Итоги года: Самые важные сделки 2016 года

Редакция vc.ru выбрала самые значимые и обсуждаемые сделки, которые состоялись или о которых было объявлено в 2016 году. В список вошли как российские, так и иностранные компании, которые участвовали в инвестициях или покупке других организаций.

Facebook и MSQRD

В марте 2016 года Facebook объявила о покупке белорусской компании Masquerade Technologies, которая разработала приложение для наложения масок на лица в реальном времени MSQRD. Сервис был запущен в декабре 2015 года и чуть более чем за два месяца он набрал более 10 млн пользователей.

Основатели MSQRD Евгений Невгень, Сергей Гончар и Евгений Затепякин в итоге перешли на работу в лондонский офис Facebook. Сумма сделки не оглашалась и к концу 2016 года остаётся неизвестной.

7c98ae809943c1.jpgОснователь и глава Facebook Марк Цукерберг объявляет о приобретении MSQRD, используя маски сервиса

Verizon и Yahoo, AT&T и Time Warner, «Мегафон» и Mail.Ru Group

Американский оператор Verizon в июле 2016 года объявил о покупке основного бизнеса интернет-холдинга Yahoo за $4,8 млрд. По итогам сделки телеком-компания планировала объединить с холдингом AOL поисковик Yahoo, почтовый сервис компании с ежемесячной аудиторией 225 млн пользователей, новостные сервис, а также активы в сфере рекламного бизнеса.

К концу 2016 года эта сделка всё ещё не была закрыта — по данным Bloomberg, из-за новостей об утечках данных пользователей Yahoo руководство Verizon решило либо снизить цену интернет-компании, либо вовсе отказаться от покупки.

В октябре 2016 года телекоммуникационная компания AT&T объявила о похожей сделке — она договорилась о покупке конгломерата Time Warner за $85,4 млрд (с учетом задолженности покупаемой компании сумма сделки оценивается примерно в $108,7 млрд). По итогам сделки покупатель получил контроль над такими брендами, как HBO, Warner Bros. и CNN.

Журналисты издания The Verge тогда говорили, что подобные сделки «имеют серьезные последствия для интернета и индустрии развлечений», так как теперь телеком-компании стали конкурировать с крупнейшими создателями контента, такими как Netflix.

Схожие изменения теперь происходят и в России — например, в декабре 2016 года оператор «Мегафон» объявил о планах приобрести за $740 млн контроль над холдингом Mail.Ru Group, в который входят соцсети «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Мой мир», ряд онлайн-игр, картографический сервис Maps.me, мессенджеры ICQ и «Mail.Ru Агент» и другие проекты.

1d82332236eede.jpgРуководитель Yahoo Марисса Майер

Microsoft и LinkedIn

«Профессиональная» соцсеть LinkedIn стала частью корпорации Microsoft — компании объявили об этом соглашении в июне 2016 года. Сумма сделки тогда составила $26,2 млрд, окончательно она была закрыта только в декабре 2016 года.

Во время анонса о покупке соцсети глава Microsoft Сатья Наделла отметил, что приобретение LinkedIn позволит компании развивать свои продукты в сфере продуктивности и организации бизнес-процессов. В частности, он предположил, что Microsoft будет интегрировать соцсеть в свои продукты Office 365. В итоге, чтобы добиться одобрения сделки Евросоюзом, Microsoft пообещала не поставлять приложения LinkedIn вместе с Windows, чтобы не создавать угрозу для соцсетей-конкурентов.

e67c6960ac1b4b.jpg

«Рокетбанк» и «Открытие»

В апреле 2016 года банк «Открытие» выкупил стартап «Рокетбанк», с которым он начал сотрудничать за несколько месяцев до сделки. В декабре 2015 года «Рокетбанк» стал выдавать карты, которые обслуживались в «Открытии», параллельно поддерживая работу карт, выданных предыдущим партнёром, банком «Интеркоммерц». В феврале 2016 года у Центробанк отозвал лицензию у «Интеркоммерца» и банк «Открытие» стал единственным партнёром «Рокетбанка».

По итогам сделки команда стартапа перешла на работу к покупателю в виде самостоятельного подразделения, в «Открытии» тогда не не исключали возможность интеграции digital-сервисов компаний друг с другом. Сумма сделки официально не разглашалась, однако источники РБК говорили, что стороны обсуждали сумму в 300 млн рублей ($4,5 млн).

3ef5107f298f89.jpg

Unilever и Dollar Shave Club

Один из крупнейших производителей продуктов питания и товаров личной гигиены Unilever в июле 2016 года договорился о покупке стартапа по доставке бритвенных станков Dollar Shave Club. Официально сумма сделки не разглашалась, но источники Fortune утверждали, что Unilever готова заплатить $1 млрд наличными.

По мнению TechCrunch, таким образом Unilever освободила себя от необходимости заниматься созданием собственного нового проекта, который мог не достичь успеха. «Крупные бренды просто не могут позволить себе пойти на такой риск — любое их действие должно приносить акционерам прибыль в краткосрочной перспективе. Поэтому они ищут альтернативы», — объясняли тогда журналисты издания.

Microsoft и бренд Nokia

В мае 2016 года Microsoft решила продать свой бизнес по созданию кнопочных телефонов компаниям FIH Mobile (дочернему предприятию китайской Foxconn). Тогда же компания сообщила, что бренд на устройства Nokia передан финской HMD Global, которая сразу же объявила о партнёрстве с одноимённой компанией и планах выпустить ряд смартфонов Nokia под управлением Android.

Общая сумма сделки составила $350 млн. Официально Microsoft не отказалась от намерений заниматься смартфонами и операционной системой Windows 10 для мобильных устройств, однако объявила, что теперь будет активнее сотрудничать с другими компаниями-производителями — например, Acer, Alcatel и HP.

В декабре 2016 года HMD Global представила два новых кнопочных телефона под брендом Nokia с минимумом функций и большим запасом батареи. По слухам, новый смартфон Nokia будет представлен в начале 2017 года.

74b368097b6b2b.jpg

Uber China и Didi Chuxing

В августе 2016 года сервис для вызова автомобилей Uber объявил о том, что его китайское подразделение Uber China перейдёт под контроль основного местного конкурента — компании Didi Chuxing. В обмен Uber получил 5,89% в капитале Didi и возможность оставить свой бренд для работы сервиса в Китае.

Глава Uber Трэвис Каланик тогда заявил, что сделка позволит обеим компаниям высвободить ресурсы для «смелых инициатив — от самоуправляемых автомобилей до новых технологий логистики и продовольствия». На конкуренцию с Didi Chuxing компания тратила в Китае около $1 млрд в год.

0076bf3063d4d7.png

«Cбербанк», Фридман, Volkswagen, Uber и Gett

В 2016 году такси-сервисы Uber и Gett активно привлекали инвестиции и заключали соглашения как с российскими, так и с зарубежными партнёрами. Например, Uber привлёк финансирование от венчурного фонда «Сбербанка», а также холдинга LetterOne, принадлежащего Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичеву (группа компаний инвестировала $200 млн).

В свою очередь, Gett привлёк кредит от «Сбербанка» на $100 млн для финансирования экспансии сервиса по России и миру. Кроме того, компания получила $300 млн от автоконцерна Volkswagen, предназанченные для развития в США и Европе. Тогда же Volkswagen пообещала «эксклюзивные условия» партнёрам Gett по использованию автомобилей корпорации.

af4927eed2eb7a.jpg

TNS и ВЦИОМ

Из-за закона об ограничении телеизмерений иностранными компаниями британской WPP пришлось продать 80% российского измерителя TNS Russia, который занимается изучением аудитории телеканалов, сайтов и СМИ. Покупателем стал государственный ВЦИОМ, который для финансирования сделки привлёк кредит на сумму 1,4 млрд рублей.

После перехода под контроль ВЦИОМа телеизмеритель сменил своё название на Mediascope и получил аккредитацию Роскомнадзора. Так как закон обязывает рекламодателей и их посредников с сентября 2017 года при публикации ТВ-роликов руководствоваться только данными аккредитованной компании, все они будут пользоваться услугами Mediascope.

c727c8a0d785f5.jpg

Покупки Mail.Ru Group: GeekBrains, Pixonic и Delivery Club

В августе 2016 года холдинг Mail.Ru Group приобрёл контрольную долю в образовательной онлайн-платформе для программистов GeekBrains — официально сумма сделки не разглашалась. В интернет-компании также не стали пояснять конкретную цель приобретения площадки, объяснив, что эти инвестиции стали «частью системной работы в области развития образования и подготовки ИТ-профессионалов».

Помимо этого, в октября группа компаний сообщила о покупке российского разработчика мобильных игр Pixonic за $30 млн. Тогда сооснователь холдинга Дмитрий Гришин заявил, что «объединение позволит усилить направление международной мобильной разработки и издательства» компании.

Крупнейшей сделкой Mail.Ru Group в 2016 году стало ноябрьское приобретение сервиса по доставке еды Delivery Club у международного холдинга Foodpanda за $100 млн. Комментируя сделку, Гришин отметил важность выхода холдинга в сектор foodtech-проектов, который «демонстрирует устойчивый рост». Вскоре после приобретения Delivery Club покупатель вернул в компанию бывших топ-менеджеров сервиса Константина Захарова и Андрея Лукашевича, которые ранее уволились из-за ограничений Foodpanda, мешающих им активно развивать проект.

Покупка Delivery Club cтала не единственной сделкой Mail.Ru Group в foodtech-секторе. В декабре холдинг вместе с бывшим главой ГК «Дикси» Ильёй Якубсоном и ещё несколькими инвесторами инвестировали 100 млн рублей в российский сервис доставки продуктов питания из магазинов Instamart.

7b010444feffd0.jpg

«Сафмар», «М.Видео» и «Эльдорадо»

Финансовая группа «Сафмар» семьи Гуцериевых-Шишханова в 2016 году объявила о покупке сразу двух торговых сетей бытовой техники и электроники — «Эльдорадо» (по оценкам, за 24–26 млрд рублей) и «М.Видео», которая оценивается в $1,26 млрд.

Руководство обеих компаний уже согласилось на сделку с «Сафмаром», однако покупка «М.Видео» ожидает одобрения Федеральной антимонопольной службы — ведомство должно изучить, как повлияет на рынок переход компании вслед за «Эльдорадо» к одному владельцу, у которого уже есть сеть «Техносила». По предварительной оценке, если все сделки будут закрыты, то «Сафмар» будет контролировать менее 35% российского рынка бытовой техники и электроники.

d1a2cae262cab3.jpg

Покупки »1С»: «Мегаплан», Quick Resto и amoCRM

В апреле 2016 года компания »1С» сообщила о покупке блокирующего пакета акций (27,06%) в компании «Мегаплан», которая занимается разработкой CRM-системы для автоматизации бизнес-процессов. С учётом уже имеющихся пакетов, общая доля »1С» в компании достигла 99%.

Чуть позже, в августе,»1С» купила контроль в сервисе автоматизации ресторанного бизнеса Quick Resto, однако стороны тогда не стали раскрывать параметры сделки. Основатель »1С» Борис Нуралиев тогда назвал облачную автоматизацию малого бизнеса «очень перспективным направлением», которым компания собирается заниматься как самостоятельно, так и с помощью партнёров.

Спустя три месяца, в октябре,»1С» объявила о приобретении ещё одной компании — она получила контрольный пакет в разработчике облачной CRM-системы amoCRM. «Мы будем развивать направление CRM-систем как на платформе »1С: Предприятие», так и совместно с создателями других успешных программ и сервисов, таких, как amoCRM», — пояснил Нуралиев. В августе 2016 года amoCRM уже приобрела 50% сервиса обратных звонков клиентам CallbackHunter.

647dd600210550.jpg

Fitbit и Pebble

Производитель фитнес-трекеров Fitbit в декабре 2016 года договорился о поглощении компании-создателя «умных» часов Pebble. Сумма сделки оценивается в $34–40 млн, что значительно меньше предложения японской Citizen в 2015 году — тогда она предлагала $740 млн.

Cоздатели Pebble хоть и смогли получить более $40 млн на Kickstarter, но всё же не справились с построением устойчивой базы для своего дальнейшего развития, писали VentureBeat и The Information. По данным изданий, большая часть средств от сделки с Fitbit будет направлена на погашение долгов производителя «умных» часов.

06ead97e1f10d3.jpg

Google и Api.ai

В сентябре 2016 года Google объявила о приобретении российской компании Api.ai, основанной Ильёй Гельфенбейном, Павлом Сиротиным и Артёмом Гончаруком. Стартап занимается разработкой технологий для внедрения голосового интерфейса в различные устройства и приложения. Сумма сделки тогда не раскрывалась.

Уже в декабре 2016 года Google на основе технологий Api.ai открыла возможность для сторонних разработчиков создавать свои действия для голосового помощника компании, Google Assistant.

f610c297fea9f4.jpg

Другие сделки

Социальная сеть MySpace в 2016 году сменила владельца — в феврале её вместе с другими активами маркетинговой платформы Viant выкупило издательство Time, которому принадлежит Fortune, People, Sports Illustrated, InStyle и другие. Сумма сделки не разглашалась.

Кроме того, ранее популярный сервис анонимных вопросов Ask.fm в июле 2016 года был продан украинскому фонду Noosphere Ventures. Ни покупатель, ни продавец (холдинг InterActiveCorp, которому также принадлежат Tinder и Match.com) не стали раскрывать сумму сделки. Согласно заявлению Noosphere Ventures, новый владелец «увидел для себя благоприятные перспективы в вопросе упрочнения позиций продукта на международном рынке».

Тогда же, в июле, Mail.Ru Group продала свою долю в 80% фото- и видеохостинга Radikal, который был создан ещё в 2005 году. Холдинг объяснил сделку тем, что он выходит из непрофильных активов — проектов, которые не соответствуют стратегии Communitainment (коммуникации и развлечения для пользователей). Покупателем проекта стало научно-производственное предприятие (НПП) «Радикал», которому до этого принадлежало 20% хостинга.

Статьи по теме

©  vc.ru