Гравитационное оружие: как в России строят требушеты

В начале лета в Москве прошел один из самых крупных в мире фестивалей исторической реконструкции »Времена и эпохи», который собрал более 6000 реконструкторов из 20 стран мира. «Популярная механика» поговорила с руководителем краснодарского отделения военно-исторического клуба »Берн» Владимиром Радомским, под руководством которого создавались эти машины, в том числе и самый большой в нашей стране требушет — король средневековых метательных механизмов.
91dc888e4e5d12aaf18e7cae4f3e7019_cropped
Александр Грек
6 сентября 2017 12:00

Обсудить 0

Первый свой требушет Владимир изготовил в 2010 году для исторического фестиваля в Хотинской крепости на Украине. Сделали его в Краснодаре и перевезли на Украину в разобранном виде. Собирали прямо на фестивале, причем без применения современной подъемной техники, только ручной труд, как в Средневековье, — аутентичность у реконструкторов в почете. Правда, полной аутентичности добиться не удалось: строили машину из сосны, поскольку главный «боевой» строительный материал Средневековья — дуб — в наше время почти недоступен. К тому же дуб слишком тяжелый, что затруднило бы перевозку. Надо понимать, что в Средние века требушеты не перевозили, даже в разобранном состоянии. С собой брали только то, что сложно было изготавливать: крепеж, драповые элементы, металлические детали. А все остальное возводили на месте: в Европе в те времена деревьев хватало.

Trebuchet дословно переводится с французского как «весы с коромыслом». Хотя более подошло бы другое французское именование этой осадной машины — фрондибола, составленное из двух слов: «праща» и «бросаю». Чем, собственно, требушет и является — гигантской механической пращой.

Самый длинный сосновый брус, который можно было достать, был не более 6 м, поэтому длина крупных деталей не превышала этой величины. Критическую составляющую требушета — стрелу, которая испытывает пиковые нагрузки, — делали клеевой, усиливая обручами и шпильками. Получался этакий своеобразный средневековый композит. Надо сказать, что в реконструкции применялись только те материалы, клеи и соединения, которые были известны в XIV веке.

Общий вес стрелы и ящика-противовеса получился около тонны, что позволяло метать полупудовые булыжники метров на сто, к бурной радости зрителей. Как вспоминает Владимир Радомский, эмоции били через край, крики восторга были как на футбольном стадионе.

Как он работает

По своей сути требушет — гигантская праща, которая для метания снарядов использует не мускульную силу, а гравитацию. Чем длиннее метательная стрела, тем больше рычаг и выше скорость, но меньше масса снаряда. Экспериментальным путем средневековые мастера вывели идеальное соотношение между противовесным и метательным плечами рычага — 5,5:1. Поскольку эту многотонную машину было практически невозможно передвигать на поле боя, возводили ее сразу на позиции под вражеским обстрелом. Тонкая настройка по направлению стрельбы осуществлялась регулировкой желоба, по которому двигается праща. Дальнобойность определялась массой снаряда и противовеса.

Второй параметр настройки — момент, когда праща раскрывается, выпуская снаряд. На конце стрелы закреплена одна петля пращи, а вторая надевается на специальный штырь. От его длины зависит дистанция и траектория выстрела. С короткого штыря петля сойдет рано, и снаряд полетит скорее вверх, чем вдаль, а если штырь слишком длинный, то снаряд ударит в землю прямо перед орудием.

Царь-требушет

Когда в Москве затеяли фестиваль реконструкторов, вопроса о том, кто будет строить самый большой требушет в стране, не возникло — конечно, Радомский. А строить было необходимо: это самая эффектная средневековая осадная машина. Но не стенобитная. «Стреляет требушет не очень точно: попасть в конкретную цель практически нереально, — говорит координатор проектов агентства исторических проектов «Ратоборцы» Дмитрий Савченко. — Разбить каменную стену требушетом почти невозможно, потому что сложно стрелять в одну точку. Орудие предназначалось не для этого: снарядом можно было сбивать зубцы на стене, уничтожать воинов на галерее, разрушать деревянные постройки, что, без сомнения, снижало боевой дух защитников крепости».

На 30 площадках были воссозданы 12 исторических эпох. На улице Восточной, недалеко от метро «Автозаводская», был разбит парк осадных машин XIII—XV вв.еков, которые можно было посмотреть в действии.
  • Оружие

    Как штурмовать замок: инструкция для начинающего завоевателя

  • Оружие

    Военные машины прошлого: наследие пращи и лука

Московский требушет отличается не только своими размерами и массой. В 600-килограммовый ящик-противовес вмещается около 1,5 т груза, и взвести его вручную проблематично. Поэтому для заряжания была применена другая известная схема — специальные колеса. В этих колесах, как белки, двигались люди и взводили требушет. Такая схема неизбежно сказывается на скорострельности: если орудие с ручной зарядкой позволяло производить один выстрел в минуту, то колесная зарядка существенно снижала темп. Чтобы взвести эту механизированную пращу, требовалось не менее десяти минут. Но низкая скорострельность компенсировалась мощностью и дальностью. При полной загрузке ящика в 1,5 т московский требушет швыряет 25-килограммовые камни на 250 м. Мало не покажется.

©  Популярная Механика