Что делать телекоммуникационным компаниям на рынке облачных услуг?

Автор: Михаил Воронков

Михаил Воронков, компания Orange Business ServicesТрадиционные игроки на поле информационных технологий, возможно, имеют более надежную репутацию в сфере облачных вычислений, но с ростом опыта в предоставлении управляемых сервисов ИТ и контроля сетей корпоративного класса телекоммуникационные компании выходят на более сильные позиции и могут захватить большую долю рынка.

За последние пару лет облачные вычисления захватили внимание средств массовой информации и индустрии ИТ, поскольку предложили новую модель предоставления вычислительных систем и приложений для предприятий. В последнее время ведущие мировые телекоммуникационные компании разработали и запустили свои сервисы облачных вычислений, включая "инфраструктуру как услугу" (IaaS).

Для телекоммуникационных компаний облачные вычисления могут стать чем-то вроде перехода от сервисов типа управляемого хостинга, которые они предлагают на протяжении многих лет. Предоставление облачных сервисов бизнес-уровня будет осуществляться по стандартным требованиям, аналогичным тем, которые телеком-компании привыкли соблюдать при организации и управлении корпоративной сетью, например, качество обслуживания (QoS), безопасность и четкое соблюдение соглашений об уровне сервиса (SLA).

Преимущества телекоммуникационных компаний

Конечно, телекоммуникационные компании не одиноки в предоставлении сервисов облачных вычислений. Они конкурируют с такими компаниями, как Amazon, IBM и Microsoft. Ключевым акцентом продаж телекоммуникационных компаний является важность сети в обеспечении высокой производительности облачных сервисов.

Поскольку телекоммуникационные компании имеют собственные сети, то могут предложить облачные сервисы, не зависящие от непредсказуемого пользовательского интернета, который не обеспечивает необходимый для важных бизнес-приложений уровень безопасности, производительности и доступности. Публичный интернет прекрасен для разработчиков, желающих протестировать свои приложения, но предприятия потребуют QoS и SLA. Конечно, другие поставщики могут дополнять свои облачные решения перепродажей сетевых услуг, но телекоммуникационные компании имеют ряд преимуществ по сравнению с таким подходом. У них есть опыт предоставления ИТ-услуг по сети с обеспечением необходимой безопасности и гарантией высокой производительности. Они понимают, как задержки влияют на работу современных приложений и как их предотвратить. У них налажено взаимодействие с крупными предприятиями в области предоставления критичных для бизнеса услуг. И, наконец, они могут объединить облачные вычисления с сетью, прописать их в сквозном (end-to-end) SLA и предоставлять эти услуги (в некоторых случаях) во всех странах мира.

Кроме того, облачные вычисления играют важную роль в предоставлении приложений для совместной работы и решений в области интегрированных коммуникаций (UC&C), которые могут предоставляться либо только в виде облачного решения, либо в форме гибридной модели, сочетающей размещение коммуникационных решений у клиента с большим набором приложений, поставляемых из облака. Коммуникация как услуга будет превращаться во все более важную сервисную стратегию телекоммуникационных компаний в сфере предоставления протоколов VoIP и приложений UC&C.

Модели внедрения

Телекоммуникационные компании предоставляют все виды моделей внедрения облачных вычислений: публичные (общедоступные) облака, виртуальные частные облака, частные облака и гибридные облака. Главное преимущество телекоммуникационных компаний в том, что они предлагают более широкий спектр параметров сети в дополнение к интернету для своих облачных сервисов. В частности, корпоративные облачные решения хорошо сочетаются с MPLS IP VPN-сетями, которые уже широко используются на предприятиях. Публичные облака подразумевают предоставление сервисов облачных вычислений через пользовательскую сеть интернет. Виртуальные частные облака делают публичные облака более защищенными путем сегментации клиентов и обеспечения безопасности. Частные облака предполагают владение компанией своей собственной платформой, предназначенной для облачных вычислений, доступ к которой осуществляется через частную сеть, предоставляемую, возможно, телекоммуникационной компанией.

Частные облака вызвали некоторые споры. Встал вопрос, являются ли они на самом деле облачными решениями, но, в конце концов, эти облака получили признание. Например, ИТ-отдел может создать частное облако и предоставлять, таким образом, ИТ-ресурсы основным подразделениям компании. Это особенно хорошо будет работать в правительстве и крупных конгломератах.

Последняя модель внедрения – это гибридное облако, которое, в основном, является стратегией предприятия по использованию различных моделей размещения, таких как общедоступные и частные облака. Например, предприятие может использовать общедоступные облака для тестирования и разработки приложений, а частные – для важных бизнес-приложений. В будущем станет возможным легко переносить нагрузку из одного облака или провайдера к другому без необходимости его перестроения. Однако такая гибкость еще не доступна, поскольку еще не внедрены единые стандарты.

Партнерство с другими телекоммуникационными компаниями

Другая область, в которой глобальные телекоммуникационные компании могут оказать существенное влияние на рынок, – оптовая продажа облачных сервисов другим провайдерам сетевых услуг. Создание облачной среды – очень сложный процесс, требующий углубленных навыков в сфере ИТ и сетевых технологий, которые не входят в компетенцию большой части телекоммуникационных провайдеров. На самом деле телекоммуникационные компании, не имеющие достаточного опыта в предоставлении управляемых ИТ-услуг, должны дважды подумать, прежде чем запускать собственные облачные сервисы. Им нужны специальные знания, навыки, возможность предоставления профессиональных сервисов, таких как консалтинг, аудит, проектирование и т.п., а также возможность предоставления услуг поддержки конечных пользователей. Хотя некоторые элементы инфраструктуры, например, виртуализированные вычислительные системы и платформы хранения данных, получить весьма легко, не так-то просто внедрить другие элементы, например, билинг или самообслуживание. Сотрудничество с глобальными телеком-компаниями в сфере облачных решений подойдет небольшим телекоммуникационным компаниям, которые хотят запустить собственные облачные сервисы. Они помогут им сократить время выхода на рынок, по сравнению с созданием собственной облачной инфраструктуры.

Проверка в реальных условиях

Тем не менее, важно помнить, что, несмотря на всплеск интереса медиа к облачным вычислениям, в настоящее время они пока что не овладели сердцами большинства ИТ-директоров и ИТ-менеджеров. Облачные вычисления находятся на ранней стадии развития, особенно с точки зрения инфраструктуры как услуги, хотя некоторые приложения, например, Salesforce.com, уже широко используются. Но облачные технологии быстро развиваются, и через пять лет большинство предприятий будут использовать элементы облачных вычислений.

Мы считаем, что быстрое вступление на рынок ведущих телекоммуникационных компаний даст им возможность стать профессионалами в своем деле и завоевать доверие, прежде чем рынок облачных вычислений поднимется на более высокий уровень развития. Тем не менее, облачные вычисления не следует рассматривать в качестве легкого пути выхода на рынок ИТ-услуг для телекоммуникационных компаний. Для этого компании должны принять стратегию развития решений в области ИТ и интеграции с точки зрения портфеля продуктов и профессиональных навыков.

Автор - менеджер по развитию бизнеса, Cloud-услуги компании Orange Business Services в России и странах СНГ

©  @Astera