Итоги года: кадровые перестановки, запуски и закрытия в медиа в 2016 году


Редакция vc.ru собрала самые значимые открытия и закрытия медиапроектов, а также кадровые перестановки в СМИ, которые произошли в 2016 году.

Смена руководства редакции РБК

В мае 2016 года руководство медиахолдинга РБК приняло решение об увольнении главного редактора одноимённой газеты Максима Солюса. В ответ на это о своём уходе заявили главный редактор РБК Роман Баданин и шеф-редактор Елизавета Осетинская. 13 мая 2016 года — их последний рабочий день в холдинге. Вслед за ними входящие в группу издания покинула часть журналистов.

Генеральный директор РБК Николай Молибог тогда объяснял, что решение связано с отсутствием «единого мнения по части важных вопросов». В свою очередь, Осетинская утверждала, что увольнение руководства редакции связано с публикациями расследований о друзьях и приближённых президента России Владимира Путина.

В июле объединённую редакцию РБК возглавили Елизавета Голикова и Игорь Тросников, которые до этого работали в «Коммерсанте» и ТАСС.

Одновременно с этим ходили слухи, что владеющий РБК холдинг «Онэксим» Михаила Прохорова рассматривает возможность продажи медиаактива. Первая информация появилась ещё до увольнения руководства редакции — в апреле, после обысков в головном офисе «Онэксим» и в офисах структур, входящих в группу. СМИ связывали следственные действия с попытками заставить Прохорова продать медиахолдинг, однако в «Онэксиме» неоднократно опровергали эту информацию.

Роман Боданин после ухода из РБК возглавил телеканал «Дождь», Елизавета Осетинская проходит обучение в Стэнфордском университете и периодически пишет колонки для издания Republic (бывший Slon Magazine).

0dfbcb79414090.jpg

Создание «русского BuzzFeed» и закрытие региональных редакций Life

В январе 2016 года глава холдинга News Media Арам Габрелянов рассказал о планах объединить Lifenews, Super.ru и часть других изданий группы на новом сайте, который, по его словам, стал бы «чем-то типа BuzzFeed».

«Год назад мы приняли решение, что будем больше ориентироваться на интернет. По сути раньше главным у нас был телек — Lifenews. Теперь главным будет Life.ru, а телеканал будет как бы приложением к нему», — объяснял он тогда.

Проект Life начал работу в апреле 2016 года. Издание возглавил Александр Потапов, который до февраля занимал пост главного редактора «Известий».

dbcfe121761b3e.jpg

В октябре 2016 года Габрелянов анонсировал смену концепции развития Life, в ходе которой телеканал в течение трёх-пяти лет должен отказаться от вещания в кабельных сетях и полностью перейти на интернет-вещание. Заместитель главы News Media Анатолий Сулейманов тогда говорил, что после ухода из пакетов кабельных операторов канал потеряет около трети нынешних доходов, однако сможет компенсировать потери за счёт рекламодателей в интернете.

Спустя месяц, в ноябре, холдинг News Media решил закрыть почти все региональные филиалы Life, сохранив только редакции в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре. В других регионах компания оставила только операторов на случай необходимости организовать прямую трансляцию с места событий.

Вместо этого издание решило развивать в регионах проект по сотрудничеству с местными журналистами и СМИ, выпуская совместные материалы. Централизация приведёт к сокращению 150 региональных сотрудников Life, в том числе 40 журналистов, говорил Сулейманов. В то же время он указывал, что это позволит сэкономить около 1,5–2 млн рублей в месяц.

В середине декабря источники «Фонтанки» рассказали, что в News Mediа также решили сократить часть сотрудников петербургского Life78 и реорганизовать вещание канала, отказавшись от производства студийных программ и сохранив только репортажи с места событий.

Look At Media и The Village

Сооснователь издательства Look At Media (LAM), в которое входят The Village, Furfur и Wonderzine, Василий Эсманов в октябре 2016 года объявил о своём уходе из компании. Он объяснил это решение желанием развивать новые проекты. Вслед за ним из LAM ушла директор по продукту англоязычного издания «о культуре и городе» Hopes&Fears Маргарита Попова, которая с лета 2014 до конца 2015 года возглавляла издание Look at Me, а после его заморозки перешла в Hopes&Fears. Работа последнего была также приостановлена в январе 2016 года.

f40ef54c745cdb.jpgВасилий Эсманов

В ноябре второй сооснователь и глава LAM Алексей Амётов рассказал о планах издательства в течение трёх-четырёх лет перестать развивать сайты своих изданий в пользу публикации контента в соцсетях и приложениях. Он объяснил, что сайты останутся в качестве «витрины» изданий, а компания сосредоточится на распространении контента через «Facebook, «ВКонтакте», iOS, Android и другие крупные экосистемы, которые внутри себя могут нести контентные и интерактивные вещи».

В конце ноября об уходе из LAM объявил главный редактор The Village Юрий Болотов, объяснив это разногласиями с менеджментом компании по дальнейшему развитию проекта. Суть разногласий он не уточнил. Вместе с ним об уходе из LAM объявил и арт-директор издательства Никита Трепцов. Место Болотова займёт издатель самарского интернет-издания «Большая деревня» (Bigvill) Татьяна Симакова, она возглавит редакцию The Village после новогодних каникул.

Комментируя назначение Симаковой, Амётов отметил, что главный редактор из региона сможет помочь с развитием программы по продаже франшизы на запуск региональных филиалов The Village, о запуске которой компания объявила в декабре.

Редакционные скандалы в российском Forbes

В январе 2016 года российский Forbes возглавил Николай Усков, руководивший ранее проектом «Сноб» и российской версией журнала GQ. Его предшественник, Эльмар Муртазаев, перешёл на телеканал РБК, где занял пост управляющего директора.

Смена руководства редакции произошла после того, как осенью 2015 года ACMG бизнесмена Александра Федотова приобрела российский Forbes у немецкого издательского дома Axel Springer. Причиной продажи журнала стал закон об ограничении доли иностранного владения российскими СМИ до 20%.

5bdc91def1284c.jpgНиколай Усков, главный редактор российского Forbes

После смены владельца и руководства российский Forbes несколько раз оказывался в центре скандалов, связанных с увольнениями журналистов и вмешательством издателя в редакционную политику. В июле 2016 года издание покинул директор по развитию digital-проектов Андрей Коняхин. Сам он утверждал, что решение принято по взаимному согласию с издательством, однако заместитель шеф-редактора сайта Forbes.ru Анастасия Горшкова утверждала, что о сокращении должности руководителя по развитию digital-проектов Коняхину сообщили после его отказа «подчиниться указанию, противоречащему редакционной политике». По её словам, Коняхин снял с сайта рекламные тексты, опубликованные без пометки «на правах рекламы», и отказался их вернуть.

Сама Горшкова также покинула издание. Кроме того, она подала жалобу на «Ас Рус Медиа» (занимается издательством Forbes в России) в Трудовую инспекцию, обвинив компанию в невыплате обещанных денег из гонорарного фонда, а также незаконном вычете из зарплаты 27 тысяч рублей якобы из-за её отсутствия на рабочем месте в то время, когда Горшкова работала удалённо по согласованию с непосредственным руководством. В итоге она получила от издательства около 900 тысяч рублей в качестве компенсации.

В декабре из Forbes уволилась обозреватель Елена Зубова. Она также подала в суд на структуры Федотова, которые отвечают за управление издательством. Свой уход Зубова объяснила «изменением редакционной политики» и отказом от принятых редакцией стандартов. Суть исковых претензий к издателю она не раскрыла, однако заявление было подано после инцидента с правками в рейтинг высокооплачиваемых российских топ-менеджеров, который Forbes выпустил в ноябре.

В этом рейтинге глава ВТБ Андрей Костин занял третье место, однако авторы не указали его зарплаты. В Forbes объяснили это тем, что группа ВТБ не предоставила данные о вознаграждениях ключевых руководящих сотрудников. При этом у журналистов, составлявших рейтинг, были собственные расчёты зарплаты Костина, однако в итоге редакция отказалась от публикации этих данных. После этого 25 журналистов Forbes написали письмо Федотову с просьбой объяснить ситуацию. По их мнению, владелец журнала вмешался в редакционную политику, потребовав не публиковать эту информацию.

Закрытие бумажной «Афиши»

За 2016 год «Афиша» не выпустила ни одного номера одноимённого журнала. Креативный директор «Афиши» Филипп Бахтин рассказал, что решение закрыть журнал было принято уже в декабре 2015 года, несмотря на публичное заявление компании о планах выпустить в 2016 году четыре номера.

«Решение принято год назад, журнал закрыт и не выходит. С моей точки зрения, это было правильное решение, но очень болезненное и неприятное: люди теряли работу, закрывался проект, который много лет всем нравился», — резюмировал Бахтин.

9b6219b49f16c2.jpg

Уход «Русского репортёра»

В июле 2016 года медиахолдинг «Эксперт» приостановил выпуск журнала «Русский репортёр», объяснив решение работой над перезапуском проекта. Компания планировала возобновить выпуск «Русского репортёра» во второй половине ноября, однако с тех пор не вышло ни одного номера журнала.

Гендиректор «Эксперта» Валерий Фадеев объяснил, что холдинг до сих пор не нашёл средств для возобновления выпуска журнала. По данным «Коммерсанта», на перезапуск «Русского репортёра» потребуется около 70 млн рублей в первый год.

Сайт «Русского репортёра» не обновлялся с конца октября 2016 года. Часть сотрудников находится в отпусках, а часть уволена, объяснил приостановку работы сайта главный редактор издания Виталий Лейбин.

980b19573a3124.jpg

Варламов и «Мослента»

В апреле 2016 года блогер Илья Варламов покинул издание «Мослента», принадлежащее группе Rambler&Co. Он обвинил исполнительного директора по медиа Rambler&Co Алексея Гореславского, курировавшего проект, в обмане и невыполнении обязательств. По словам Варламова, он работал в «Мосленте» без оформления и без зарплаты, однако в качестве оплаты за сотрудничество издание должно было привлекать посетителей на его сайт.

«Я помогаю раскрутить «Мосленту», используя свои медийные ресурсы, «Рамблер» отливает трафик на «Варламов.ру». Обязательства передо мной не были выполнены в полном объёме», — утверждал блогер.

Кроме того, Варламовал связывал решение Гореславского сменить руководство редакции «Мосленты» на «более управляемую» с «постоянным давлением» со стороны московских властей. «Я не знаю, были ли какие-то обязательства перед мэрией, мне о них ничего не известно. Я точно знаю, что на него оказывалось постоянное давление с их стороны, когда у нас публиковались негативные материалы», — говорил он.

В Rambler&Co тогда не стали комметировать обвинения Варламова, сказав лишь, что редакционной политикой «Мосленты» занимается главный редактор лично.

590476535e0a2e.jpg

Переименование Slon в Republic

Осенью издание Slon Magazine сменило название на Republic и переехало на новый домен. Название Republic больше подходит аналитическому изданию о политике, экономике и бизнесе, объяснял издатель проекта Максим Кашулинский.

Издание также добавило новые рубрики: Cover Story, в которой еженедельно публикуются материалы, посвящённые главному событию недели, «Ревизия» с разбором актуальных вопросов и событий, а также приложение выходного дня Weekly

С августа редакцию издания возглавляет Ирина Малкова, которая до этого занимала пост заместителя главного редактора РБК.

Татьяна Лысова и «Ведомости»

В октябре 2016 года газета «Ведомости» сообщила, что главный редактор издания Татьяна Лысова покинет свой пост весной 2017 года. «У меня дети школьники, и большую часть их жизни они видели маму только по утрам и по выходным. Это плохо и для них, и для меня. Давно пора уделять им больше внимания, пока оно им еще нужно», — объяснила она.

При этом неназванные источники радиостанции «Эхо Москвы» утверждали, что решение об увольнении Лысовой принял собственник издания Демьян Кудрявцев. Сам он заявил, что редакция будет «советоваться с ней и равняться на неё и дальше, что бы она ни делала».

77b73f43e2daf4.jpgТатьяна Лысова

Светлана Бабаева и «Газета.Ru»

В июле 2016 года главный редактор издания «Газета.Ru» Светлана Бабаева, возглавлявшая редакцию с 2013 года, покинула свой пост. Её место заняла Ольга Алексеева, которая ранее возглавляла в издании отдел бизнеса.

По данным РБК, решение об уходе Бабаевой было принято внезапно и стало неожиданностью для всей редакции. Источники издания утверждают, что ей даже не объяснили причины увольнения.

a5fd83afcaa4d4.jpgСветлана Бабаева

Запуск русскоязычной версии делового журнала Inc

В ноябре начал работать сайт русскоязычной версии американского журнала о малом и среднем бизнесе Inc. Инвестором проекта выступил российский предприниматель Владимир Палихата, бывший президент концерна «Росэнергомаш» и глава инвестфонда Legacy Square Capital.

Сейчас Inc Russia работает только в виде сайта, но в 2017 году редакция планирует начать выпускать и полноценный бумажный журнал. Зарабатывать проект планирует за счёт рекламы, в том числе на спецпроектах и нативной рекламе, а также за счёт «клуба Inc», который займётся проведением конференций, мастер-классов и круглых столов.

011e943446a642.png

Минаев и Esquire

Писатель Сергей Минаев в октябре назначен главным редактором российской версии журнала Esquire. Он заменил на этом посту Ксению Соколову, которая возглавляла редакцию с августа 2016 года. В издательском доме Independent Media, который владеет журналом, объяснили уход Соколовой её решением заняться собственными проектами. Однако источники «Ведомостей» утверждали, что издателям Esquire не понравилось участие Соколовой в избирательной кампании в Госдуму.

c44e8b4d619cf8.jpgСергей Минаев

Редакции «Кинопоиска» и ivi

В ноябре главный редактор «Кинопоиска» Михаил Клочков покинул свой пост после девяти лет работы в проекте. Вместо него редакцию возглавила бывший корреспондент РБК, «Ленты.Ру» и Forbes Елизавета Сурганова, которая с весны 2016 года работала заместителем Клочкова.

В декабре к «Кинопоиску» присоединился бывший главный редактор «ВОС» и The Village Милослав Чемоданов. Он в качестве заместителя Сургановой будет отвечать за спецпроекты «Кинопоиска».

Сам Клочков возглавил принадлежащее онлайн-кинотеатру ivi издание о кино «Титр». Он также возглавил медиа-контентное направление видеосервиса, в его обязанности входят работа с редакциями ivi «Титра», контентный маркетинг, а также участие во всех процессах отдела контента ivi.

8c6dbf55fc0b89.jpgЕлизавета Сурганова

«Пикчер» и его проекты

В декабре начало работать онлайн-издание для родителей дошкольников «Нет, это нормально» (НЭН), его запустили агентство «Пикчер» и бывшие сотрудники «Ленты.ру». Проект возглавила бывший руководитель рубрики «Из жизни» издания «Лента.ру» Лена Аверьянова.

Издание рассчитано на матерей и отцов, у которых есть дети от 0 до 7 лет, а также на будущих родителей.

Само агентство «Пикчер» основано в августе 2016 года бывшими сотрудниками компании «Мохнатый сыр» Андреем Коняевым, Игорем Белкиным, Игорем Петрушовым и Всеволодом Чагаевым. «Пикчер» объединяет площадки «Лентач» и «Образовач», рекламное диджитал-агентство и сейлз-хауз.

«Горький»

Основатель книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов и бывший редактор «Афиши» Нина Назарова запустили онлайн-издание о книгах и чтении «Горький». Проект позиционирует себя как издание, которое пишет о разных книгах: «старых и новых, серьезных и смешных, массовых и выходящих небольшими тиражами в независимых издательствах, русских и зарубежных, книгах, в чтении которых стыдно признаться друзьям, и книгах, по которым защищают диссертации».

В частности, на сайте есть раздел «Книжная полка», где собраны все книги, когда-либо упоминавшиеся в рецензиях и статьях, объединённые в базу данных. Также редакция пишет о мероприятиях и дискуссиях, связанных с книжной культурой.

Rusbase и RB.ru

Деловое интернет-издание RB.ru в апреле приостановило свою работу по решению владельца — французской Viadeo, основным бизнесом которой является одноимённая профессиональная социальная сеть. Компания решила сосредоточиться на развитии ключевого бизнеса, а все филиалы в Китае, Африке и России — закрыть. Российский офис Viadeo был закрыт в октябре.

Сразу после объявления о приостановке работы RB.ru генеральный директор издания Rusbase Мария Подлеснова начала вести переговоры о покупке проекта. Соглашение было достигнуто в мае. Компания Rusbase получила само издание, доменное имя rb.ru, базу пользователей сайта и ряд торговых знаков. Сумму сделки стороны не разглашают.

e539671d82ff52.jpgРедакция RB.ru

Закрытие российских Interview, Allure и Traveller

В ноябре издательский дом Conde Nast решил прекратить с 2017 года выпуск журналов Allure и Conde Nast Traveller в России, а также закрыть их сайты. В письме сотрудникам и партнёрам президент издательства Анита Гиговская объяснила это решение экономической ситуацией в России, которая «за последние два года изменилась не в лучшую сторону».

В декабре по аналогичным причинам был приостановлен выпуск журнала «Interview Россия». Декабрьский юбилейный номер стал последним для издания, он содержит рекордные для журнала 450 страниц с подборкой лучших материалов за время существования российской версии.

«Заморозка» проекта «Звуки.ру»

В декабре главный редактор и издатель старейшего издания о музыке «Звуки.ру» Соня Соколова объявила о «заморозке» проекта на неопределённый срок. Решение связано с финансовыми сложностями и партнёрскими соглашениями, объяснила она, не раскрывая подробности.

Одновременно с этим Соколова объявила о сборе средств, которые «пригодятся» на перезапуск проекта, а также обновление мобильной версии сайта и оптимизации дизайна. «Звуки.ру» были запущены в 1996 году и проработали 20 лет.

1313e1a4d24604.jpgСоня Соколова

Splah

Бывший главный редактор AdMe Ксения Лукичева и основатель газеты «Коммерсантъ» Владимир Яковлев в ноябре запустили «платформу для авторских тематических проектов» Splash. По их словам, проект создан в качестве площадки для монетизации способностей талантливых авторов.

Особое внимание команда проекта уделила социальным сетям, создав в Facebook восемь различных сообществ — чтобы «люди могли подписываться на то, что им интересно, и не засорять своё информационное пространство», объяснила Лукичева.

96ab02f8110a25.jpg

Новые издания Rambler&Co

Холдинг Rambler&Co запустил в 2016 году несколько тематических медиапроектов: в сентябре начал работать сайт Get Russia с переводами материалов «Афиши», «Ленты.ру» и других изданий Rambler&Co, а в ноябре было запущено анонсированное летом англоязычное издание о современной российской культуре InRussia. В октябре холдинг запустил издание о науке и её взаимодействии с бизнесом «Индикатор».

Евгений Лебедев прекратил выпуск печатной версии британского издания The Independent

Основанное в 1986 году британское издание The Independent отказалось от выпуска печатной версии: последний номер газеты вышел 26 марта, а выходной выпуск — 20 марта. Такое решение принял владелец издания Евгений Лебедев, сын российского бизнесмена Александра Лебедева. Он объяснил такой шаг развитием цифровых технологий и ростом прибыли от сайта издания.

41566998dad8ae.jpg

Новый проект бывшего главреда РБК ТВ

Бывший главный редактор телеканала РБК Андрей Реут запустил в феврале 2016 года медиапроект Legal.Report, который занимается освещением событий в области права и законотворчества.

В течение года на Legal.Report были опубликованы несколько документов, связанных с громкими делами или высокопоставленными сотрудниками силовых ведомств. В частности, издание утверждало, что бывший глава «Вымпелкома» Михаил Слободин стоял за созданием схемы дачи взяток властям республики Коми руководством энергетической компании «Т Плюс», в которой Слободин работал до прихода в «Вымпелком». Также Legal.Report сообщало о подаче главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным рапорта об увольнении. Впрочем, ни одна из этих публикаций не нашла подтверждения.

46eafbd91993d7.jpgАндрей Реут

Возвращение журналов GEO, «GEOlenok» и «Gala Биография»

В марте 2016 года издательская группа ACMG Александра Федотова получила лицензию на издание в России журналов GEO, «GEOlenok» и «Gala Биография», выпуск которых был остановлен в октябре 2015 года по решению предыдущего владельца изданий.

ac87c42b9af32a.jpg

Чат «имени главреда» московского TimeOut

В феврале 2016 года занимавший на тот момент пост главного редактора московского Time Out Геннадий Устиян потребовал увольнения большей части редакции издания после того, как обнаружил отдельный чат, в котором сотрудники обсуждали его в негативном ключе. Он пообещал написать каждому уволенному сотруднику характеристику со словами: «Это прекрасный работник. Правда, он не просит прощения за опоздание на 40 минут и будет в рабочее время вести чатик вашего имени».

После этого несколько сотрудников написали на своей странице в Facebook «прости, я больше не работаю в Time Out, Гена», а жена одного из редакторов описала Устияна как человека, «чьи звонки раздавались в нашей квартире раньше будильника и позже того времени, когда вообще прилично кому-то звонить».

По словам самого Устияна, после этого инцидента редакцию покинул только один человек. Сам он проработал в Time Out до июля 2016 года. Сейчас он пишет в качестве кинообозревателя в издания «Коммерсантъ-Lifestyle» и «РБК.Стиль».

6ab89e9907780b.pngГеннадий Устиян

«Похороны» «ВОС»

В сентябре источники vc.ru рассказали о планах владельцев «ВОС» закрыть издание. По словам одного из собеседников, руководство проекта несколько раз поднимало вопрос о его закрытии, но откладывало решение в том числе из-за «рекламных обязательств». Главный редактор издания Дарья Борисенко тогда сказала, что проект заморожен, а его дальнейшую судьбу решат владельцы.

В октябре редакция «ВОС» официально объявила о закрытии проекта и устроила «онлайн-похороны» издания.

©  vc.ru