Интерфейсы одной руки
Команда креативного агентства Cuberto о том, почему при проектировании интерфейсов важно помнить о досягаемости элементов.
Большие смартфоны уже никого не шокируют. У них есть свои преимущества, и пользователи будут продолжать их покупать.Но на большом экране, вопреки популярному заблуждению, не помещается больше контента.Фактические размеры и количество элементов остается таким же, как и на смартфонах с меньшим разрешением экрана.
В 2013 году дизайнер Стивен Хобер провёл исследование на тему вариантов использования смартфонов. Тогда процентное соотношение выглядело следующим образом.
- one handed — 49%;
- cradled — 36%;
- two handed — 15%.
К 2017 году ситуация сильно не изменилась — количество людей, использующих смартфон одной рукой, только растёт. Во-первых, это удобно, а, во-вторых, не всегда есть возможность держать телефон двумя руками. Но при использовании смартфона одной рукой комфортная зона покрытия экрана пальцем ограничена.
А значит, часто используемые элементы в приложениях лучше всего размещать в нижней части экрана.
Разработчики мобильных приложений стали уделять больше внимания тому, как пользуются смартфонами. Стало появляться больше приложений, адаптированных под использование одной рукой. Радует тот факт, что крупные компании стремятся оперативно улучшать текущие продукты и вносят необходимые доработки для улучшения юзабилити.
Популярные сервисы собирают много статистики и анализируют поведение пользователей. На основе этих исследований принимаются решения о доработках и улучшениях.
Как правило, изменения касаются юзабилити и не всегда визуально заметны при обновлении приложений, потому что разработчики пытаются избежать негативных отзывов. Но при использовании так или иначе обращаешь на это внимание и понимаешь, что обновления повлияли на те или иные части функциональности.
Количество подобных трансформаций растёт как на iOS, так и на Android, и не только у крупных ИТ-компаний, но и у стартапов, которые создавались с нуля. У каждого нового стартапа есть огромное преимущество — они могут сразу запустить приложение с адаптированной навигацией под использование одной рукой. Отличные примеры — Flipboard и Ada.
Flipboard — это личный журнал, который собирает актуальные новости из подписок, соцсетей и новостных ресурсов. С помощью него можно прочитать или поделиться с друзьями интересными статьями, понравившимися фото или видео.
На приведенных скриншотах видно, как распределена основная функциональность приложения Flipboard. Отличительная особенность — полное отсутствие привычной для iOS навигационной панели сверху. Она переместилась вниз в зону действия большого пальца.
Внимательный читатель справедливо заметит, что профиль попадает в красную труднодоступную зону. Flipboard дублирует эту функциональность жестами: свайп вправо открывает профиль.
Иконка поиска сверху дублируется полем ввода в центре. При этом активный поиск с клавиатурой не смещается вверх, а остается в жёлтой зоне — то есть в зоне досягаемости большого пальца.
Разработчики приложения для отслеживания состояния здоровья Ada пошли ещё дальше и представили совершенно новую навигацию в интерфейсе.
Интерфейс выглядит очень просто. Это зеркальное отображение привычного интерфейса по гайдам. Всё, что должно быть сверху, находится снизу — в комфортной зоне. Например, стартовый экран выглядит так:
Многие отказываются от привычного бокового меню из-за неудобства использования и скрытой функциональности. В приложении Ada тап на иконку дублируется более привычным и удобным свайпом влево.
Список с пунктами меню смещён ниже, и никого не смущает большой отступ сверху. Всё сделано осознанно, а интерфейс удовлетворяет потребности любой аудитории.
Внутренние экраны тоже реализованы по принципу one-handed.
В прошлом году мы разрабатывали концепт для приложения звонков и попытались реализовать навигацию одной рукой. На наш взгляд, для таких приложений и мессенджеров это особенно актуально, потому что зачастую используешь только одну руку, чтобы позвонить или написать сообщение.
На тот момент дизайн остался только в виде концепта, так как клиент побоялся его реализовывать из-за больших изменений функциональности — о счёл, что это может негативно отразиться на пользователях, которые за время существования приложения привыкли в предыдущей структуре интерфейса.
Отдельно хотелось бы выделить уже закрытое приложение Facebook Paper. Крупная компания, уже имеющая популярное приложение, выпускает нечто новое и нереально удобное. С точки зрения UX это действительно интересный эксперимент, и очень жаль, что его закрыли. Приложение было выпущено в 2014 году — есть куча подробных и качественных обзоров. Вот один из них:
Заключение
Разработчики приложений в первую очередь должны думать о конечном пользователе и целевой аудитории. Именно это может повлиять на UX приложения. Чем проще и удобнее ваш продукт, тем больше вероятность, что им он получит большую аудиторию. То, что было придумано вчера, сегодня может устареть — надо всегда идти в ногу с трендами.
© vc.ru