Groupon отдал российский бизнес бесплатно

Корпорация Groupon Inc. весной 2016 года продала российскую «дочку». Эта сделка не принесла американскому сервису финансовой выгоды

Американский сервис Groupon Inc., который торгует скидками и товарами и услугами с дисконтом, не получил никаких поступлений от продажи своего российского подразделения, передает «Интерфакс» со ссылкой на материалы компании.

Сделка по продаже Groupon Russia была закрыта 12 апреля 2016 года. Groupon Inc. отразил в отчетности за второй квартал «бумажный» убыток от продажи бизнеса в размере $9,3 млн, из которых $8,9 млн — от сделки с российским активом. В частности, балансовая стоимость Groupon Russia на момент продажи была отрицательной — $1,6 млн, говорится в отчетности.

Выручка российского Groupon (ООО «Групон Рус») снижалась с 2012 года: за тот год компания получила чуть больше 1 млрд руб., а по итогам 2015 года выручка от продаж составила около 385 млн руб., следует из данных в «СПАРК-Интерфакс». Чистая прибыль в 2012 году в размере около 42 млн руб. к 2016-му превратилась в чистый убыток почти в 409 млн руб.

С апреля 2016 года ООО «Групон Рус» на 100% принадлежит кипрской «Примерус Холдингс Лтд», по данным «СПАРК-Интерфакс». Кто приобрел российский бизнес, в отчетности американской компании не сказано. О том, что покупателем 100% бизнеса Groupon Russia стал венчурный фонд ru-Net Леонида Богуславского, в мае писала газета «Ведомости». Инвестиционный директор фонда Александр Павлов подтвердил эту информацию.

Фонд ru-Net также является основным владельцем крупнейшего сервиса по продаже скидок Biglion, ключевого конкурента Groupon на российском рынке. Кроме того, в конце 2015 года фонд инвестировал в немецкий сервис Cuponation. Павлов ранее говорил, что наличие общего совладельца у сервисов-конкурентов может пойти им в плюс: всем компаниям необходимо в первую очередь расширять базу покупателей и улучшать сервис.

По итогам 2015 года совокупная комиссия купонных сервисов в России составила 15–20 млрд руб., приводил данные партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин. Павлов утверждал, что Groupon Russia​ пользуются свыше 500 тыс. покупателей в год, а доля компании на российском рынке превышает 30%.

Американский Groupon пришел в Россию в 2010 году, выкупив контрольный пакет своего российского «клона» Darberry. Сумма сделки официально не разглашалась, но источники, близкие к Darberry, тогда говорили, что она могла составить от $30 млн до $50 млн. В 2011 году Groupon Inc. докупил оставшийся пакет в российской компании. После очередной смены собственника Groupon Russia в начале июля 2016 года сменил название — теперь сервис называется Frendi. Ребрендинг представитель компании объясняла желанием сменить позиционирование: вместо ассоциации с возможностью сэкономить сервис решил превратиться в «п​оставщика впечатлений», уточнялось в сообщении компании. 

©  РБК