Хитрые моллюски заставляют свою добычу охотиться в свою пользу
Питаться другими животными можно по‑разному. Бывают хищники, бывают паразиты, бывают паразиты паразитов и даже паразиты паразитов паразитов. Бывают такие хищники, которые убивают жертву и съедают ее целиком (волки), бывают такие, которые наносят жертве незначительный ущерб (комары). Некоторые гоняются за жертвами, как те же волки, некоторые заманивают их, оставаясь неподвижными, как, например, хищные растения.
А есть такие хищники, которые пользуются услугами других хищников.
Голожаберный моллюск Cratena peregrina, обитающий на каменистом дне Средиземного моря и в Атлантическом океане от Гибралтара до сенегальского побережья, живет среди колоний беспозвоночных животных Eudendrium racemosum, в течение жизни принимающих вид то неподвижного полипа, то медузы. Питается моллюск тоже полипами, и, как показывает исследование, опубликованное в Biology Letters, предпочитает сытых полипов голодным.
Полипы, в свою очередь, питаются планктоном, поэтому планктон, поглощенный полипами, составляет примерно половину рациона моллюсков.
Большинству хищников неинтересно содержимое желудков их жертв; набитый полупереваренной травой желудок антилопы не соблазнит льва. Удав, проглотивший недавно пообедавшую червяками птицу, переварит и птицу, и червей в ее желудке, но змеи не разбирают между сытыми и голодными жертвами так, как это делают C. peregrina.
Авторы исследования предлагают ввести для описания трофических отношений моллюска и полипов новый термин — клептохищничество. В отличие от большинства хищников, C. peregrina используют своих прямых жертв как орудие для ловли жертв второго порядка — планктона; другими словами, они не только поедают полипов, но и грабят их — отсюда приставка клепто- (от др.-греч. κλέπτω — ворую). Трофические отношения, при котором животные отбирают добычу у других видов, но при этом не охотятся на них самих, называются клептопаразитизмом.
К похожей стратегии прибегают пауки-вампиры, у которых нет острых зубов, чтобы пить кровь млекопитающих — вместо того, чтобы отращивать клыки, они ловят и поедают самок комаров, напившихся крови: содержимое их брюшко гораздо калорийнее самого насекомого.