"Необратимо идет процесс перехода с лицензирования на саморегулирование в разных сегментах экономики"

Андрей Давидюк, ИТ-СРО НП МОООП ЯрдИнтервью с Андреем Давидюком, председателем правления ИТ-СРО НП "МОООП "Ярд".

- Как были созданы отраслевые партнерства? Почему было решено формировать профильные строительные СРО для участников ИТ-отрасли?

- ИТ-отрасль является одной из самых молодых и динамично развивающихся отраслей. Все больше ИТ-компаний, системных интеграторов стремятся вести свою деятельность комплексно, предоставляя широкий спектр работ и услуг. В том числе проектные и строительно-монтажные работы. Например, монтаж оборудования, подведение сетей и систем связи, пусконаладочные работы. Соответственно, закон для строителей, который не должен был повлиять на другие отрасли, значительно затронул ИТ-отрасль.

Возникла ситуация, при которой саморегулирование ИТ-отрасли переходило на регулирование со стороны строительной отрасли. Таким образом, отраслевое саморегулирование возникло в ответ на угрозу регулирования ИТ-отрасли непрофильными участниками рынка. Если компания планирует выполнять работы, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, то независимо от отраслевой принадлежности у нее появляется необходимость вступать в СРО и получать свидетельство о допуске к работам.

Почему именно профильные ИТ-СРО? Удельный вес ИТ-компаний в общем объеме капитального строительства достаточно невелик. Если ИТ-отрасль не будет формировать профильные объединения, то регулирование возьмет на себя другая отрасль, и тогда ИТ-компании попросту затеряются среди организаций рынка капитального строительства. В этом случае все правила будут устанавливаться с учетом мнения большинства, в обход интересов компаний инфо-коммуникационного профиля.

С учетом складывающейся ситуации представители ИТ-рынка, такие как "Ниеншанц", "Россервис", IBS, "Систематика" не могли безынициативно остаться в стороне. Тезис "ИТ-отрасль должна сама себя регулировать" стал основой, базовым принципом формирования ИТ-СРО "Ярд". В дальнейшем инициативу отраслевого саморегулирования поддержали другие организации из разных регионов России. На сегодняшний день ИТ-компаниям в объединении выдано около 150 свидетельств о допуске к проектным и строительно-монтажным работам.

- Почему многие ИТ-компании не вошли в отраслевые объединения, а оказались распределены по строительным СРО?

- Основной ажиотаж вокруг саморегулирования, и, соответственно, поток вступления компаний в СРО, пришелся на период подготовки к отмене лицензирования, а также спустя несколько месяцев после введения саморегулирования. В это время вступление компаний происходило по двум основным сценариям.

В первом случае часть компаний долгое время сомневалась в том, что лицензии будут отменены. Впоследствии в СРО вступали стихийно, в спешке выбирая партнерство, которое выдаст свидетельство для участия в конкурсах как можно скорее.

Во втором случае руководители компаний своевременно озадачились вопросом получения свидетельства. Подводным камнем стало то, что руководство некоторых ИТ-компаний не предусмотрело всего букета последствий предстоящего выбора. Сотрудники, отвечающие за наличие у компании необходимых лицензий и свидетельств, предпочли идти по пути наименьшего сопротивления, то есть выбирать то, что ближе лежит, не пытаясь подробно изучить все нюансы и избегая предложить руководству нестандартные профильные решения. Поэтому выбор совершался по принципу наименьших начальных затрат, без долгосрочного прогнозирования.

- В профессиональном сообществе сейчас активно обсуждается проблема коммерциализации саморегулирования. Какие методы борьбы с недобросовестными СРО на ваш взгляд наиболее эффективны?

- Для начала, нужно определить, какие компании в основном обращаются в "коммерческие" СРО. В большинстве случаев это фирмы, которые стремятся сэкономить как на финансовых, так и на временных и кадровых ресурсах. Такие компании не соответствуют всем критериям и нормам саморегулирования. Поэтому получение допуска к работам рассматривается скорее как временная необходимость – для конкретной цели или объекта. Для самой фирмы ее репутация на рынке малозначима, так как она недолговечна и при возникновении проблем руководителю проще, мягко скажем, аннулировать такую компанию.

Есть и другой тип компаний с "коммерческими" свидетельствами, которые могли быть введены в заблуждение и, соответственно, не осознавать возможных результатов такого решения. Но, как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. В лучшем случае, деятельность недобросовестных СРО ставит под сомнение репутацию компаний-членов таких объединений.

Стандартное общественное порицание недобросовестных СРО можно встретить в прессе сплошь и рядом и также заметить, что это ни к чему не приводит. Если партнерство уже выбрало такой путь и выдает допуски всем компаниям, вне зависимости от показателей надежности и соответствия нормам саморегулирования, то просто так отказываться от дополнительных доходов не станет. Нужны более серьезные меры со стороны Ростехнадзора, уполномоченного государственного органа, контролирующего деятельность СРО. Такие меры необходимы в первую очередь по двум основным направлениям.

Прежде всего, усиление, ужесточение прямых надзорных функций ведомства: более тщательное проведение проверок и своевременное информирование общественности о результатах. Несмотря на то, что ведется активная работа по выявлению недобросовестных СРО, ни одно "коммерческое" объединение не было закрыто.

Второе направление: пропагандистская функция. Чтобы защитить интересы профессионального сообщества, сформировать отношение со стороны компаний, не должно быть недостатка в информированности. Результаты деятельности в отношении СРО должны быть более публичными, доступными каждому и прозрачными. В том числе важно формирование более удобного государственного реестра для поиска и проверки информации о саморегулируемых организациях.

- В каком направлении будет развиваться саморегулирование компаний в ближайшее время?

- В строительной сфере будут продолжаться процессы выявления недобросовестных саморегулируемых организаций. В дальнейшем это отразится на переходе компаний из одних партнерств в другие. Также это скажется на поднятии планки качества саморегулирования в целом.

Необратимо идет процесс перехода с лицензирования на саморегулирование в разных сегментах экономики. Несомненно, все больше отраслей деятельности будут переходить на систему СРО – функции регулирования будут передаваться от государства в руки бизнес-сообщества. И тогда отраслевая специализация станет одной из важнейших. Некоторые инициативы могут отразиться на ИТ-отрасли. Например, возможная отмена лицензирования в области пожарной безопасности. В этом случае для интеграторов решающим станет тщательно выверенный, взвешенный подход к вопросу саморегулирования.

©  @Astera