Интервью со Skyscanner о российских путешественниках
Мы встретились с одним из лидеров рынка по бронированию авиабилетов, задали вопросы и узнали много полезного.
Skyscanner представлял PR-менеджер Дмитрий Хаванский.
— Как выживают метапоисковики в России?
Дела нормально, потому что стал расти внутренний туризм. Плюс люди отказываются от пакетных туров и предпочитают сами бронировать авиабилеты. Эти два фактора переигрывают заявления Ростуризма, что спрос на путешествия падает. Ведь Ростуризм во многом отталкивается от данных, которые приходят от операторов, а на рынке самостоятельного туризма — другие тренды.
Если тот же Ростуризм за первые три квартала 2015 года фиксировал значительное падение поездок за рубеж, то мы, наоборот, фиксировали их рост. В условиях кризиса путешественники как никогда нуждаются в сравнении цен онлайн.
— Хорошо, но за рубеж — понятие относительно. Сюда можно отнести и Таджикистан, и Мальдивы…
Верно :) ТОП 3 направлений самостоятельных путешественников сейчас выглядит так: Испания, Италия, Таиланд. Последний вместе со всей Юго-Восточной Азией вырос, когда закрыли Египет и частично Турцию.
Распределение по городам и странам можно посмотреть ниже (если не видите, нажмите F5, потом поиграйтесь с курсором и переключателями на диаграмме — прим. ред).
Внутренние перелеты значительно выросли — с 34 до 50%. Наглядно это покажет следующую диаграмма.
— Как изменился средний чек и выручка Skyscanner с российских туристов?
Данные по локальным рынкам мы не публикуем, к сожалению. В январе 2016 выйдет общий отчет. Например, в прошлом году выручка была 93 млн фунтов (примерно 140 млн долларов по текущему курсу).
— А чего в фунтах считаете?
Изначально, мы — британская компания и британский рынок до сих пор считается домашним, хотя уже давно не превышает 20% от общего оборота компании.
— Как изменилось количество покупок россиян?
По итогам прошлого года наша российская аудитория росла примерно на 50%. Авиакомпании этому тоже способствуют, снижая цены на авиабилеты.
— Вы хотели сказать «повышая»?…
Это только в новостях повышают, а по факту, для россиян билеты на многие направления даже стали доступнее. Стоимость билетов на перелеты из России в Европу упала на 20% в валютном эквиваленте. Конечно, курс рубля все это дело нивелировал, но в конечном итоге цены остались теми же.
— Подтверждаю. Брал до кризиса билет в Токио, а посмотрел его стоимость вчера, так разница составила 2–3 тысячи рублей, что некритично для дальнемагистральных полетов. Так все-таки, если россияне стали меньше выезжать, то почему Skyscanner должен расти?
Самостоятельные туристы в массе своей выезжать меньше не стали. Кто раньше отдыхал на Мальдивах, выбирает Канарские острова, курорты Италии заменились Болгарией, а масса совсем уж бюджетных поездок приходится на Крым и Сочи. Но если человек раньше путешествовал часто, то остановить себя вот так просто он уже не может.
— Это точно, я за 2015 год побывал в стольких российских городах, о которых раньше только слышал издалека. Ну ОК, говорят, что российский кризис продлится еще 10 лет. Что делать будем?
Экономить на билетах, конечно же.
— Куда уж больше экономить?
Например, более рационально относиться к бронированию. Большинство путешественников нерационально покупают билеты. Надо понимать, что чем ближе дата вылета, тем выше цена. Мы посчитали, что самое «дешевое» время, когда надо брать билеты — 29 недель на международные направления, а на российские — за 14 недель.
По факту же, согласно статистике Skyscanner, средняя глубина бронирования в уходящем году составила 45 дней.
Москва бронирует в среднем за 47 дней, Санкт-Петербург — за 51. Самыми передовыми в вопросе экономии оказались жители Владивостока и Хабаровска — в среднем в 2015 году они покупали авиабилеты за 53 дня до предполагаемого отъезда.
На графике ниже все это видно.
С точки зрения заблаговременного бронирования билетов на 100 самых популярных направлений, россияне наиболее продуманно подходят к оформлению дальнемагистральных рейсов. Наиболее яркие примеры — Аргентина, Австралия и Новая Зеландия, глубина бронирования которых составляет свыше 80 дней. Внутренние рейсы, напротив, принято бронировать всего за 1 месяц до вылета. Еще более оперативно бронируют только лишь полеты в страны ближнего зарубежья.
А если брать картину в целом, то распределение следующее:
К другим первостепенным способам экономии можно отнести поиск авиабилетов в течение всего месяца или даже года, гибкий поиск по всем направлениям (а не только из точки А в точку Б), мониторинг изменения цен с помощью уведомлений по электронной почте или с помощью виджета. Все вместе легко может сэкономить вам до 50% от стоимости полета, а то и больше.
— Знакомы ли лично с Aviasales и что заимствуете друг у друга?
Не знакомы, но рады конкуренции на рынке. Они развиваются своим путем, а мы своим. Мы не зацикливаемся на конкурентах.
— А кто совершает больше покупок, Андроид или iOS?
Интересно, что сейчас доли практически одинаковые — с разницей в несколько процентов. Но пользователи iOS чаще выбирают европейские направления, в то время как Андроид летает чуть больше по странам СНГ и Восточной Европы. То есть миф о более обеспеченной аудитории вашего портала как бы подтверждается, но не доминирует.
— Почему сделали три разных приложения, а не объединили все в одном? Решение-то правильное.
Чтобы пользователь не отвлекался. Если кто-то ищет только отели, то зачем ему подсовывать билеты и прокат авто? Любые усложнения дают отрицательную статистику, а нам нужна положительная.
— Раньше приложение искало билет полминуты, то сейчас делает это моментально. Такого я не встречал ни у кого. Запросы от GDS (глобальных систем бронирования) теперь кешируются или что-то еще?
Наши разработчики отвоевывали буквально десятые доли секунд, чтобы сделать приложение таким скоростным. Кроме того, большинство крупных авиакомпаний, как Аэрофлот, мы подключили напрямую. Облегчили тут, облегчили там — получайте результат.
— В поиске билетов присутствуют только российские агенты. Разве не было бы дешевле при перелетах, скажем, по Латинской Америке использовать местные компании, у которых имеются льготы на внутренних линиях?
Не у всех местных игроков имеются локализованные под русский язык сайты. А уж, не дай бог, случится возврат билетов, то диалог с теми же чилийцами затянется на несколько дней. Поэтому мы выбираем тех агентов, которые имеют русский саппорт. При этом зачастую за сайтом с RU-доменом оказывается, например, польская компания, которая имеет в России филиал. Но если хочется попробовать сэкономить на локальных перевозчиках, то переключите в настройках приложения страну проживания.
— Спасибо за ответы на вопросы! Последний вопрос: сколько человек работает в Skyscanner и средний возраст сотрудников?
И вам спасибо за уделенное время. Всего в Skyscanner работает более 700 человек (50 национальностей), из которых 400 находится в Великобритании. Средний возраст составляет где-то 32 года.
История компании: Компания была основана в 2001 году тремя IT специалистами: Гарефом Вильямсом (Gareth Williams), Бэрри Смитом (Barry Smith), и Бонами Граймс (Bonamy Grimes), после того как большому любителю катания на лыжах, Вильямсу, надоели трудности в поиске дешевых авиабилетов на горнолыжные курорты. Первая версия системы была разработана и вышла в свет в 2002 году. Год спустя, компания наняла своего первого сотрудника для помощи в разработке веб-сайта. В 2004 году, был открыт офис компании в Эдинбурге.
Сайт: www.skyscanner.ru
iOS: Skyscanner билеты, отели, прокат автомобилей
Награды: Best Flight Booking Website 2015 [travolution]