Исследование: в среднем компании-«единороги» переоценены на 51%

Мнение учёных из Стэнфордского университета.

На июнь 2017 года в технологической сфере насчитывается 162 «единорога» — непубличных компании, оценка которых превышает $1 млрд. Как отмечает издание Stanford Business, чаще всего оценка таких компаний высчитывается на основании суммы последнего инвестиционного раунда и доли, которую получили инвесторы. Обычно предполагается, что остальные доли стартапа стоят столько же.

Однако такая оценка может оказываться неверной в зависимости от условий сделки между стартапом и его инвесторами. По мнению исследователей, большую роль также играют, например, обещанные инвесторам средства после выхода компании на биржу. «Некоторые стартапы делают инвесторам настолько щедрые предложения, что стоимость всех остальных долей компании оказывается близкой к нулю», — объясняют учёные.

e17ed5d650e3d3.jpg

Профессор Стэнфордского университета Илья Стребулаев и профессор Университета Британской Колумбии Уилл Горнелл разработали модель, которая позволяет более точно оценивать стоимость непубличных компаний.

При помощи этой модели исследователи, например, оценили стоимость платёжной системы Square Джека Дорси перед выходом компании на биржу в $2,2 млрд, хотя её оценка на последнем инвестиционном раунде достигла $6 млрд. Капитализация компании сразу после IPO составила $2,9 млрд.

Стребулаев оценил стоимость других компаний-«единорогов» и выяснил, что в среднем их оценка после инвестиционных раундов оказывается завышена на 51%. Есть и такие компании, оценка которых завышена на 200% и более.

Исследователи рассмотрели одни из последних оценок «единорогов» — некоторые компании с тех пор успели выйти на биржу, привлечь новое финансирование или закрыться.

Учёные считают, что оценка сервиса по аренде жилья Airbnb завышена на 15% и должна составлять $26,1 млрд (в декабре 2016 года сервис был оценен в $30 млрд). Оценка медиакомпании Buzzfeed завышена на 52%, стартапа смешанной реальности Magic Leap — на 50%, компании SolarCity, занимающейся установкой солнечных батарей, — на 188%, космической компании SpaceX — на 64%, а сервис по заказу поездок Uber с мае 2016 года оценили на 11% выше, чем следовало.

e7af129e73d966.png

©  vc.ru