История о том, как необходимость мотивации команды превратилась в мобильное приложение
Я хочу рассказать сложную историю. О том, как родилось моё мобильное приложение «Деловой комплимент — помощник Бизнесмена, Менеджера, HR, Карьериста».
Я много лет управляю командами разработчиков, курирую менеджеров, оцениваю персонал. Из своего опыта знаю, как важно любому руководителя уметь находить нужные слова для мотивации коллектива, раскрытия индивидуальных талантов и создания командной игры.
Этап 1 — разработка концепта. Рождение контента из памяти бизнес ситуаций
Ко мне за консультацией обратилась подруга Наталья — как увеличить мотивацию сотрудников, снизить уровень стрессов и наладить отношения в коллективе. Она недавно устроилась в крупную IT-компанию менеджером проектов. У нее четыре проекта под управлением с четырьмя разными командами.
Я стала вспоминать свой разнообразный опыт в данной сфере. Был позитивный опыт, когда команда работала быстро, словно единое целое. Был негативный опыт, когда возникали конфликтные ситуации, и из-за этого работа тормозилась.
Были талантливые люди в команде и были ленивые, а еще были те, кому только предстояло стать профессионалом в процессе выполнения новых задач. Были менеджеры, которые легко находили общий язык с командой, и были те, руководство которых вызывало сопротивление в команде.
Самый главный секрет мотивации сотрудников, который я вынесла из своего опыта менеджмента — это способность замечать в людях ценные позитивные качества и своевременно акцентировать внимание на этом. А если таковые качества отсутствуют и их только предстоит развить, то общаться с сотрудниками так, как будто они у них уже есть.
Важный нюанс — это определенным образом выстраивать свою речь. Именно точность подачи попадает в цель — совсем как в игре дартс! Если же это делать неточно и непрофессионально, то «благая весть» пролетит мимо.
Акцентирование позитивных качеств человека — это не что иное как искренний комплимент.
Деловой комплимент — это, с одной стороны, такое же искусство, как создание икебаны, передающей концепт и настроение, с другой стороны, его можно превратить в «точный бизнес-план», дающий установку на развитие показателей эффективности.
Предоставив несколько практичных советов Наталье, я осознала, что это актуальная задача для любого уровня менеджера — вести коммуникации так, чтобы они способствовали желанию других эффективно работать, делать больше, развивать свои профессиональные навыки и таланты.
Искусство делового комплимента актуально для любого сотрудника, заинтересованного в карьерном росте, т.к. оно позволяет эффективно взаимодействовать с людьми и вместе достигать лучших результатов. Актуально для HR-ов, ищущих новые способы мотивации.
Искусство делового комплимента актуально для владельца бизнеса — оно позволяет быть приятным в общении с бизнес-партнерами и оставлять о себе позитивное впечатление. Актуально для всех, кто взаимодействует с подрядчиками и клиентами.
Так и родилась идея создать приложение «Деловой комплимент — помощник Бизнесмена, Менеджера, HR, Карьериста». Стала четко видна его целевая аудитория.
Комплимент — это особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения, признания или уважения. Основное его правило — это искренность! Это не лесть и не высокомерная похвала от родителя к ребенку, мол, ты — молодец. Это признание достоинств человека. Способность выразить признание словом всегда способствует укреплению взаимоотношений.
Сначала я написала около 100 деловых комплиментов, т.к. планировала создать приложение с названием «ТОП-100 деловых комплиментов». Больше они касались темы хорошо проделанной работы, качеств профессионализма и умения выступать на презентациях.
Перечитав свой сформированный список комплиментов, я увидела, что их уже более 250 и решила дополнить до 500 — так, чтобы учесть различные бизнес ситуации.
- Лучшие ПРИМЕРЫ деловых комплиментов:
- Компания, команда
- Хорошо проделанная работа
- Деловые качества: эмоциональный интеллект, коммуникации
- Деловые качества: профессионализм, эффективность
- Деловые качества: управление, организаторство, лидерство
- Деловые качества: искусство мотивировать, убеждать
- Деловые качества: искусство выступления, презентации
- Проявленная находчивость, эрудиция
- Офис
Роясь в памяти, я стала вспоминать новых сотрудников, которых я собеседовала при приеме на работу. Столько казусов было на собеседованиях! Порой соискатель хотел превзойти самого себя и произвести приятное впечатление во что бы то ни стало.
Он пытался сказать комплимент, но это было неумело и выглядело как грубая лесть: «Вы такие точные вопросы задаете!» или «У Вас так развито внимательное слушание, мне приятно с Вами говорить».
Посмеявшись над этими казусами, я задумалась, а нужно ли вообще соискателю говорить комплименты. Конечно, нужно, особенно, если он претендует на руководящую должность! Ведь умение быть приятным в общении, располагать к себе людей — это просто необходимый навык руководителя, который свидетельствует о его развитом эмоциональном интеллекте.
На этой мысли я открыла google, набрала в строке поиска «Эмоциональный интеллект ТОП менеджер» и первая же ссылка мне выдала следующее:
«Психолог Дэниел Гоулман уверяет:
Эмоциональный интеллект, в отличие от логического, на 85% определяет эффективность и успешность руководителя. Это также подтверждает исследование американской компании TalentSmart: его результаты показали, что увеличение показателей EQ всего на один пункт добавляет $1300 к годовому окладу работника.
Тогда я решила точно добавить раздел: «Соискателям: комплименты для собеседования». В нем не банальные комплименты вроде «Какой у Вас прекрасный вид из окна!» или «Я знаю, что Ваша компания очень знаменита», а комплименты, где соискатель выражает сопричастность ценностям компании, одномоментно объясняя, почему бы ему хотелось здесь работать.
Такого рода комплимент сближает соискателя и работодателя. Это будет приятно работодателю и повысит ценность соискателя.
Этап 2 — трансформация приложения в обучающее
Пока я вспоминала прошлые рабочие ситуации, конечно же, в памяти возникли и негативные моменты, когда в коллективе были стрессы из-за жестких дедлайнов, когда сотрудники проявляли крайне низкую результативность, т.к. не имели должного опыта, когда менеджеры упускали выгодных клиентов из-за неспособности вести переговоры с клиентами.
Я вспоминала, как в такие моменты кто-то из коллег, я или другие руководители старались подбодрить людей удачным комплиментом, вспомнив их предыдущие победы (а они были!), и это всегда давало свои плоды — человек исправлял ситуацию или сразу, или в следующий раз.
Формулы
Я решила, что это приложение обязательно должно стать обучающим и дать возможность человеку самому научиться генерировать новые комплименты в бизнес среде в подходящий момент. Я выписала для приложения все формулы, которые знала.
Кроме формул, я решила добавить базовый теоретический материал — как правильно делать комплименты в бизнес-среде, как их принимать, каких ошибок следует избегать, какие темы уместны для комплиментов в деловой среде.
Практические упражнения для развития индивидуального мастерства
Закончив с разделом формулы, я подумала, что обязательно нужны упражнения для практики. Без практики никуда! Этот раздел занял у меня еще один день. Я придумала алгоритмы всех заданий, на основании известного базового материала и сама стала выполнять упражнения, чтобы протестировать их эффективность.
Итак, где-то за 3 недели контент был готов!
Пересмотрев его еще раз, я увидела, что данное приложение поможет в решении таких вопросов:
- Мотивация персонала
- Тимбилдинг
- Нетворкинг
- Правильный бизнес-имидж
- Развитие эмоционального интеллекта
Этап 3 — разработка под iOS. Только профессионализм
Разработчика iOS я нашла быстро на одном из сайтов фриланса. Им оказался Максим К. из Москвы. Очень ответственный человек, организованный. Меня порадовало, что он уже через час после нашего разговора по скайпу приступил к работе, уже через полдня он показал наброски всех экранов непосредственно на своем iPhone. Приятно было сотрудничать с человеком, который умеет организовать свое время, разбивает задачу на этапы и ежедневно демонстрирует прогресс проекта.
Сделку на фрилансе мы оформили через сервис Fire Pay
Максим сразу выбрал оптимальный способ взаимодействия и демонстрации результатов. По мере добавления функционала он записывал с компьютера видео, где он держал в руках свой iPhone и проходился абсолютно по всем экранам и пунктам меню. Такой эффективный подход к делу позволял быстро исправлять мелкие недоработки в течение дня.
Этап 4 — разработка дизайна
Когда приложение было полностью готово по структуре и функционалу, оставался один существенный этап — упаковка, т.е. презентабельный дизайн. Да-да, именно так — дизайн разрабатывался уже для готового приложения, а не наоборот.
Честно скажу, с дизайнерами возникла какая-то мистическая ситуация: они появлялись и просто исчезали потом.
Сначала я нашла дизайнера Ольгу на сайте фриланса.
Не буду детально описывать наше взаимодействие, которое вызвало у меня бурю возмущений. Добавлю лишь, что человек никогда не был на связи ни в скайпе, ни по телефону — она просто игнорировала звонки. За 6 дней она ни разу не подняла трубку телефона. Человек как бы есть, человека как бы нет.
Для меня это был хороший урок, который я усвоила: если человек настаивает, что сначала он возьмет деньги, а только потом начнет думать и предлагать варианты — это явный признак того, что человек думать просто не умеет, он не будет думать, он будет все делать по привычному шаблону. Для слесаря-сантехника такой подход приемлем, для человека творческой профессии — нет.
Итак, Cовет №1 всем, кто взаимодействует с творческими фрилансерами:
Задавайте человеку вопрос: «Как Вы собираетесь это визуализировать? Какой образ видите?» Пусть дизайнер сначала сделает наброски, если его творческое видение течет в нужном русле, только тогда давайте аванс.
Совет №2 — берите контакты и проверяйте, на связи человек или нет, на сколько он оперативно отвечает. Обсуждайте предварительно проект письменно, потом обязательно несколько раз связывайтесь по указанным контактам до начала работ и оплат, делайте выводы о скорости отклика.
Если человек не на связи или все время «не может говорить» — лучше сразу меняйте его.
Я стала искать нового дизайнера. Заявки на фрилансе сыпались, словно из рога изобилия. Однако, хотя я четко описала в проекте, что это задача для мобильного приложения, ко мне писали в основном дизайнеры полиграфии и лишь отнимали время.
Наконец-то нашелся профессионал! Дизайнер Анна. Она сразу проявила активность, задала четкие вопросы, предложила пару идей. При этом она четко обозначила, что завтра закрывает проект и только после этого сможет заняться новым. Когда пришло завтра, Анне продлили ее проект, она вынуждена была отказаться.
Потом еще несколько дизайнеров брали ТЗ «на подумать» и просто исчезали мистическим образом, объясняя, что возникли непредвиденные обстоятельства.
Булгаковская мистика, да и только!
Наконец нашелся дизайнер! Он за пять дней нарисовал как раз то, что было нужно. Красиво, стильно, в ярких цветах.
С этим дизайнером тоже были «нюансы» взаимодействия, на основе которых я сделала еще два важных вывода.
Совет №3: исключите пересылку файлов и архивов, создайте папку на Google Drive, пусть фрилансер заливает туда последнюю версию. Это сэкономит время, будет всегда полная наглядная картина последнего согласования.
Совет №4: в самом начале работ заведите текстовый файл-список того, какие исходники вы в итоге должны получить, в каком разрешении должна быть нарезка каких картинок и т.д. Это исключит ситуацию, когда программист получает архив картинок, а они там не все.
В итоге я осталась довольна работой дизайнера.
Этап 5 — запуск в App Store
В App Store приложение стартовало 15 июля 2016 г. Продвигать приложение я решила преимущественно статьями для целевой аудитории — менеджеров, руководителей, HR-ов, соискателей новой работы и карьерного роста. Я разместила несколько публикаций на тематических ресурсах со статьями о способах мотивации персонала, о том, как деловой комплимент поможет в тимбилдинге и об эмоциональном интеллекте современного руководителя.
Вложила в этот проект максимум знаний и практического опыта, которым мне хочется поделиться со всеми заинтересованными людьми. Надеюсь, что данное приложение научитвВас говорить искренние комплименты деловыми партнерам и сотрудникам, что сделает ваши бизнес-коммуникации не только эффективными, но и наполненными живыми эмоциями благодарности и взаимоуважения.
Спасибо!