История изобретателя «Швабры на колесах» Дина Кеймена

Биография основателя Segway.

Ранние годы изобретателя

Дин родился 5 апреля 1951 года в Лонг-Айленде, Нью-Йорк. Его отец рисовал комиксы для американских журналов, мать работала учительницей в школе. Страсть к изобретательству проявилась у Дина с самого детства — он постоянно пытался улучшить и модифицировать свой быт.

К подростковому возрасту он устроил в подвале настоящую лабораторию, где работал над светомузыкой. Его цветовые установки принесли не только популярность среди сверстников, но и первые деньги. Дин предлагал свои установки для концертных площадок, а также в музеи, в которых устраивались выставки с инсталляциями.

Подобно многим гениям, учиться Кеймену было скучно, а потому он так и не окончил университет, решив вплотную заняться изобретательством.

Старший брат Дина, Вилли Кеймен, бывший тогда, в начале 70-х годов, ещё студентом-медиком, рассказал ему об одной из проблем здравоохранения. Оказывается, многие больные, в особенности, диабетики, несмотря на то, что они были вполне самостоятельны и могли ходить, вынуждены были большую часть жизни проводить в больнице, так как им необходимо было делать постоянные и строго дозированные инъекции различных лекарств.

Слова брата глубоко запали в душу Дину, он долго думал над тем, как помочь им и сделать так, чтобы они потом на весь мир провозгласили: «Вот он, наш спаситель, качайте его!».

Результатом бессоных ночей, стало изобретение, которое относилось к области медицины — он изобрел дозатор для лекарств, который позволял больным получать лекарства без участия и помощи медперсонала.

Однако, как оказалось, кроме самих больных, он никому не был нужен. Собрав последние деньги, отложенные на продолжение обучения в институте, он подготовил и опубликовал в The New England Journal of Medicine статью со сравнительным анализом шприца обыкновенного и шприца автоматического.

Результатом публикации стал заказ от Национального института здравоохранения на партию в сто единиц. На этом заказы закончились. Как и деньги. Учебу в институте пришлось бросить, а от налогов и от банкротства сбежать в 1979 году в Манчестер. Продать свой аппарат ему удалось только спустя два года. В роли покупателя выступил известный медицинский гигант — компания Baxter. Сумма сделки не разглашалась, известно только, что на следующий день после ее совершения Дин купил себе вертолет.

В 1982-м Дин основал компанию DEKA Research-and-Development Corp., в которую нанял множество талантливых инженеров. Одним из известнейших продуктов компании было инвалидное кресло — iBOT.

Дин Кеймен показывает инвалидное кресло iBOT президенту США Биллу Клинтону.

Это кресло отличалось от остальных тем, что оно способно передвигаться по ступеням, преодолевать дорожные бордюры, а также ехать по траве.

Впрочем, как выяснилось, кресло при всех своих плюсах было очень сложным в управлении, а также достаточно дорогим. В итоге массовое производство так и не было налажено.

Появление Segway

Однако, наработки кресла iBOT пригодились для разработки нового устройства под названием Segway.

Это устройство разрабатывалось в университете Плимута совместно с BAE Systems и Sumitomo Precision Products Co., Ltd. Первый патент появился в 1994 году. А в июле 1999 года была основана компания Segway Inc. Название Segway произошло от музыкального термина segue, который означает плавное последовательное перемещение из состояния в состояние.

Один из первых прототипов Segway

Самый первый «Сигвей» был представлен в 2001 году в популярной телевизионной программе «Утренняя Америка». Его продемонстрировал сам Дин, позиционируя его как совершенно новый способ путешествовать по улицам городов. Он заявил, что это устройство «предназначено абсолютно для всех людей, независимо от возраста, так как не требует специальных навыков». По словам самого Дина, на разработку этого устройства ушло более 10 лет.

Первая версия Segway не имела тормозов, и ее максимальная скорость не превышала 16 км/ч. Управление контролировалось весом водителя и ручным поворотным механизмом на руле. Публичные демонстрации показали, что Segway может преодолевать небольшие препятствия и плавно перемещаться по тротуару, гравию, траве.

Компания изобрела систему контроля баланса, которая работает в тандеме с двумя электродвигателями, каждый из которых управляет каждым колесом. Принцип прост: когда всадник меняет положение, «Сигвей» настраивается, чтобы не опрокинуться. Тот же алгоритм управляет радиусом поворота на разных скоростях, не позволяя водителю опрокинуться во время поворота.

Первые экземпляры прибыли покупателям в 2002. Транспорт стоил около $3000. Сам Дин заявил, что пользоваться «Сигвеем» может каждый гражданин, начиная с 18 лет.

Инвесторы были оптимистично настроены. Дин утверждал, что «за Segway будущее». А венчурный инвестор Джон Доерр, который инвестировал в Segway, считал, что эта компания быстрее всех сможет заработать $1 миллиард на продажах.

Компания ожидала продать более 50 тысяч экземпляров за 13 месяцев. Но, вопреки ожиданиям, компания продала лишь 6000 экземпляров к началу 2003 года. К сентябрю 2006 было продано около 23 500 экземпляров.

К 2007 году совокупные продажи составили 30 тысяч единиц. Но Segway умалчивала о своих финансовых показателях, что свидетельствует о том, что компания не получала прибыль благодаря расходам в размере около $100 млн на разработку Segway PT.

Кеймен заявил, что с «Сигвея» невозможно упасть, но президент США Джордж Буш умудрился свалиться с устройства, когда посещал свой семейный летний дом. Президент не пострадал.

В августе 2006 года были представлены новые модели Segway i2 и Segway x2, у которых была возможность поворачивать с помощью наклона руля. Также у нового «Сигвея» была повышена максимальная скорость до 20 км/ч и дальность до 24–40 км. Зарядка занимает около 8 часов. Эти модели выпускаются по сей день.

Segway i2 и X2

Проблемы и продажа Segway Inc.

В сентябре 2006 года Segway Inc. объявила, что отзывает 23 500 экземпляров. Проблемой являлся сбой системы, из-за которого люди могли упасть с «Сигвея». Также Disney запретила использовать «Сигвеи» на территории своих парков. Обе истории вызвали широкий резонанс, который ударил по репутации компании.

Тогда компания поставила нового директора — Джеймса Норрда. Однако он не смог решить проблемы. Компания объявила о поиске покупателя.

В декабре 2009 года компания была куплена британским миллионером Джимом Хеселденом. Джеймс Норрд покинул компанию.

Джим Хеселден

Новый владелец компании разбился на «Сигвее», упав со скалы. Предполагается, что Хеселден не справился с управлением из-за неровной дороги или иных причин, но расследование по делу не закончено до сих пор.

На момент смерти его капитал составлял более 340 миллионов фунтов стерлингов, и он входил в список 400 богатейших людей Великобритании по версии The Sunday Times.

В феврале 2013 года Summit Strategic Investments, LLC объявила о покупке компании, заявив, что планирует переориентировать, расширить свой ассортимент продуктов и расширить всемирную сеть.

В сентябре 2014 года Segway подала жалобу в Комиссию по международной торговле США о нарушении нескольких своих патентов китайскими компаниями, включая Ninebot, Shenzhen INMOTION Technologies и Robstep Robot.

В конце концов, испытывая финансовые трудности, Segway Inc. была продана китайскому клону Ninebot. После продажи Кеймен покинул свою компанию.

Ninebot E+ Ничего не напоминает?

Сейчас компания выпускает «Сигвеи», гироскутеры и электрические самокаты под своим брендом.

Дальнейшая жизнь изобретателя

На протяжении всей своей карьеры Дин Кеймен получил огромное количество наград, в том числе премию Хайнца (1998) «за набор изобретений, которые продвинули медицинскую помощь во всем мире» и Национальную медалью технологий (2000) — за «инновационное и образное лидерство в пробуждении Америки к изучению науки и техники».

Его изобретение Segway используют для туристических поездок. А полиция США использует «Сигвеи» для патрулирования улиц.

Как-то, пролетая над океанским побережьем вместе со своим инструктором и его женой, занимавшейся продажей недвижимости, он заметил невдалеке от берега небольшой островок с башенкой маяка на северной косе. Жена инструктора рассказала Дину, что этот остров продается. Остров назывался Северная Клецка.

С этого момента дальнейшая участь острова была решена. Дин тут же посетил свои будущие владения, вызвав панику среди обитателей маяка, которые, однако, довольно быстро стали его друзьями и поклонниками, и распил с ними бутылку домашнего вина. А уже через два месяца договор о продаже острова в частную собственность был подписан.

Спустя два года после покупки острова Дин решил установить на нем мощную газовую турбину для того, чтобы обеспечить его достаточным количеством электричества. Однако это частное начинание наткнулось на резкое противоборство администрации штата Нью-Йорк. Результатом разборок стал выход Северной Клецки из состава США. Правда, выход был односторонним и официальной администрацией никогда не признавался, но, несмотря на это, уже спустя некоторое время Дин Кеймен подписал со своим другом, будущим президентом Америки Джорджем Бушем, договор о взаимном ненападении.

Сейчас Северная Клецка имеет свой флаг, свой гимн, свои военно-морские силы в виде одного быстроходного охранного судна и свою валюту. В бумажнике Кеймена всегда можно найти банкноту достоинством в 10 клецкинских лир. «Я не могу вам сказать точный размер моего состояния, как и не могу изменить его, — говорит всем хозяин Северной Клецки, — это трансцендентная функция».

Страсть Кеймена к науке создала в нем потребность разжечь эту искру у других, особенно среди молодежи. В 1989 году он основал FIRST. В центре внимания FIRST — ежегодный конкурс, в котором школьные команды, с помощью корпоративных спонсоров, строят роботов и сталкиваются в региональных и национальных играх. Цель FIRST — привлечь молодых людей к технологиям.

В результате они могут даже рассматривать карьеру в математике, науке или технике как привлекательный вариант в обществе, которое боготворит актеров, рок-групп и звезд спорта. Камен сказал корреспонденту Forbes Гленн Рифкин: «Мы добьемся успеха, когда вы сможете подойти к ребенку на улице, и он сможет назвать нескольких героев, которые не играют в баскетбол».

Однажды Дина спросили, что он думает о транспорте будущего:

Не знаю, будут ли люди использовать «Сигвеи», но знаю, что через 20 лет они не будут использовать автомобили.

Дин Кеймен
О будущем транспорта

#какэтобыло #транспорт

©  vc.ru