Исследование: Фейковые новости в соцсетях популярнее их опровержений

83d5rumours-shared-542a7a30affc4.jpg

Программа Крэга Силвермана получила название Emergent. Софт способен проводить анализ того, как проходит вирусное распространение новостного контента в интернете и подсчитывать, сколько раз пользователи делятся той или иной статьёй за определённый период времени.

Изучив с её помощью десятки появлявшихся в СМИ инфоповодов, специалист пришёл к заключению: статьи, безоговорочно утверждающие, что какой-то слух является правдой, всегда получают в Twitter, Facebook и Google+ больше лайков и репостов, чем заметки, утверждающие, что появившийся слух — это всего лишь фейк.

Этот вывод Крэг Силверман проиллюстрировал графиком, который показывает распространение в соцсетях новости о женщине с тремя грудями, привлекшей в конце сентября внимание многих мировых СМИ. Опровержения этой истории появились в прессе практически сразу, однако стали активно распространяться в Twitter и Facebook только спустя двое суток.

Судя по данным Emergent, даже после появления доказательств того, что новость является фейком, количество лайков и репостов у записей, доказывавших, что женщина с тремя грудями действительно существует, продолжило расти. 

83d5rumours-shared-542a7c5d0305d.png

С помощью программы похожий тренд можно обнаружить и при анализе большинства других новостных материалов. Например, слухи о готовящемся корпорацией Microsoft поглощении фирмы Mojang (поздее подтвердились) распространялись быстрее, чем сама новость о сделке. Слухи о том, что Durex готовится открыть производство презервативов с тыквенным запахом (фейк), оказалась популярнее вышедшего позднее опровержения.

Данные американского специалиста подтверждаются и статистикой новостей на TJournal. 23 сентября на сайте вышла новость о пользователях 4chan, анонсировавших массовый слив интимных фотографий актрисы Эммы Уотсон. Статья собрала около 500 лайков во «ВКонтакте» и почти сто «шэров» в Twitter и Facebook. Материал о том, что история оказалась пиар-ходом, придуманным SMM-агентством, опубликованная на следующей день, распространялась значительно слабее, получив около 250 отметок «Мне нравится» во «ВКонтакте» и всего 27 лайков в Facebook.

В мае TJournal рассказал о планах Apple встроить датчики пульса и давления в наушники EarPods. Новость публиковалась со ссылкой на британскую газету The Guardian, нашедшую информацию об этом в сервисе Secret. Анонсированная в соцсетях статья собрала почти две с половиной тысячи просмотров и около 115 лайков. Её опровержение, появившееся через пять дней, незначительно побило оригинал по количеству лайков в соцсетях, однако при этом материал всё равно набрал почти на тысячу просмотров меньше.

©  TJournal