Инновации вместо зданий: почему нужно строить виртуальные технопарки
Предпринимательское сообщество — это всегда самые активные представители поколения. А значит, смена поколений непосредственно влияет на бизнес-среду.
Если посмотреть, как сегодня организуют свое время и деятельность подростки лет 12–13, мы обнаружим любопытные факты. Их методы работы с информацией сильно отличаются от методов старших поколений. Они могут играть в онлайн-игру, общаться с партнерами по команде в нескольких Skype-сессиях, совместно работать над решением какой-то общей задачи и совмещать еще пару-тройку дел. То есть у них есть опыт решения задач в условиях неопределенности с партнерами, которые могут находиться где угодно. Здесь сразу несколько важных параметров, которые стоит учитывать тем, кто занимается развитием инновационного сообщества в стране. Ведь сегодняшние подростки — это через десять лет молодые ученые и предприниматели, которые будут определять развитие экономики. Они закончат вузы, выйдут на рынок труда, начнут создавать собственные идеи, пробовать себя в бизнесе. И уже сейчас стоит задуматься о том, как максимально раскрыть потенциал этого поколения.
Первая особенность — ежедневная деятельность будущих предпринимателей наполнена элементами геймификации и фактически превращается в игру «на интерес», когда мотивирует не только достижение конечной цели, но и получение множества промежуточных бонусов, пусть и чисто символических. Геймификация уже успешно проникла в большинство бизнес-сфер — маркетинг, продажи, поиск и управление персоналом, формулирование корпоративных целей. Опрос, проведенный в 2013 году среди компаний Forbes Global 2000, показал, что более 70% из них планируют использовать геймификацию в маркетинге и работе с клиентами. Компании, которые используют геймификацию в работе с персоналом, отмечают гораздо более высокий уровень вовлеченности работников — и как следствие, более высокую эффективность бизнеса.
Второе, за чем следует следить — способность быстро подхватывать новые веяния. В мире более половины аудитории так называемых early adopters (людей, которые первыми начинают использовать новые продукты и технологии) составляют люди от 16 до 20 лет. То, что находит у них отклик, незаметно входит в повседневную жизнь остальных. Особенно сейчас, когда новые технологии становятся все дешевле для конечных пользователей. Одновременно справедливо и то, что устаревающие технологии быстрее всего «вымирают» именно в молодежной среде. Например, сегодня мы видим массовую миграцию молодежи в социальные сети из электронной почты, закат которой Марк Цукерберг предсказывал еще в 2011 году. Уже тогда аналитики ComScore отмечали, что количество писем, отправленных пользователями 12–17 лет, за год сократилось на четверть.
Многие крупные IT-корпорации поддерживают исследовательские направления по прогнозированию развития технологий. Особенности пользователей, их взаимодействие с информацией определяют, каким будет, например, программное обеспечение 5, 10 или 15 лет спустя, начиная с архитектуры и заканчивая интерфейсом. Так же и людям, развивающим технологическое предпринимательство в стране, не мешало бы подумать — какие технологические потребности и предпочтения будут у бизнесменов через 5, 10, 15 лет?
Третья тенденция — снижение важности личного общения. Зачем собираться вместе и встречаться в какой-то конкретной точке на карте, если можно с помощью технологий объединить лучших специалистов со всей планеты? Все технологические предпосылки для создания и распространения облачной среды уже есть, в первую очередь доступ в интернет — 43% населения в мире уже имеет доступ к проводному интернету, а 47% — к мобильному. В развитых странах этот показатель достигает 80%.
Тогда возникает вопрос — нужны ли вообще технопарки как девелоперские проекты? Зачем все эти инвестиции в здания, развитие территорий? Для меня этот пункт не имеет однозначной трактовки. С одной стороны, да, мы можем взять лучшего специалиста, где бы он ни находился, и включить его в проект виртуально. И это схема работает идеально, когда речь идет о разработке, проектировании, программировании и других подобных областях. Но с другой стороны, влияние личных взаимоотношений и личного контакта, по крайней мере в российском бизнесе, остается достаточно сильным.
Как человек, связанный с инновационным бизнесом и технопарками, я вижу здесь два направления развития. В технопарках уже есть инфраструктура и возможность личного общения с партнерами, инвесторами, другими стартапами. То, что помогает решать задачи бизнеса. Но в то же время — назревает необходимость выхода в виртуальное пространство, создания не только физической среды, но и единой онлайн-платформы, которая бы объединяла технопарки страны и их резидентов. Это третье, что стоит держать в уме институтам развития и фондам. Хорошая новость в том, что первые шаги к созданию этой системы уже сделаны. Так что нам будет, чем ответить предпринимателям новой волны.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
© РБК