Хорошие российские игры: а такие вообще бывают?

В российской традиции испокон веков было заложено необъяснимое почитание заграницы. С точки зрения геймера-либерала у них-де, на Западе, и коровы толще, и сахар слаще, и игры лучше. А мы, россияне — из-за лени, бесталанности и специфического менталитета — не в состоянии произвести не то, что полноценный продукт класса «ААА», но даже сколько-нибудь завалящий «просто А». Во избежание межнационального холивара оставим в стороне вопрос, можно ли считать бесспорные ААА-проекты GSC Game World, 4A Games и Wargaming детищами отечественного игропрома. И пройдёмся с оценкой по истинно российским игровым студиям…

От корней и истоков… Мало кто помнит, но первой российской, а вернее, ещё советской игрой, захватившей всё прогрессивное человечество, стал «Тетрис». Изобретённый, между прочим, московским программистом Алексеем Пажитновым в далеком 1984 году. «Интеллектуальная» головоломка, появившаяся на заре новой эпохи развития интерактивных развлечений, сразу же стала безумно популярной среди геймеров всех возрастов — от детсадовцев до учёных мужей «за 60».

Хорошие российские игры: а такие вообще бывают?

Однако в СССР понятия об авторских правах были весьма условны, а капиталистические акулы западного мира, как и сегодня, не отличались особой щепетильностью в ведении бизнеса. Поэтому за «Тетрис» разгорелась нешуточная борьба между гигантами индустрии Atari и Nintendo. Причём на стороне американцев было советское правительство и лично Михаил Сергеевич Горбачёв, а к представителям Страны Восходящего Солнца примкнул сам законный правообладатель Алексей Пажитнов. Битва окончилась в 1989 году победой русско-японского альянса.

Хорошие российские игры: а такие вообще бывают?

«Тетрис» стал одним из факторов, определивших высочайшую популярность первой в мире полноценной портативной консоли от Nintendo — Game Boy. Монохромное чудо японской инженерной мысли сметали с полок именно благодаря детищу Пажитнова. Впрочем, сам Алексей начал получать авторские отчисления с продаж лишь в 1996 году. Зловещий оскал капитализма, что уж тут поделаешь.

…к лихим 90-м… В помянутом 1996 году постсоветское общество уже вполне освоилось с реалиями человеконенавистнической монетарной системы и научилось играть по её правилам. Одним из первых российских геймдев-коммерсантов новой формации стал небезызвестный Сергей Орловский — харизматичный юноша с безупречным английским, а также по максимуму прокачанными скиллами в области продаж и самопрезентаций. Менее чем за полтора года коллектив основанной Орловским компании Nival Interactive сумел создать шикарную фэнтезийную RPG «Аллоды: печать тайны». Она завоевала уважение не только нашей игровой общественности, но и геймеров из дальнего-предальнего зарубежья.

Хорошие российские игры: а такие вообще бывают?

Пример Nival«а стал для молодого российского игропрома хорошим стимулом. В том же 1998 году новосибирской студией Softlab был выпущен культовый симулятор грузоперевозок «Дальнобойщики», за которым последовал не менее мощный сиквел «Дальнобойщики-2». Несмотря на то, что серия была нишевой, ей удалось обрести всемирную известность благодаря романтическому дорожному антуражу, и даже сформировать весьма активное интернациональное коммьюнити. А уж сколько народу обсуждало свои вояжи на переменах и обедах… можно составить целую книгу по этим запискам из вымышленных миров.

…плодовитым нулевым… Начало нового тысячелетия в отечественном геймдеве было ознаменовано появлением целой плеяды сильных проектов. Многие из них до сих пор заставляют пускать слезу умиления, наполняя заслуженной гордостью сердце российского любителя интерактивных развлечений. Так, уникальный авиасимулятор «Ил-2 Штурмовик» от 1С: Maddox Games и по сей день остается эталоном виртуального реализма. Игра, которой в этом году исполнится 14 лет, и сегодня выглядит бодрячком, снисходительно взирая на редких конкурентов с высоты недосягаемого пьедестала.

Хорошие российские игры: а такие вообще бывают?

Nival, в конце 90-х добившийся мирового признания благодаря своим фэнтезийным RPG, продолжил смело экспериментировать с жанрами. Из недр студии появляются патриотичные RTS в сеттинге Второй Мировой войны — «Блицкриг» и «Блицкриг 2», тепло воспринятые профильной прессой и игровой общественностью Старого и Нового Света. После этого компания упрочила свои позиции лидера russian-игропрома выпуском новой серии легендарной пошаговой стратегии Heroes of Might & Magic. И пусть пятая глава «Героев» ни в жизнь не сравнится с третьей — фанаты, в общем-то, остались довольны. А успех команды закрепила MMORPG «Аллоды Онлайн».

Хорошие российские игры: а такие вообще бывают?

Для справки: «Аллоды Онлайн» — MMO a la Russe, на разработку которой были потрачены невероятные для России 15 млн долларов. По одной из версий, они стали первым российским безусловным игровым проектом категории ААА.

…и позитивным «десятым» Вторая декада тысячелетия в игровой индустрии проходит под знаком мобильного и социального Free-2-Play. К началу 2010-х годов рынок мобильных игр переживал период становления, а потому отечественные девелоперы находились в примерно равных условиях со своими зарубежными коллегами. В России появляется множество игровых стартапов, большая часть которых успешно загибается после первого года работы. Однако те немногие, кто уловил колебания рынка, делают кассу и зарабатывают десятки миллионов долларов. За примерами далеко ходить не надо: это Game Insight с проектами Tribez, Airport City и Transport Empire, или Social Quantum с «Территорией фермеров» и «Мегаполисом»

Хорошие российские игры: а такие вообще бывают?

Впрочем, далеко не все наши разработчики прельстились лёгкими мобильно-социальными деньгами. Самые ортодоксальные отечественные творцы продукта и кода, избежав ереси тотального оказуаливания, остались верны писишно-консольной вере. Так, компания Gaijin Entertainment сумела создать полноценный мультиплатформенный симулятор боевых действий War Thunder, где пользователям доступны сражения на суше, на море и в воздухе. Конечно, реализм в War Thunder, будучи принесён в жертву динамичному геймплею, несколько отстаёт от своего праотца «Ил-2 Штурмовик». Однако иной альтернативы столь масштабному MMO-симулятору в настоящее время в мире просто не существует. World of Tanks (и её переосмысления с самолётами и кораблями) — всё-таки не совсем то, даже на уровне базовой концепции и механики.

Время ковать железо — фанаты ждут! В свою очередь, вездесущий Nival вышел на финишную прямую с разработкой «Блицкриг 3». Амбициозный проект команды Орловского имеет все шансы стать самой популярной в мире стратегией о Второй Мировой. Тут, на самом деле, ситуация отчасти из разряда «на безрыбье». Та же Company of Heroes 2 геймерам уже порядком наскучила (да и репутация у неё неоднозначная), а остальные конкуренты безнадёжно устарели технологически.

Хорошие российские игры: а такие вообще бывают?

По части визуально-графической, сюжетной и геймплейной составляющих одиночная кампания «Блицкриг 3» практически не имеет конкурентов (мы видели её вживую — знаем, о чём говорим). Стоит, однако, отметить, что новый проект Сергея со товарищи обзавёлся приставкой MMO. Но донатоненавистники могут выдохнуть: микроплатежей в «Блицкриг 3» не будет. Дополнительные траты ограничатся опциональной покупкой специального премиум-аккаунта для ускоренного набора опыта. Ну, серьёзно, невелика беда.

[embedded content]

На передний план онлайн-составляющей «Блицкриг 3» авторы выносят так называемый асинхронный мультиплеер, когда только одному (!) из двух соперников достаточно находиться в сети, чтобы бой состоялся. Пользователь основывает собственную базу, строит укрепления, налаживает тренировку солдат и выпуск боевой техники, но очень скоро сталкивается с дефицитом ресурсов для дальнейшего развития. Где же их взять? Очень просто: отнять у другого человека, отправившись на штурм вражеской базы и контрольно-ресурсных точек, не забыв при этом позаботиться о защите собственных позиций. При этом нападение на чужие базы в Nival сравнивают с шахматным тренажёром, где для решения предлагаются различные задачи на знакомом поле.

Итого мы имеем… Российский геймдев, несмотря на свои скромные мощности и размеры, трудится на совесть уже не один десяток лет, регулярно радуя игроков добротными проектами. Конечно, среди российских разработок ощущается острый дефицит качественных продуктов самых популярных жанров — экшенов и шутеров, — и это ахиллесова пята отечественных студий. Однако в нишах симуляторов, реалтаймовых и пошаговых стратегий наши позиции незыблемо высоки уже минимум десяток лет. Нам с вами есть чем гордиться, друзья. И это не может не радовать.

Автор текста: Darth_Elven

Источник:  4pda.ru

©  4PDA