Итоги года: 11 самых популярных интервью на vc.ru за 2016 год
Редакция vc.ru собрала 11 самых популярных интервью, записанных сотрудниками издания или перепечатанных с других сайтов в 2016 году. В список попало сразу несколько бесед с участием предпринимателя Олега Тинькова, рассказ о жизни в Кремниевой долине, интервью с игровыми разработчиками и основателем сети «Теремок».
1. «Кремниевая долина — это промывание мозгов»
Основатель концертного сервиса Concertwith.me Виталий Мышляев рассказал Елене Торшиной о развитии своего стартапа и, в частности, об опыте жизни и работы в Кремниевой долине — про местных юристов, налоги, штрафы, цены и инвесторов.
Есть куча историй, которые никто не любит рассказывать о Долине, как там инвесторы дерут стартаперов. Например, ребята получили 1 млн долларов инвестиций, позже продали компанию за 10 млн долларов, но оказалось, в соглашении с инвестором был какой-то пункт, что если они продают проект на сумму от 10 млн долларов и меньше, то инвестор получает свои деньги с коэффициентом x10. Инвестор в итоге забрал все 10 млн долларов.
А всё потому, что эти чуваки не заплатили 10 или там 20 тысяч долларов за то, чтобы юрист вычитал их контракт. Они сами решили всё прочитать и им показалось, что всё окей.
2. «Три года разработки окупились за первые 49 часов продаж»
Ментор рубрики «Рынок игр» Сергей Бабаев поговорил с Владимиром Пискуновым — основателем студии Bitbox, создававшей популярный в Steam проект Life is Feudal: Your Own.
Предприниматель рассказал, как покинул хорошую должность в крупной ИТ-компании, занялся разработкой игры-мечты с открытым миром, неудачно запустил краудфандинговую кампанию, долго общался с потенциальными партнерами, собирал команду — и после трёх лет разработки запустил игру, продажи которой превысили 250 тысяч копий.
Разумеется, на Indiegogo возможно собрать деньги, и, определенно, мы на том этапе сами ошиблись — не смогли создать достаточную шумиху самостоятельно, чтобы сделать эту кампанию успешной. Тогда наша ставка была на «органику». Ставка, в общем, верная, это доказано Greenlight и самим релизом, но Indiegogo не оправдал наших ожиданий.
3. «Я миллионер, но у меня нет денег на трамвай»
Конспект из интервью предпринимателя Олега Тинькова с основателем корпорации «Вымпелком» и некоммерческого фонда «Династия» Дмитрием Зиминым.
Вы считаете, у предпринимателей что-нибудь получится в России?
В электродинамике есть понятие «ограниченное условие»: чтобы решить задачу, надо задать условие на границах. Именно это ограничение определит, что будет на выходе.
В России так же — возможность ведения бизнеса определяется ограничениями. Например, состоянием судебной системы, отсутствием разделения властей и конкуренции. При таких ограничениях всем достичь мировых высот не получится, но талантливые люди делают большие дела.
На днях был в бизнес-школе. Смотрю, молодые ребятишки. Меня познакомили с несколькими, такая прелесть некоторые. Например, парень сделал компанию по производству протезов. Качество на мировом уровне. Когда он рассказывал про детей, которые впервые хлопали в ладоши благодаря протезам, слёзы в глазах встали. Бизнес этого парня — не только деньги, это нечто большое.
Я восхищаюсь такими людьми. Поговоришь с ними, и появляется заряд социального оптимизма.Но несмотря на ограничения, сейчас лавина возможностей. За всю историю человечества на людей не валилась столько новых возможностей: каждый день, каждый час возникают новые технологии и направления бизнеса. Успевай поворачиваться — в мое время такого не было. Главное — за это ухватиться.
4. «Самая большая проблема всех стартаперов — нелюбовь к финансам»
Генеральный директор «ВымпелКом» Михаил Слободин взял интервью у предпринимателя и венчурного инвестора Андрея Романенко — о том, как запускался и развивался проект QIWI, что должны знать стартаперы о логике поведения инвесторов и как себя мотивировать, заработав достаточно денег.
Многие даже не считают рынок. Придумывают тему, а там рынок всего 50 миллионов долларов, к примеру. Понятно, что доли рынка больше чем 40% у тебя никогда не будет. И ты всегда можешь чётко посчитать, сколько на выходе будешь зарабатывать денег. Тем более есть аналоги любых проектов, и всегда можно посчитать, какая в похожем проекте EBITDA на уровне 30% или 50%, — дать рост на три года.
Постоянно работаем с командами, проводим звонки, встречаемся с основателями. Если нам кто-то нравится — начинаем работать. Конкуренция в фондах и в инвестициях в основном очень большая: фондов много, а проектов, по сути, мало. Все фаундеры выбирают людей, кто стоит за фондами, главное не деньги, а экспертиза и помощь, которую можно принести для проекта.
5. «Ни в коем случае не надо нанимать программистов за границей»
Предприниматель Олег Тиньков в рамках программы «Бизнес-секреты» взял интервью у руководителя Mail.Ru Group Дмитрия Гришина и расспросил его о карьере, ИТ-бизнесе и будущем робототехники.
Мы росли на энтузиазме молодых ребят и нестандартных идеях. Покупали дешевые железки; экономили, на чем могли, и придумывали решения. Если бы не эти решения, мы не выжили. Другие компании тратили много денег, а мы держались. Хотя проблемы были: то сайт упадет, то что-то заглючит, но мы хотели выжить.
Переломная точка — это 2003 год, когда пошли первые деньги. Я был очень глупенький, молодой и не знал, что такое акции, опционы. Постепенно узнавал, как это готовят. В 2004 году начался экстремальный рост: появились новые вертикали и новые проекты.
В те времена мы всё держали в зубах и я старался аккуратно относиться к деньгам. Для меня это была школа понимания: каждая копейка продлевает жизнь, и никто тебе не поможет. Может быть, я был чуть более консервативен и аккуратнее, чем надо, но с тех пор заложилась культура, что надо три раза подумать, прежде чем тратить деньги.
6. «На первой же социальной игре мы за день заработали больше, чем все мои интернет-магазины за месяц»
Ментор рубрики «Рынок игр» Сергей Бабаев поговорил с Андреем Фадеевым, сооснователем игровых компаний Nexters и Progrestar — о том, как запускались первые социальные игры во «ВКонтакте», как предприниматель продал машину, чтобы выплачивать сотрудникам зарплаты, и как за 20 минут в день научиться управлять вертолетом.
Почему я ставлю компьютерные игры так высоко? Да потому, что миром на нашем этапе развития цивилизации — я имею в виду развитые и развивающиеся страны — зачастую движет лишь мотивация, а про мотивацию создатели игр знают больше всего. Я не про себя, мне этому ещё учиться и учиться. Если человек не захочет (или ему не помогут захотеть) что-то созидать — то ничего не будет происходить. Если Элон Маск не захочет делать Hyperloop, то ему не суждено будет появиться.
7. «Я думал, что буду строить банк, а на самом деле построил ИТ-компанию»
Издание «Ведомости» опубликовало интервью с основателем и председателем совета директоров «Тинькофф Банка» Олегом Тиньковым. Предприниматель предположил, что пластиковые карточки исчезнут через 10 лет, а уже через пять лет все финансовые услуги будут доступны в одном месте с помощью облачных технологий.
Я основатель, мне больше так нравится. Хотите — визионер, но манагером меня точно не назвать, потому что я очень плохой управляющий, плохой менеджер, но у меня [для менеджмента ] есть коллеги.
Я думал, что буду строить банк, а на самом деле построил ИТ-компанию. Выглядеть банкиром или не банкиром в чьих-то глазах — меня это мало интересует. Потому что банк — это всё, проехали, банков не будет через пять лет.
Если Facebook или Google предложат потребителю открыть депозит, получить кредит или открыть счет и сделать это быстрее, качественнее и с лучшим customer experience, то зачем ему эта надпись «банк»?
8. «Когда в Samsung поймут, что они не Apple, с ними можно будет разговаривать»
Президент «Евросети» Александр Малис в интервью vc.ru рассказал о снижении цен на смартфоны, конфликте ритейлера с Samsung и меняющемся потребительском поведении россиян.
В России невозможно массовое производство, которое требует достаточное количество ручного труда. Роботов ещё можно поставить. Россиянин в принципе не в состоянии делать однообразную работу руками. Разработать что-то он в состоянии, сделать опытную модель — тоже. У нас все население креативное. А вот массовое производство… Россия никогда им не славилась. В текстильной промышленности это в какой-то степени возможно, но не в сфере техники. Если роботы будут производить — да, если люди — нет.
9. Русские блины на Манхэттене: как владелец российской сети «Теремок» открыл бизнес в США
В июне 2016 года российская сеть быстрого питания «Теремок» открыла первое заведение в Нью-Йорке, на Манхэттене. Автор журнала ForumDaily Денис Чередов поговорил с основателем «Теремка» Михаилом Гончаровым и узнал, почему «Теремок» решил выйти на американский рынок, как местные жители приняли русские блины и во сколько обойдётся обед в ресторане.
Первый месяц дал, прежде всего, понимание того, что серьезные корректировки концепции не потребуются. Доли продаж блюд удивительнейшим образом оказались близки к российским. Это просто фантастика. Более того, гречневая каша продается на 20% лучше, чем в Москве. Это главная радость. Но есть и небольшая адаптация.
Мы запустили, например, двойные порции супов. В России у нас порции супов маленькие, но здесь мы поняли, что есть довольно много людей, которые могут на обед взять просто большую порцию супа. И сделали большие емкости и двойную порцию по приемлемой цене. Вот сейчас решили зажаривать бекон по американской традиции, чтобы он получился криспи. Мы, конечно, должны нащупать, понять, что близко и что интересно. И в этом направлении двигаться.
10. «В кризис банк никто не купил, пришлось развивать самому»
Сооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин в рамках онлайн-трансляции #VKLive взял интервью у основателя «Тинькофф банка» Олега Тинькова. Предприниматель рассказал об истории создания банка, планах по его развитию, сотрудниках и топ-менеджерах, отношении к работе и жизни, развитии рынка и глобальных трендах.
Я помню хорошо, как мы сидели тогда еще в маленьком офисе, и я не понимал — ведь я всем объяснял, ездил на эти шоу и говорил: «Вот я какой крутой». И мы сделали в десять раз лучше, чем я объяснял. А они смотрели на меня, смотрели и смеялись. Кто-то даже обещал, нагло врал мне. Винокуров, например, из «КИТ Финанс», на которого я очень сильно обиделся. Такие, «да-да», а сами даже заявки не поставили.
Я просто сидел и реально плакал, и Оливер пришел, тоже заплакал. Мы сидели и плакали, потому что я не мог понять, как люди, которым я две недели объяснял, что это будет круто, мне говорили: «Да, мы в тебя верим», а сами не купили меня. Это было очень большое разочарование, **** ***** [неприятные люди].
11. «Мы можем привлечь внимание общества или даже помочь найти лекарство от рака»
Владелец развлекательного сайта Pikabu Максим Хрящев рассказал, почему пока не хочет продавать сайт и делать редизайн, как развитию помогают пользователи и кому команда не советует размещать рекламу на сайте.
Некоторое время назад хорошо конвертировалась аудитория из публичных страниц «ВКонтакте». В начале работы я пробовал контекстную рекламу, но выходило дорого и неэффективно. Информационный ресурс должен закупать трафик, обладающий вирусным эффектом по низкой цене.
Пробовали источник, не поддающийся анализу, — спонсорство в озвученных мультфильмах Futurama, «Симпсоны», Rick and Morty. Часто встречались пользователи, узнавшие о Pikabu из мультфильмов. Вероятно, источник работал, но оценить его эффективность на наших объемах сложно.
© vc.ru