Гонки на газонокосилках: самый безумный вид спорта
Обсудить 0
Вообще, за рубежом гоняются на всем, что способно передвигаться собственным ходом. Причем каждый вид спорта, каким бы странным он ни казался, в обязательном порядке имеет национальную федерацию, жесткий свод правил, а чемпионы и призеры чествуются не меньше победителей настоящих автогонок IndyCar или NASCAR. Так, Американская ассоциация гонок на газонокосилках (USLMRA) отметила не так давно свой 20-летний юбилей. Ее учредители гордятся тем, что USLMRA — старейшая из газонокосилочных ассоциаций США (подобных организаций несколько!).
Основное мероприятие, проводимое ассоциацией, — престижный 21-этапный чемпионат США (STA-BIL Lawn Mower Racing Series), а в ее состав входит 45 местных клубов косилкогонщиков. Перекладывать на русский язык своеобразные «покосные» термины очень весело: порой совершенно серьезные с точки зрения англоязычного читателя слова становятся в русском варианте откровенно комичными. Но с этим придется мириться, так как без специфической терминологии, используемой техническими специалистами и гонщиками, не обойтись.
История вопроса
Впервые американцы додумались использовать газонокосилку как гоночный болид еще в 1963 году. Именно тогда, 4 июля, в День независимости, в штате Индиана были устроены первые увеселительные заезды на странных аппаратах. Мы можем смеяться: подумать только, какими глупостями занимаются люди! Ну… это же не мешало Соединенным Штатам отправлять астронавтов на Луну и вести достаточно активную международную политику. Просто делу время, а потехе час.
Традицию тут же переняли британцы и, будучи гораздо более высокоорганизованными, основали в 1973 году первую в мире спортивную ассоциацию по гонкам на газонокосилках в Уисборо Грин (Западный Суссекс). Вплоть до 1992 года британцы были лидерами в мировом движении косилкогонщиков; если в США соревнования носили хаотичный характер, то Великобритания уже проводила национальный чемпионат, победители которого получали очень солидные денежные и порой территориальные, в виде участков земли, призы.
Британская ассоциация гонок на газонокосилках (BLMRA) занимается не только организацией национальных чемпионатов, но и чемпионатом мира. Разделение на классы несколько отличается от американского: британцы выделяют четыре класса (Group 1, 2, 3 и 4), причём садовые трактора гоняются только в 3-ей и 4-ой группах! Группа 1 — это гонки на обычных ручных газонокосилках (пилот должен бежать за «болидом»), группа 2 — гонки на мощных ручных косилках, на которые дополнительно крепится кресло для пилота, группа 3 — малые райдеры с двигателями до 18 л.с., группа 4 — садовые трактора с двигателями 18 — 50 л.с. Система начисления очков в британском чемпионате более скромная, нежели в американском: 10−8–6−4–2−1 очков за первые шесть мест соответственно.
Наконец, в 1992 году организовались и американские фермеры, основав USLMRA. Тогда же неподалеку от Чикаго прошли первые гонки национального чемпионата STA-BIL. Далее все шло по накатанной, причем развитие гонок на газонокосилках очень напоминало развитие серьезного автомобильного чемпионата. Например, в 1998 году была проведена первая ночная гонка (и не где-нибудь, а на известном автодроме в Шарлотте, принимающем гонки серии NASCAR). Двумя годами позже американская ассоциация «вызвала на дуэль» британских косильщиков — и одержала победу на международной арене. Британцы, к слову, тоже не дремали в плане развития спорта: еще с начала 1990-х годов они стали проводить 12-часовую косильную гонку на выносливость — аналог автомобильного Ле-Мана.
Группы гоночных косилок
Stock Class — косилки, купленные в магазине и не подвергавшиеся никаким модификациям, кроме демонтажа лезвий;
JP Class — малые косилки с менее мощными двигателями для детей от 10 до 15 лет.
IMOW Class — косилки с передним расположением двигателя; последний подвергался небольшим регулировкам, допустимым правилами.
Prepared Class — модифицированные косилки; допустимым правилами изменениям подвергалась ходовая часть и двигатель.
FX (Factory Experiential) Class — свободный класс: модификациям можно подвергать любые элементы косилки, правила практически не ограничивают доработки.
Внутри каждой группы есть своё подразделение на классы. Всего существует 11 подклассов газонокосилок с независимыми очковыми зачётами: JP, AP, G/P/K, IMOW, GP, SP, CP, FX, BP, FXS, FXT. При этом косилки разных классов могут стартовать в одной гонке, но очки зарабатывать только «внутри» своего класса. Точно так же действует зачётная система в автомобильных гонках на выносливость, например, в »24 часах Ле-Мана».
В 2009 году в Штатах был торжественно открыт Зал Славы косилкогонок и музей, посвященный косилкам как таковым, а годом позже британский гонщик Дон Уэйлс установил мировой рекорд скорости для газонокосилок — 141,235 км/ч. На сегодняшний день и в США, и в Великобритании гонки на газонокосилках имеют бешеную популярность и являются весьма динамично развивающимся видом спорта. В первую очередь они «берут» зрелищностью: это весело, интересно, на трассе происходят обгоны и аварии, скорости при этом не сильно уступают автомобильным. Участие в чемпионате принимают как профессионалы, так и фермеры-любители, жаждущие покрасоваться перед любимой девушкой (правда, они должны быть членами хотя бы местных клубов, входящих в ассоциацию). Лев Николаевич бы обзавидовался.
Немного о технике
Конечно, обыкновенная газонокосилка, приобретенная в магазине, разогнаться до 130 км/ч не может. Тем не менее первое требование к принимающим участие в гонках болидам — это серийное производство и свободная продажа. Разрешены различные модификации, но построить с нуля гоночного монстра и выехать на нем на трассу не получится. Главное правило: на время заездов с газонокосилки должны быть целиком и полностью демонтированы все режущие поверхности. Потом их можно снова надеть и использовать гаджет по прямому назначению. Но в гонке острые детали могут привести к трагическим последствиям.
Технические требования к косилкам сильно зависят от класса. К примеру, косилки сток-класса (модификации запрещены) должны иметь заводской двигатель и заводской же дизайн. Единственное допустимое изменение — установка более эффективного воздухозаборника во избежание технического отказа. Все-таки косилка во время гонки так или иначе работает на пределе своих возможностей. Многие легкие газонокосилки имеют привод (и, кстати, тормоз) только на одно колесо — такие модели в гонках запрещены. И привод, и тормозная система должны обязательно воздействовать на болид симметрично во избежание заносов. В случае, если гонщик все-таки хочет использовать асимметричную модель, он обязан модифицировать ее, оборудовав симметричным приводом и вторым тормозом, —, но тогда косилка автоматически попадет в класс Prepared, то есть более сильный.
Трассы для косилкогонок чаще всего грязевые или песчаные, но в Финляндии бывают даже зимние заезды, проводящиеся на снегу или льду. А в 2007 году вышла игра Lawnmower Racing Mania для Xbox.
Кстати, дешевые китайские косилки, скорее всего, технический контроль не пройдут. Львиная доля правил направлена именно на то, чтобы болиды были достаточно качественными и выносливыми. Китайцы нередко используют алюминий для изготовления жизненно важных деталей косилки, например осей — такие устройства тут же будут забракованы. Ось должна быть стальной.
В свою очередь, класс Prepared позволяет вносить в заводскую конструкцию целый ряд дополнений и изменений, строго оговоренных правилами. Их довольно много; стоит отдельно отметить ограничение форсирования двигателя — не более 10,5 л.с.
Но наиболее интересен, конечно, класс FX (Factory Experiential), в котором с косилками можно делать практически все что угодно: модифицировать колесную базу, устанавливать дополнительные каркасы безопасности, изменять форму кузова и т. д. Ввиду прецедентного принципа составления правил среди них встречаются довольно комичные. Например, отдельным пунктом указано, что выхлоп должен уходить вниз и назад — и ни в коем случае не на водителя. Видимо, были прецеденты, когда выхлопную трубу с какой-то целью выводили прямо на гонщика. Двигатели тут тоже помощнее, чем в Prepared. В частности, для подкласса FXS (одноцилиндровые моторы) мощность ограничена 18 л.с., а FXT (двухцилиндровые) — 22 л.с. Последний подкласс — самый тяжелый, минимальная масса с водителем должна составлять не менее 225 кг. Ввиду того, что многие участники воспринимают FX как «все разрешено», в правилах отдельным пунктом оговорено: «если не написано, что это можно делать, этого делать нельзя». А то мало ли что натворят доморощенные конструкторы.
В 1970-е годы нормы безопасности были значительно менее серьёзными, чем сейчас. Далеко не все гонщики надевали шлемы, некоторые проводили заезд с трубкой в зубах или после бутылочки пива. Говорят, и сейчас случается…
Довольно занимательно выглядят требования к костюмам гонщиков. С одной стороны, обязательно использование автогоночного или мотоциклетного шлема, а также специальной поддержки для шеи, прошедшей проверку специалистов USLMRA. С другой стороны, к остальной части униформы предъявляются более чем скромные требования: обязательны длинные штаны (не шорты), рубашка или футболка с длинными рукавами, перчатки и закрытая обувь. Гоночный комбинезон совершенно не обязателен. Связано это с тем, что в газонокосилке практически отсутствует риск возгорания, плюс к тому гонщик в любой момент может спрыгнуть (а от переломов комбинезон все равно не спасет).
Система начисления очков
1-е место — 300 очков; 2-е место — 250 очков; 3-е место — 200 очков; 4-е место — 150 очков; 5-е место — 100 очков.
Так как никто из пилотов не принимает участия во всех заездах чемпионата, 100 очков автоматически начисляется всем пилотам, зарегистрированным в гонке, ещё по 100 — каждому из стартовавших, ещё по 100 — каждому из финишировавших. Таким образом, минимально пилот может получить 100 очков просто за регистрацию (включающую внесение стартового взноса и участие хотя бы в квалификации), максимально — 600 очков в случае победы.
В случае, если косилка по техническим причинам отказала на последнем круге (только на последнем!), пилоту разрешается дотолкать её до финиша.
Вперед, к победе!
Заезды проводятся по правилам, вполне обычным для различных видов автогонок. В зависимости от трассы и погодных условий старт может производиться с места или сходу, за «косилкой безопасности». В некоторых гонках действует известное правило, некогда применявшееся в Ле-Мане: гонщики ждут старта вне «болидов», а по команде «Бегите к косилкам!» несутся к своим болидам, заводят их и выезжают на трассу.
Количество гонщиков в одном заезде варьируется. Например, в классах FXT и FXS (подразделениях самого экстремального класса FX, где разрешены почти любые, без ограничений модификации) скорости могут значительно превышать 100 км/ч, и потому в целях безопасности одновременно стартует не более восьми пилотов.
Боб Кливленд — обладатель рекорда скорости на газонокосилке (130,35 км/ч), державшегося с 2006 по 2010 год. Фото сделано перед рекордным заездом на озере Бонневиль.
В 2012 году в правила внесены небольшие изменения: например, раньше во время круга почета победитель нередко сажал на свой «болид» любимую женщину, ребенка или хозяина команды — чтобы разделить победную эйфорию. Сегодня второй человек на косилке запрещен категорически, даже во время демонстрационных заездов.
В целом свод гоночных правил напоминает «Формулу-1» — от набора сигнальных флагов до ограничения скорости на пит-лейне. Если заменить слово «косилка» на «автомобиль», вы не отличите регламент USLMRA от регламента любого из чемпионатов FIA. Разве что минимальный возраст пилота ниже — всего восемь лет.
Так или иначе, гонки на газонокосилках в первую очередь остаются веселым шоу. Судите сами: чемпион 2011 года в классе FX принял участие всего в 5 гонках из 21 (четыре выиграл, в одной пришел третьим) и набрал 2900 очков! Если посчитать, получится, что простым участием во всех заездах можно набрать 200×21 = 4200 очков и стать чемпионом, ни разу не финишировав. То же касается и других классов. К примеру, чемпион AP (Prepared) Мэтью Моран стартовал в 7 гонках из 21 и набрал всего 2600 очков. Почему же никто не борется за чемпионство простым способом — зарегистрироваться, стартовать и сойти, только не в 5−6 гонках, а хотя бы в 15? Все очень просто. Во‑первых, к участию в большинстве заездов допускается 8−10 пилотов, а на гонку в одном классе может приехать и 40. Так что нужно еще пройти квалификацию, что не так-то и просто. Слабый пилот просто не прорвется в гонку.
Кроме того, как уже говорилось, подобные соревнования — в первую очередь фан, развлечение. Приятно заявиться на одну-две гонки в сезоне и выиграть их или хотя бы приехать на подиум. А напряженная борьба за титул — это участь более серьезных парней, вроде пилотов «Формулы-1», для которых спорт — это работа. Для большинства же участников чемпионата STA-BIL работа — это как раз та самая косьба, которую Лев Николаевич Толстой использовал для вдохновения.