Главный редактор TJ об истории беспрецедентной популярности кота из Владивостока в СМИ и соцсетях

За несколько дней нашумевший кот из Владивостока полностью перевоплотился благодаря СМИ: из опалы продуктового магазина он перешёл под покровительство местного хоккейного клуба, из кота превратился в кошку, а из неизвестного животного, похожего на миллионы других — в героя дня и звезду соцсетей.

Главный редактор TJ, взволнованный таким вниманием к рядовому случаю из жизни, рассказывает, чем объясняется феномен успеха кота-воришки.

a1e6d3297902f90af22b.jpgКот из Владивостока В ноябре 2013 года я летал на Дальний Восток по приглашению своего друга из Хабаровска и на два дня заехал во Владивосток. Улетая из местного аэропорта, проходил мимо «легендарной» лавки с морепродуктами — той самой, где продают свежих камчатского краба, лосось и икру по заоблачным ценам.

Вот уж не думал, что на этом месте может спустя год родиться новая звезда соцсетей, заполонившая всю повестку СМИ на добрые пол-недели.

История случилась совершенно бытовая: 10 декабря в этот самый продуктовый залез кот и поел дорогого деликатесного мяса, а что не съел, то понадкусывал. Продавец пожаловался, что часть пакетов животное просто прогрызло и развакуумировало, а итоговый ущерб владельцы магазина оценили в 63 тысячи рублей.

[embedded content]

За эту цифру — 63 тысячи рублей — и ухватились ликующие комментаторы и СМИ, будто сорвавшиеся с цепи. За судьбой четвероногого стали следить пристальнее, чем за делом о разворовывании «Оборонсервиса».

Сначала выяснилось, что магазин выставил претензии аэропорту за то, что кто-то из охранников проспал и не помешал коту попасть в магазин, и потребовал возместить ущерб. Аэропорт возразил: дескать, у вас рольставни есть, вот не закрыли — сами и виноваты.

На следующий день продолжились розыскные мероприятия кота, внезапно исчезнувшего после инцидента в мясном отделе. В это время в интернете ему выбирали имя, предлагая варианты вроде «ВладЖора», «Баксик» или «Косарь» (всё это также освещалось в прессе), все шутили и продолжали смаковать подробности. Звёздного кота даже хотел забрать себе Куклачёв.

К обработке истории подключили даже давно не делавшего громких заявлений Геннадия Онищенко. Главный врач страны заявил, что кот ни в чём не виноват — мол, такая уж у кота природа.

В субботу 13 декабря кота всё-таки нашли: его забрал к себе хоккейный клуб «Адмирал». Представители клуба заявили, что кот станет их талисманом, его назовут Матроскиным, а ущерб продуктовому возместят — правда, не деньгами, а атрибутикой клуба. Такие вот времена натурального обмена наступают: хранить деньги в рублях сегодня — страшный риск и непозволительная роскошь.

Но и это ещё не всё. Матроскина хотят сделать настоящим брендом и завести ему странички в соцсетях — по крайней мере, в Инстаграме и Твиттере. Как бы между делом выяснилось, что кот на самом деле является кошкой. Причём хоккеисты не торопятся с дальнейшим: кот уже получил медиаохват, который «Адмирал» не видел за всю свою историю, и теперь уже никак не отвертится.

За возможность бесплатно отобедать в деликатесном мясном животное «расплатилось» тем, что его новые рабовладельцы не обязаны составлять с ним трудовой договор. Даже фамилия президента клуба как бы намекает, что шутки с ним плохи.

e02a6129e2686f632ee1.jpgАлександр Могильный, президент ХК «Адмирал» Однако дальше интерес к коту сойдёт на нет: это не Грампи Кэт, который вызывает улыбку от каждого взгляда на его грустную морду. Владивостокский кот своё отгремел, и на следующей неделе про него уже никто не вспомнит — так устроены СМИ.

Так почему же они так активно освещали судьбу кота последние три-четыре дня?

Кто следит за ежедневной повесткой, видит, что в последние дни в ней происходит очень мало позитивного. Надвигается конец года — время крупных новогодних подарков, дальше — сезон отпусков, компании выплачивают сотрудникам годовые премии и бонусы. Время больших трат.

Ежедневная повестка — то, что доллар и евро берут всё новые рекорды, а рубль, соответственно, антирекорды. Все СМИ без исключения считают своим долгом каждое утро освещать котировки валют на открытии московской биржи, занимаясь написанием однообразных заметок, и это, поверьте, находит огромный отклик аудитории. Да, мы уже шутили по этому поводу, но весёлого здесь мало.

Кот-лайфхакер из Владивостока стал для СМИ настоящей отдушиной. Бездонная тема, бесконечные возможности для создания сюжетов из ничего. И да, многие интернет-журналисты до сих пор считают, что интернете любят только котиков и сиськи.

Когда коту нечего делать, он яйца лижет. Когда СМИ нечего делать, они лижут яйца кота.

Есть и ещё один фактор популярности сюжета помимо очевидного «это же котик»: комментаторы восхищаются животным, которое может бесплатно поесть вкусных морепродуктов, пока они вынуждены подсчитывать свои расходы на гречку. То, что не позволено Юпитеру, позволено коту из Владивостока.

А продуктовый тот в аэропорту, честно говоря, скромный: мяса там как кот наплакал. Зато город красивый, но им не удержишь внимание СМИ три дня подряд.

Без кота и жизнь не та, Никита Лихачёв, TJ

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

©  TJournal