Холодная жизнь Кристофера Конте: загадочный скульптор

Что происходит, когда в одном человеке объединяются таланты скульптора, медика и механика? Результат может оказаться пугающе красивым.
80671698af63af0d13ead17fef4faaf7_cropped
Сергей Апресов
26 мая 2018 16:00

Обсудить 0

Кристофер Конте — очень загадочный скульптор. Еще год назад его работы невозможно было увидеть на художественных выставках и в аукционных каталогах и лишь особенно увлеченные ценители современного искусства, а также весьма именитые коллеги по цеху многозначительно поднимали брови, услышав имя Криса. Только весной 2008 года фотографии его работ появились на обложках множества журналов, пишущих об искусстве, технологиях, биологии, медицине, науке. Дело в том, что лишь в этом году Кристофер Конте решился представить свои необычные работы на суд широкой публики.

Имя: Кристофер Конте // Страна: США // Место рождения: Берген, Норвегия // Образование: бакалавр искусств (Институт Пратта), медицинское (Пресвитерианский госпиталь Колумбийского университета) // Профессия: скульптор, протезист // Жизненное кредо: «Я не ограничен в идеях, только во времени».

Между тем Крис начал рисовать с трех лет, а в шесть, после переезда в Нью-Йорк из родного Бергена (Норвегия), по совету школьного учителя начал посещать занятия по искусству в Университете Хофстра. К окончанию школы он был удостоен сразу нескольких стипендий, которые позволили ему поступить в Институт Пратта, один из ведущих колледжей искусств в США. Обучаясь там, Крис параллельно изучал анатомию в Пресвитерианском госпитале при Колумбийском университете в Нью-Йорке. Избрав иллюстрацию профильной дисциплиной, Крис стал впервые создавать свои механические скульптуры в рамках учебных заданий. Преподаватели поддержали это начинание, и к выпускному году практически весь иллюстративный материал Конте стал трехмерным.

Biomech bronze skull, 2006. Бронза, нержавеющая сталь, алюминий. 6,5×9х9 см

Получив диплом бакалавра искусств в Институте Пратта, Конте объединил свой талант скульптора и знания в области анатомии, биомеханики и медицины в единую редкую профессию: в течение 16 лет он создавал уникальные эстетичные и функциональные протезы для людей с ампутированными конечностями. Тем не менее все эти годы искусство оставалось его истинной страстью.

Miniature biomechanical skull, 2004. Пластик, детали старинной швейной машины, стекло, нержавеющая сталь. 10×7,5×12 см

В мае этого года состоялась первая крупная выставка Кристофера Конте: вместе с художником Фредом Харпером он выступил в галерее «Ласт Райтс», принадлежащей легендарному татуировщику Полу Буту. Мрачная троица устроила шоу не для слабонервных: бронзовые черепа Конте и бездушные биомеханические монстры Харпера, воссоединившиеся под сводами мрачного заведения Бута, заставили вздрогнуть даже самых циничных любителей искусства. Всего месяц спустя скульптуры Кристофера уже занимали почетное место в Национальном музее Вашингтона. Его работы засветились на телеканалах Discovery и MTV, в авторитетных журналах Popular Science и Wired. Но самое любопытное, что произведениями Криса заинтересовались ФБР и аэрокосмическая корпорация Lockheed Martin. В настоящее время художник тесно сотрудничает с инженерами и моделистами из крупнейшей военной корпорации Northrop Grumman.

Steam powered insect, 2007. Бронза, нержавеющая сталь, детали старинной швейной машины. 7,5×12,5×9 см

Соратники во тьме

Среди художников, оказавших влияние на его творчество, Кристофер Конте на первое место ставит Леонардо да Винчи. Его шедеврами Крис восхищался с раннего детства. Еще более близкий ему вдохновитель по времени, по тематике и по духу — знаменитый Ганс Рудольф Гигер, швейцарский гуру фантастического реализма, стиль которого коллеги по цеху нередко характеризуют как некроготику. Работы Гигера известны каждому: он создавал образы инопланетных существ для фильмов «Особь», «Полтергейст 2», «Бэтмен навсегда». Его перу принадлежит знаменитый «Чужой» из фильма режиссера Ридли Скотта. «Гигер оказал сильное влияние на мои ранние работы, и его дух до сих пор живет во всем, что я делаю сегодня», — говорит Кристофер Конте

Black widow 1, 2008. Нержавеющая сталь, нейлоновое стекловолокно, вороненая сталь, старинные детали. 25×20х10 см

Тонкая грань

«Мне дороги все мои работы, и все же среди них я могу особо выделить Steam Powered Insect, — рассказывает Крис Конте. — Наделяя старинные технологии футуристическим смыслом, художник ходит по тонкой грани. Важно не увлечься обаянием старины настолько, чтобы антикварный облик произведения полностью поглотил его характер, и не отдаться всецело стремлению к инженерной достоверности, чтобы не загубить в механическом существе жизнь».

Aston martin turbine, 2007. Модель автомобиля 1:18, нержавеющая сталь, алюминий. 15×10х30 см

Античный обряд

Древняя практика создания бронзовых скульптур с помощью восковой модели, применяемая Кристофером Конте, — это длительный многоэтапный процесс. Прежде всего, художник создает скульптуру из глины. С нее делается гипсовый слепок — получается форма, состоящая минимум из двух частей. Чтобы мелкие детали скульптуры хорошо проработались, сегодня между скульптурой и гипсом добавляется податливый латекс, винил или силикон. В готовую форму заливается воск. Соединив воедино восковые части и обработав соединения и прочие несовершенства, художник получает точную восковую копию скульптуры. Как правило, удается изготовить до 25 восковых моделей, пока форма не придет в негодность. На восковую модель в нескольких местах устанавливаются восковые палочки — они нужны для формирования отверстий, которые понадобятся для заливки жидкой бронзы и выхода воздуха. Затем модель опускается по очереди в цемент и специальный песок. Процесс повторяется, пока не сформируется форма достаточной толщины. Ее называют керамической формой, хотя фактически она не имеет никакого отношения к керамике. Форма обжигается к печи, и находящийся внутри нее воск плавится и вытекает наружу через отверстия. В готовую форму заливается жидкая бронза. Чтобы извлечь скульптуру, форму придется разбить. Бронзовое изделие нуждается в дополнительной обработке: удалении следов заливных и дренажных отверстий, шлифовке, полировке.

Biomech stainless steel arm, 2006. Нержавеющая сталь, медь. В натуральную величину

Единение времен

Создавая свои скульптуры, Кристофер Конте использует широчайший арсенал художественных и технологических приемов. Как правило, работа состоит из уникальных частей, специально вылепленных из гипса или отлитых из бронзы, а также деталей от самых разных машин и механизмов. Предметы из металла, пластика и даже карбона, части швейных машин, велосипедов и автомобилей, часовые механизмы, электронные компоненты, хирургические и стоматологические инструменты — все они становятся органами странных биомеханических существ, частью непонятной, пугающей холодной жизни. Многие экзотические материалы, применяемые Крисом, встречаются в аэрокосмической отрасли и медицине, в частности протезировании. В то же время художник виртуозно использует сложнейшие технологии, пришедшие из глубины веков, в частности литье из бронзы с помощью восковой модели. Процесс создания одной скульптуры нередко занимает долгие месяцы кропотливого труда. Отдельные сложные произведения потребовали от Кристофера Конте несколько лет работы.

©  Популярная Механика