IBM автоматизирует разработку ПО авиационных систем для «Ульяновского конструкторского бюро приборостроения»

Корпорация IBM подвела промежуточные итоги сотрудничества с «Ульяновским конструкторским бюро приборостроения». Инструменты IBM Rational уже четвертый год успешно помогают в автоматизации разработки программного обеспечения авиационных систем и приборов, говорится в сообщении IBM.

Основная деятельность «Ульяновского конструкторского бюро приборостроения» сосредоточена в области разработки, изготовления и внедрения авиационных систем электронной индикации и сигнализации самолетов и вертолетов, систем управления общесамолетным оборудованием, интегрированных систем измерения и вычисления воздушных параметров и лётных ограничений, а также наземных автоматизированных систем контроля и диагностики авиационного оборудования.

Проект по автоматизации разработки ПО авиационных систем и приборов в «Ульяновском конструкторском бюро приборостроения» стартовал в 2007 г. Тогда компания закупила 10 лицензий Rational DOORS для управления требованиями, 6 лицензий Rational Change для управления изменениями данных жизненного цикла и 10 лицензий Rational Synergy для управления версиями исходного и исполняемого кодов ПО разрабатываемых систем и приборов. В последующие годы по мере применения инструментов Rational в новых проектах приобретались дополнительные лицензии.

Так, инструменты Rational DOORS, Change и Synergy применялись «Ульяновским конструкторским бюро приборостроения» при разработке блока-концентратора данных для нового пассажирского самолета «Сухой Superjet 100». В DOORS была выполнена разработка требований всех уровней – от требований заказчика до требований низкого уровня к программному обеспечению – и установлена их трассируемость. В DOORS также размещались другие данные системных процессов и процессов разработки программного обеспечения. Средствами Synergy был обеспечен версионный контроль исходного и исполняемого кодов создаваемых версий ПО. Регистрация сообщений о проблемах и управление изменениями данных, находящихся в DOORS и Synergy, обеспечивались с помощью Change, отметили в IBM.

В целом инструменты Rational позволили обеспечить конфигурационное управление данными жизненного цикла системных процессов и процессов разработки ПО в соответствии с требованиями КТ-178В и других стандартов, применяемых при создании блока-концентратора данных. В настоящее время DOORS, Change и Synergy широко применяются для разработки требований и управления данными жизненного цикла в проектных работах по созданию авиационных систем новых самолетов «ТУ-204СМ», «МС-21», а также систем и оборудования для перспективных вертолетов, разрабатываемых компаниями «МВЗ им. М.Л. Миля», «Камов» и «Казанский вертолетный завод».

Как сообщил представитель «Ульяновского конструкторского бюро приборостроения» Сергей Жаров, «переход на стандарт КТ-178В потребовал коренным образом изменить существующую на предприятии технологию разработки программного обеспечения и, прежде всего, решить проблемы управления конфигурацией данных жизненного цикла. Однако вплоть до 2007 года в силу ряда причин мы не решались приобрести специализированные решения для разработки ПО и управления данными жизненного цикла системных процессов. Четыре года назад, опираясь на опыт западных компаний, которые широко использовали DOORS при разработке авиационных систем, мы обратились в IBM. Решения IBM Rational помогают нам оптимизировать каждый из процессов проектирования, дают возможность обеспечивать требования авиационных стандартов к технологии разработки систем и создавать качественный продукт, в гораздо большей степени соответствующий как требованиям заказчика, так и требованиям к авиационной безопасности».

По словам Жарова, с 1 января 2011 г. также введен в действие авиационный стандарт Р-4754» (аналог ARP-4754), кардинально изменяющий технологию разработки авиационных систем, в котором особое внимание уделяется процессу разработки требований, а также вопросам управления конфигурацией данных процессов жизненного цикла систем. «Без наличия современных инструментов, позволяющих эффективно решать такие задачи, выполнить разработку авиационных систем будет просто невозможно», – подчеркнул он.

©  CNews