Главная цель — довольные пользователи: интервью с разработчиком “Почты Mail.Ru”

237561.gif

Какой почтовый клиент, помимо «родного», чаще всего используют обладатели смартфонов на Android и iOS? В магазинах приложений с большим отрывом лидирует приложение «Почта Mail.Ru» — сейчас у него более 400 000 оценок в Google Play и почти 7000 в App Store (большинство из них положительные). Почти такой же популярностью пользуется клиент «myMail» от того же разработчика — оно стабильно попадает в первые результаты поиска по запросу «почта».

О том, как создать успешное приложение и чего стоит удержание им высоких позиций, мы поговорили с Иваном Мыздриковым, руководителем команды мобильной почты Mail.Ru.

За три года существования почты Mаil.ru сервис прошёл внушительный путь. На данный момент он входит в пятерку самых популярных по суточной аудитории мобильных приложений в России (данные TNS1). IOS-версия лидирует в категории «Производительность» в AppStore и получает отличные оценки пользователей. Android почта занимает первое место среди аналогов обходит в Google.Play и входит в список лучших приложений из России по версии Google.

Главная цель — довольные пользователи: интервью с разработчиком

Иван, здравствуйте. Начнём, пожалуй, с самого начала — как появилась идея мобильного приложения, и в какой момент вы осознали его необходимость?

Изначально мобильная почта Mail.Ru являлась частью приложения Агент и была доступна на Java и Symbian. На тот момент упаковывать разные функции в один мобильный продукт было нормальной практикой. На дворе стоял 2009 год, не было никаких сторов, процесс установки приложений на телефон был пользователям в новинку, и компаниям было очень сложно получать дополнительные установки. Однако постепенно ситуация начала меняться. Появились сторы, cтали активно развиваться новые платформы. Поэтому три года назад мы «вывели» мобильную почту из Агента и развиваем ее с отдельной командой как самостоятельный продукт. Мы запустили приложения под каждую из популярных на тот момент платформ: iOS, Android, Bada, Symbian и Windows Phone. Сейчас развиваем только iOS и Android.

А как выглядела самая первая версия, сильно ли отличался её функционал от нынешнего?

Первые версии были «аскетичными»: чтение, отправка — только самое необходимое. Именно тогда мы поняли, насколько для почтового приложения важна простота и понятность интерфейса. За три года добавлены сотни новых фич. Из последних значимых: в iOS это поддержка Apple Watch, новый способ прикрепления фото и видео, вход по отпечатку пальца и пин-коду; в Android — выпуск версии специально под планшеты, оффлайн-поиск и многое другое.

Главная цель — довольные пользователи: интервью с разработчиком

Однако мы всё ещё придерживаемся правила простоты, сформулированного в самом начале, не заставляем пользователя проходить «туториалы», разбираться в сложных настройках. Установил, ввёл логин и пароль — готово, твоя почта работает на мобильном. Для массового продукта это критично.

При появлении приложения у него были конкуренты на рынке? С кем приходится соперничать сейчас?

Да, безусловно. Конкурентов можно разделить на три группы. Во-первых, на любой мобильной платформе есть нативное почтовое приложение, например, Apple Mail на iOS. Во-вторых, есть приложения, сделанные почтовыми сервисами: Gmail, Yandex.Почта, Yahoo. Наконец, есть сторонние почтовые клиенты, например, K-9 Mail или Boxer. Наше приложение умеет работать как с ящиками Mail.Ru, так и с любым другим почтовым сервисом: Gmail, Яндекс и так далее.

Как видно по рейтингам, конкуренцию вы успешно выдерживаете. А кто разрабатывает приложение? Большая у вас команда?

Первые релизы под Android и iOS мы делали впятером, а сейчас в команде почти сорок человек. Разработчики под каждую платформу свои, а тестировщики, дизайнеры, маркетологи — общие. Кроме того, мы привлекаем общие «ресурсы» Mail.Ru Group, например, нашу супер usability-лабораторию, аналитиков и так далее.

Как вам удаётся стабильно удерживать высокие позиции в рейтинге? Откуда берутся идеи для улучшения?

Главная цель — довольные пользователи. Поэтому мы руководствуемся результатами исследований и фидбеком от юзеров. Анализируем то, как они пользуются Почтой, определяем, чего не хватает, изучаем комментарии в сторах и обращения в техподдержку.

Главная цель — довольные пользователи: интервью с разработчиком

Также мы внимательно следим за развитием Android и iOS. Первыми в России поддерживаем новые возможности. Так сейчас уже готовим версии под Android M и iOS 9, недавно поддержали Apple Watch, а ещё раньше часы на Android Wear.

Главная цель — довольные пользователи: интервью с разработчиком

Все идеи проходят несколько проверок: сбор и анализ статистики, опросы пользователей, тестирование прототипов и beta-версий в UX-лаборатории. На любом этапе идея может отправиться на доработку.

Почти с момента запуска мы ведём два треда на 4PDA, публикуем в них beta-версии и собираем комментарии. Присоединяйтесь, пишите, что вам не хватает.

iOS: http://4pda.ru/forum/index.php? showtopic=428402

Android: http://4pda.ru/forum/index.php? showtopic=364217

Да, от недостатка идей вы не страдаете. А по какому принципу вы их отбираете?

Чтобы сделать крутой продукт, нужен хороший баланс между креативностью и реалистичностью. С одной стороны, мы не отвергаем никакие, даже самые сумасшедшие идеи. Например, недавно запустили конкурс. Предложили участникам посмотреть на Почту не как на традиционный список писем, а как на хранилище историй из жизни, и придумать удобный алгоритм работы с этими историями. Мы не рассчитываем на готовое решение. Ценен новый взгляд, идеи, которые заставят взглянуть на продукт с новой стороны.

С другой стороны, все идеи нужно тщательно пропускать через сито статистики и принимать решения по развитию продукта на основе данных. Для этого даже есть модный иностранный термин: data driven decisions.

Например, мы регулярно получаем просьбы сделать unified inbox — объединение входящих писем из нескольких ящиков. Однако по статистике лишь 10% пользователей когда-либо добавляли второй ящик, а число тех, кто активно переключаются между учётными записями, еще меньше. А главное — многие люди в принципе не хотят видеть в одном месте письма из всех своих ящиков.

Значит, добавлять такую фичу нужно очень осторожно — ведь она нужна узкому сегменту аудитории.

Противоположный пример — прикрепление фото к письму. 80% отправляемых файлов — фотографии, значит улучшая этот сценарий мы делаем приложение лучше практически для всех пользователей.

Главная цель — довольные пользователи: интервью с разработчиком

Типы файлов, прикрепляемых к письмам в приложении Почты Mail.Ru для iOS. Внутренняя статистика Mail.Ru, май 2015

В результате в последней версии нашего iOS-приложения появился новый принцип прикрепления изображений, которого нет ни у одного из конкурентов. Теперь прикрепить, например, три фотографии в Почте Mail.Ru для iOS можно всего пятью нажатиями, что на 10 меньше, чем в Gmail, и на целых 13 меньше, чем в Apple Mail.

Обновление выкатывается сразу, как появилась новая функция или возможность, либо когда их набирается побольше, чтобы посолиднее было?

Мы тщательно тестируем приложение перед каждым релизом. «Прогон» по всем тест-кейсам занимает 5–7 дней. Если посмотреть на рейтинг (сейчас это 5 звезд в AppStore), становится понятно, что такое внимание к качеству приносит результат. Поэтому нам невыгодно выкатывать обновление под каждую мелкую фичу. Мы выпускаем новую версию раз в один-два месяца.

Мобильная версия — это конкурент десктопной или она заменяет/дополняет ее?

Мобильная и десктопная версии не конкурируют, а скорее дополняют друг друга. Мы видим, что доля пользователей, которые заходят в почту и с десктопа, и с мобильного, активно растет. Однако есть и совершенно отдельная группа, о которой не все знают: те, кто пользуется почтой только с мобильных устройств. Причем это совсем не маленькая аудитория, и она постоянно увеличивается. Поэтому мы делаем полноценный mobile-only продукт: всё больше возможностей, которые изначально были только в вебе, появляются в приложении. Например, мы поддержали работу с запароленными папками, создание и редактирование простых фильтров.

А как распределяется аудитория между десктопной и мобильной версией?

В конце 2014 года 22,5% от всей нашей дневной аудитории проверяли Почту с мобильного (через приложения и веб).

Почему приложение бесплатное? Как отбиваются вложенные средства, рекламой?

Для каждого продукта своя модель. Например, Почта Mail.Ru бесплатная, а в myMail — это мобильный почтовый клиент, с которым мы вышли на международный рынок — есть реклама, поскольку мы увидели, что здесь это хорошо работает.

Что можно ждать в следующих версиях? Уведомления на шлемы виртуальной реальности или что-то круче?

Приложения становятся умнее, учатся удобнее и понятнее представлять данные. Появятся умные алгоритмы сортировки писем: приложения научатся понимать, какие письма важны для пользователя, на основе истории переписки. Появятся виртуальные помощники, а поиск по ящику станет намного проще. Mail.Ru не исключение — мы активно работаем в этих направлениях.

С почтой Mail.Ru мы разобрались, а в завершении нашего разговора хотелось бы задать нескромный вопрос — сталкиваетесь ли вы в своей работе со стереотипами и предубеждением в отношении Mail.Ru (не секрет, что они всё-таки есть)?

Мы уже сбились со счета, сколько раз нас обвиняли в копировании myMail.

Главная цель — довольные пользователи: интервью с разработчиком

У многих людей просто в голове не укладывается, что приложения myMail и Mail.Ru делает одна команда, и даже если сказать им об этом, они, скорее всего не поверят. Переубеждать нужно не словом, а делом. Наша задача — делать лучший в своей категории продукт, и многое, включая оценки в сторах, говорит, что мы справляемся.

Раз уж мы упомянули myMail, расскажите, чем это приложение отличается от Mail.Ru, и как оно появилось на свет.

Как я уже сказал, Mail.Ru — это почта номер один в России. И это в определенном смысле ограничение: доминируя на рынке, мы уже не можем быстро расти. А вот за рубежом, напротив, потенциал роста у нас очень большой. Мы запустились на западе под брендом My.com, который объединяет несколько разных сервисов. Один из них — это почтовый клиент myMail.

My.com для нас — не просто инструмент международной экспансии. Это немножко эксперимент, он дает нам ощущение драйва и работы в качестве стартапа. Это возможность выйти за рамки того, что мы есть сейчас. Решение не делать очередной сервис электронной почты — еще один Mail.Ru, но для международной аудитории — было совершенно осознанным. Нам было гораздо интереснее создать крутой мобильный клиент, который работает с любым почтовым сервисом. И время показало, что мы были правы: год назад myMail стал самым популярным альтернативным клиентом для iOS и Android2 и до сих пор сохраняет лидерство. По данным AppAnnie за июнь 2015 года, myMail чаще всего загружают из AppStore и Google Play среди mobile-only приложений.

icon

Почта Mail.Ru

Mail.Ru

Цена

Рейтинг

бесплатно

4,5

бесплатно

4,5

Уже скачали: 2954 пользователя

1 TNS Mobile Index, города 700 000+, март 2015, 12–64 лет, дневная аудитория

2 по данным Distimo (куплен App Annie в марте 2015 года)

Источник:  4pda.ru


©  4PDA