Итоги года: 8 самых громких скандалов 2016 года по версии vc.ru

Редакция vc.ru собрала все главные скандалы 2016 года, которые затронули российские и американские компании. В списке противостояние писателя Сергея Минаева и отеля Golden Apple, провокации Aviasales, а также масштабные утечки пользовательских данных в Yahoo.

Yahoo и утечка пользовательских данных

2016 год оказался неудачным для Yahoo. В начале года в рамках новой стратегии развития руководство приняло решение уволить 15% сотрудников и закрыть пять международных офисов. В результате по сравнению с 2012 годом численность сотрудников Yahoo сократилась на 42%.

Руководитель Yahoo Марисса Майер была вынуждена пойти на этот шаг из-за возросших убытков компании: если в 2014 году компания показала прибыль в размере $7,5 миллиардов, то в 2015 году убытки составили $4,4 миллиарда.

Одним из возможных способов выйти из кризиса могла стать продажа компании. 25 июля 2016 года американский оператор связи Verizon объявил о покупке основного бизнеса Yahoo за $4,83 миллиарда. В случае одобрения сделки регуляторами и акционерами, Verizon планировал создать объединенную компанию на основе Yahoo и AOL с аудиторией более миллиарда пользователей.

Однако сделка может сорваться по другим причинам. 22 сентября Yahoo подтвердила кражу личных данных 500 миллионов пользователей, которая произошла в конце 2014 года. По словам представителей компании, злоумышленники завладели именами пользователей, адресами электронной почты, телефонными номерами и зашифрованными паролями.

В октябре 2016 года информационное агентство Reuters со ссылкой на собственные источники внутри Yahoo сообщило, что компания сотрудничала с американскими спецслужбами, передавая личные данные пользователей ФБР и АНБ с помощью специального приложения, которое сканировало исходящие и входящие письма по специальным ключевым словам. Представители компании заверили, что такое приложение в системы компании не встраивалось.

15 декабря 2016 года Yahoo обнародовала данные о еще одной кибератаке, в результате которой в 2013 году были похищены данные миллиарда пользователей. По словам источников издания Bloomberg, в ответ компания Verizon хочет либо добиться снижения стоимости покупки компании, либо вовсе отказаться от сделки.

Saperavi Cafe и зарядка смартфонов

c5d0b81b0b1e02.jpgХатуна Колбая

20 сентября в Facebook разгорелась перепалка посетительницы ресторана грузинской кухни Saperavi Cafe Кристины Холло и его владельца Хатуны Колбая. Причиной спора послужил отказ официантов заведения зарядить телефон Холло.

Дискуссия привлекла внимание многих пользователей Facebook, которые упрекали Колбая в грубости и нежелании идти навстречу клиентам. В ответ предприниматель заявила, что отказ от зарядки мобильных устройств — это принципиальная позиция заведения. Но чем именно она обусловлена, Колбая так и не пояснила.

В ответ на запрос редакции vc.ru она отметила, что была вынуждена ввести такое правило в 2015 году из-за жалоб посетителей, которые обвиняли сотрудников заведения в порче смартфонов и планшетов, которые выходили из строя из-за неподходящих зарядных устройств.

Кроме того, Колбая запрещает посетителям использовать собственные зарядные устройства, потому что это уже приводило к короткому замыканию и возгоранию розетки. По словам предпринимателя, этому правилу уже год и все постоянные клиенты о нем знают.

Сергей Минаев и отель Golden Apple

%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%Сергей Минаев

19 октября российский предприниматель и писатель Сергей Минаев рассказал на своей странице в Facebook о конфликте с администрацией московского отеля Golden Apple. Сотрудники заведения отказались заселять Минаева без предъявления паспорта и не согласились удостоверить его личность по фотографии паспорта в смартфоне.

В результате он был вынужден искать другой отель. Минаева возмутила принципиальность администрации, которая действовала в рамках закона и действительно имела право отказать предпринимателю.

В ответ Минаев разослал поставщикам и партнерам своего ресторана «Хлеб и вино» письма с рекомендацией не пользоваться услугами отеля при организации командировок для сотрудников, а подписчики писателя стали заходить на страницу заведения в Facebook и ставить ему низкие оценки. В результате рейтинг Golden Apple опустился с пяти до двух звезд.

Однако развязанная Минаевым «война оценок» ударила и по ресторану писателя: с вечера 19 октября рейтинг его страницы также стал опускаться, остановившись на отметке в 2,5 звезд. При этом пользователи стали оставлять саркастичные комментарии о том, что в заведении Минаева «нельзя расплатиться фотографированными деньгами», и в ресторане не продают вино без паспорта.

Aviasales и агрессивная реклама

SMM-отдел бренда Aviasales быстро подхватывает новостные поводы и генерирует дополнительный рекламный трафик за счет вирусности контента. Зачастую бренд создает вещи «на грани фола», как это было со специальным сайтом, стилизованным под заблокированный в России Pornhub, где каждое направление для перелета было названо в стиле порно.

dc248eb65dc1bb.png

Однако иногда Aviasales перегибает палку. 17 мая 2016 года стало известно, что в аэропорту Анапы неизвестные в казачьей форме совершили нападение на Алексея Навального и сотрудников Фонда борьбы с коррупцией, в результате которого одному человеку потребовалась медицинская помощь.

В ответ Aviasales разместил на своих страницах в соцсетях заметку с рекламой авиабилетов до Анапы:

Публикация вызвала резонанс и возмутила пользователей Facebook, которые призвали бойкотировать компанию и отказаться от ее услуг. В их числе оказались ведущий телеканала «Дождь» Лев Пархоменко, журналист Александр Амзин и шеф-редактор издания Slon.ru Михаил Зеленский.

Еще более масштабный конфликт разгорелся в сентябре 2016 года между Aviasales и издательством Look At Media. Компания разместила в своем Facebook-аккаунте публикацию о скором разводе Анджелины Джоли и Брэда Питта, которая не понравилась главному редактору издания Wonderzine Ольге Стаховской (входит в Look At Media).

Она осудила заметку, заявив, что сотрудники Aviasales давно «работают по принципу «сексизм, расизм, гомофобия: ваши продажи взлетят до небес». Кроме того, она опубликовала скриншот публичной переписки с Калиновым, который назвал ее «страшненькой» и предложил ей «выписать мужика».

В ответ руководитель издательского дома Look At Media Алексей Амётов осудил поступок Калинова, отметив, что оскорблять людей в дискуссии недопустимо. Кроме того, он принял решение заморозить любое маркетинговое и коммерческое партнерство с Aviasales как минимум на полгода и остановить совместный проект в области рекламных технологий.

«Делимобиль» и угрозы пользователю

30 мая 2016 года участник Facebook-сообщества «Синие ведерки» рассказал, что компания «Делимобиль» требует от пользователей в случае ДТП при аренде автомобиля компенсировать стоимость ремонта и дополнительно взимает штраф в свою пользу.

Автор сообщения — юрист в области защиты прав потребителей по имени Андрей, пожелавший не раскрывать свою фамилию — указал, что компания вводит клиентов в заблуждение и условия штрафов, указанные на сайте «Делимобиля», противоречат информации, указанной в договоре с клиентом.

Клиент юриста Александр Семёнов попал в ДТП, находясь за рулем арендованного автомобиля. В результате «Делимобиль» потребовал выплатить 97 046 рублей и 20 копеек штрафа за попадание в ДТП, 485 231 рубль за ремонт автомобиля Hyundai Solaris, а также 5500 рублей за проведение экспертизы и 750 рублей 60 копеек почтовых расходов — всего более полумиллиона рублей.

Однако в соцсетях представители компании рассказывали потенциальным пользователям, что в случае ДТП клиент должен заплатить 5 тысяч рублей при цене ущерба до 10 тысяч рублей, 15 тысяч рублей — при цене ущерба до 100 тысяч рублей или 20% от стоимости причиненного ущерба при размере ущерба свыше 100 тысяч рублей.

0a0bd08d0f6321.png

В комментариях к обсуждению на Facebook представитель «Делимобиля» сообщил, что вся документация находится в открытом доступе, и что компания имеет право потребовать от своих клиентов погасить стоимость ремонта арендованного автомобиля. Кроме того, он назвал публикацию сообщения юриста клеветой и пригрозил подать в суд за распространение ложных сведений.

Переговоры Александра Семёнова с компанией о снижении суммы выплат ни к чему не привели. Более того, 31 мая представители «Делимобиля» сообщили о попытках шантажа с его стороны: якобы Семёнов предлагал обмануть СМИ ради снижения размера взысканий.

Однако под давлением общественности компания была вынуждена признать свою неправоту. В тот же день, 31 мая она анонсировала появление специального тарифа, который снимает с виновников ДТП необходимость оплачивать восстановление автомобиля и административные расходы, а также ограничивает размер штрафа 10 тысячами рублей.

1 июня 2016 года представители «Делимобиль» сообщили, что собираются отменить полумилионный штраф пострадавшему пользователю и проверить стиль общения с клиентами в соцсетях. В результате компания решила ограничить максимальную сумму взыскания с водителей, попавших в ДТП по своей вине, до 150 тысяч рублей, отменив дополнительные штрафы и начисления.

Food Bar и пищевое отравление

ccd4d0e560a4c0.jpg

В августе 2016 года американский производитель жидкого заменителя пищи Soylent представил новый продукт — питательный батончик под названием Food Bar. Однако первые покупатели обнаружили неожиданные побочные эффекты: рвоту и диарею.

13 октября 2016 года Soylent был вынужден приостановить продажи новинки. Спустя две недели покупатели пожаловались на аналогичные побочные эффекты от новой версии растворимого порошка Soylent 1.6 — основного продукта компании.

Компания признала, что состав продукта схож с составом питательных батончиков, и приняла решение также приостановить продажи порошка до января 2017 года, обещав изменить рецептуру приготовления.

По словам сооснователя и главы Soylent Роба Райнхарта, причиной отравлений могла стать мука из водорослей, которая оказалась общим компонентом в двух продуктах.

Палмер Лаки и травля Хиллари Клинтон

photo-palmer-luckey-we-will-sell-at-costПалмер Лаки

В сентябре 2016 года стало известно, что основатель компании Oculus VR Палмер Лаки причастен к финансированию «групп травли», направленных против кандидата в президенты США Хиллари Клинтон.

Ее основатели распространяли оскорбительные мемы и изображения с целью снизить шансы на победу кандидата от демократической партии. Скандал вызвал резонанс в американском обществе, и многие разработчики приложений для устройств виртуальной реальности отказались от поддержки устройства Oculus VR.

Вскоре Лаки принес извинения за свой поступок, назвав его своим личным решением, которое не имеет отношения к действиям Oculus и партнерам компании. Кроме того, он признался, что тайно перевел на счет сторонников Дональда Трампа $10 тысяч.

Реклама Burger King

Если оценивать количество скандалов и неловких моментов, то 2016 год стал годом Burger King. В январе на фоне критики членов американской киноакадемии, которых обвиняли в расизме из-за отсутствия чернокожих номинантов на «Оскар», российское отделение бренда решило разрядить обстановку, высмеяв конфликт в социальных сетях.

В ответ европейское руководство Burger King потребовало удалить записи. В марте 2016 года реклама бренда снова удивила пользователей соцсетей: в московском метро при подключении Wi-Fi возникала заглушка c рекламой нового блюда в меню — «злейшего Воппера», которая сопровождалась предупреждением «смотри не обострись».

b2f27314d63a12.jpg

Изображение быстро стало вирусным: некоторых пользователей оно оскорбило, а другие наоборот — хвалили компанию за смелость. Месяц спустя бренд снова решил воспользоваться игрой слов и представил рекламу новой акции, предложив покупателям «нализаться» мороженным.

Терпение ФАС лопнуло, когда компания перегнула палку и опубликовала изображение наггетсов, выложенных в виде неприличного жеста, обращенного к конкурентам Burger King. Ведомство решило узнать отношение пользователей к рекламе и провело голосование, по итогам которого выяснилось, что они не считают ее оскорбительной.

Кульминация наступила в августе, когда российский актер Никита Джигурда согласился стать лицом Burger King. Взамен компания предложила ему «щедрое вознаграждение», «безлимитное питание и выпивку», а также «возможность раз в месяц закрывать ресторан для вечеринок и устраивать легкий дебош».

Статьи по теме

©  vc.ru