировала психика пациента, а вовсе не чудодейственная формула ноотропа, не так важен.
В избр.
Ком.
© vc.ru