ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ЧАСТЬ 2

РОСТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Чем больше новые технологии вплетаются в нашу повседневную жизнь, тем более зависимыми от них мы становимся. Четверть века назад создание документов любого объема и сложности при помощи пишущей машинки казалось нормальным, но сегодня мы даже не представляем себе, как это можно делать без компьютера. Мы полагаемся на компьютеры и тогда, когда не думаем о них — делая покупки, осуществляя банковские транзакции или собираясь в путешествие. Безопасность обычного авиаперелета сегодня куда больше зависит от компьютерных систем, чем от мастерства пилотов.

Наша зависимость от компьютерных и коммуникационных технологий продолжает расти. Например, отсутствие связи с мобильной сетью может быть серьезной проблемой и нарушить наши планы. Раньше при отключении электричества достаточно было зажечь свечи, чтобы обеспечить себе относительный комфорт, но сегодня отключение от Интернета компенсировать уже нечем — люди стали крайне зависимы от веба и электронной почты.

Появление новых поколений «умных машин» существенно меняет набор навыков, свойственных новым поколениям людей. Когда появились электронные калькуляторы, люди перестали считать в уме, а сегодня педагоги опасаются того, что с появлением новых электронных медиа новым поколениям детей будет все сложнее концентрировать свое внимание.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Подобные приспособления для работников опасных профессий (пожарных, спасателей и т.п.) от I-Garment отслеживают и передают информацию о местоположении и состоянии (температура, пульс) их носителей.

Чем больше мы доверяем технологиям, и чем меньше понимаем, как они работают, тем сильнее возрастает наша зависимость от них. Нормально ли это? Что будет дальше? Опасность потери независимости и самодостаточности в ситуации непонимания того, как устроен окружающий нас мир, достаточно реальна — через десять лет мы рискуем, как это ни парадоксально, оказаться на существенно менее благоустроенной планете.

Чем сложнее компьютерные системы, тем более независимыми они становятся. Робот-пылесос, который сам принимает решения о том, когда и куда ему двигаться — очевидно, слуга, но автомобильный навигатор, который помогает вам проехать кратчайшим путем, минуя дорожные пробки — уже, скорее, советник. Грядет поколение компьютеров — домашних любимцев. Какими должны быть наши взаимоотношения с компьютерами-советниками, компьютерами-помощниками? Вероятно, назрела необходимость разработки интерфейса, основанного не на командах, а на диалоге, напоминающем человеческий диалог, но как мы будем себя чувствовать, разговаривая с компьютерами, как с людьми?

И станем ли мы доверять им, как людям? Компьютеры уже управляют дорожным движением и атомными электростанциями, но готовы ли мы позволить компьютеру лечить нас, или отвезти наших детей в школу? К каким последствиям приведет появление большого количества относительно независимых компьютеров рядом с нами? И кто будет нести ответственность за действия компьютеров?

ГИПЕРПОДКЛЮЧЕННОСТЬ

В 1990—2000-е гг. мы все оказались «в онлайне», причем с каждым годом растет количество каналов связи, к которым мы одновременно подключены. Связаться с родными, друзьями, сотрудниками становится делом нескольких минут — где бы они ни находились. Раньше мы общались с соседями, а теперь у нас масса друзей и знакомых, которых мы никогда не встречали лично. Раньше родители знали, с кем общаются их дети, сегодня выяснить это становится практически невозможно, что порождает справедливые вопросы, касающиеся безопасности.

Степень подключенности растет, и наша работа и общественная жизнь все больше вторгается на нашу личную территорию. Вы начинаете носить с собой смартфон с возможностью приема электронной почты, и это приводит к тому, что вы работаете с электронной почтой каждую свободную минуту. Стирается некогда четкая граница между домом и офисом, между работой и развлечением, и это требует новых подходов к управлению временем — иначе у нас попросту не останется времени на себя.

Предельно сократилась пауза между появлением новостей и их всеобщим распространением. Фото, которое вы только что сделали на мобильный телефон, в считанные секунды оказывается доступно пользователям всего мира. Мы становимся частью «электронного народа» (digital crowd), и локальные действия любого из нас потенциально могут вызвать глобальную реакцию — но мы пока очень мало знаем о механизме, который за этим стоит, и нам еще только предстоит разработать технологии, управляющие этим механизмом и контролирующие его.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПАМЯТЬ

Еще одна характерная особенность современного мира заключается в том, что все больше наших действий, ранее остававшихся незамеченными, теперь сохраняется. Системы видеонаблюдения фиксируют наше поведение в общественных местах, терминалы точек продаж записывают наше покупательское поведение, а многочисленные записи в блогах и социальных сетях мы оставляем по собственной воле. Затем эти записи индексируются и становятся, так или иначе, доступны. Что это значит для нас?

 

 

 

 

 

Полицейский радар, который отслеживает и фиксирует автомобили, нарушившие правила дорожного движения

Традиционные взгляды на частную жизнь могут очень скоро устареть, вместе с ними устареет современное законодательство, касающееся защиты персональных данных. Потребуются новые формы идентификации личности, защиты информации и обеспечения ее неприкосновенности.

Электронная память работает не так, как человеческая. Человеческая память вспоминает и забывает, электронная память хранит информацию и выдает по требованию. Человеческая память отсеивает второстепенное и сохраняет главное (и то, и другое — субъективно), электронная память хранит все. Чья-то глупая выходка, которую забыли бы на другой день, но заснятая на мобильный телефон и распространенная в Интернете, будет долгие годы преследовать человека — электронная память безжалостна. Может быть, при определенных условиях мы сможем удалять электронную память, касающуюся лично нас? И как электронная память повлияет на нашу собственную, человеческую память? Все это очень сложно предугадать. Уже сегодня наши «следы» в Интернете помогают, например, проводить целевые рекламные кампании — но, думается, мы даже не представляем, какое общественное значение приобретет электронная память в будущем.

Электронная память общедоступных сетей — лишь часть проблемы. Правительства и ведомства «знают» о нас еще больше, так как имеют доступ к закрытым электронным архивам записей с камер наблюдения и других устройств. Другие учреждения сохраняют аналогичные записи, полученные на своей территории, для собственных целей. Уже доступны продукты для частного использования, предназначенные для обеспечения безопасности частных владений, наблюдения за детьми и т.д., возможный спектр их применения довольно широк.

Таким образом, скоро любое наше слово и действие не сможет оставаться тайной. Эта ситуация асимметрична, и наверняка приведет к тому, что люди начнут требовать детально информировать их о том, какого рода данные о них были получены. Кроме того, будет сформирован социальный заказ на инструменты, позволяющие контролировать сбор подобной информации, и, возможно, даже препятствовать ему.

ДОСТУПНОСТЬ НАУЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самовыражение и креативность — коренные человеческие ценности. Современные приложения поощряют пользователей к творчеству. Сегодня компьютеры используются в самых разных креативных областях, самыми разными людьми. В ближайшие годы пользователи получат еще более гибкие инструменты для создания различных форм контента, интересного не только узкому кругу их друзей, но и профессионалам в различных областях. Различные, в том числе новые, пока несуществующие формы искусства, станут доступны любым категориям пользователей — молодым и пожилым людям, дилетантам и экспертам от искусства, а также талантливым людям с ограниченными физическими возможностями.

 

 

 

 

 

 

Программа Microsoft Research Songsmith позволяет даже людям, не имеющим музыкального образования и не владеющим музыкальными инструментами, подбирать аккомпанемент и создавать музыкальные композиции

Новые инструменты позволят ученым, работающим в междисциплинарных областях, делиться опытом и создавать новые знания. Нет сомнений, что это будут не просто новые вычислительные программы, которые смогут еще лучше индексировать, искать и сортировать данные, а средства моделирования, выявления моделей, закономерностей и аномалией в сложных информационных структурах. Сложность их применения, вероятно, будет заключаться в том, чтобы решить, насколько далеко может заходить фактически неуправляемые человеком анализ. К тому же в случае применения сверхсложных алгоритмов анализа к огромным объемам данных практически невозможно будет отследить ошибку программы или некорректность использования методики. Предстоит также решить проблему интерпретации и выражения полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

Microsoft Surface поощряет совместную работу и творчество, позволяя работать руками с объектами, «лежащими» на столе — такими, как изображения, звуковые файлы, карты, игры

Новые технологии образования повысят эффективность очного обучения, дистанционного обучения, а также таких форм обучения, как посещение музеев, планетариев, тематических парков и т.п. Более того, пользователи смогут создавать собственные обучающие программы. Возможно, разработчикам придется обратить внимание на необходимость создания не только конечных продуктов для образования, но и гибких, удобных, многофункциональных компонентов.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Пользуясь средствами программы Microsoft Research WorldWide Telescope, преподаватели астрономии создают учебные фильмы для проведения уроков, лекций, семинаров, клубных занятий и т.д., в которых задействуются любые объекты видимой Вселенной

ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВО

Технологии, люди, само общество — все это меняется с колоссальной, угрожающей скоростью. Как должно развиваться человеко-компьютерное взаимодействие, чтобы облегчить человеку эти изменения? Для этого оно должно концентрироваться в первую очередь на человеческих ценностях. Разработчикам новых способов человеко-компьютерного взаимодействия придется обратить большое внимание на междисциплинарные области и на методики, разработанные в других областях.

Неизбежно переопределение базовых методов и концепций человеко-компьютерного взаимодействия, включая сами понятия «пользователь», «компьютер» и «взаимодействие». Через десять лет компьютеры появятся буквально повсюду, и даже внутри нас — соответственно, появится масса неизвестных сегодня способов их использования. Это значит, что соблюдение человеческих ценностей, в особенности морально-этических аспектов создания новых технологий, получит огромное значение в будущем человеко-компьютерного взаимодействия.

Например, в недалеком будущем коммуникационные устройства могут приобрести функциональность обмена данными об интересах и предпочтениях своих хозяев. Та информация, которую мы будем делать доступной при помощи таких коммуникаторов, и то, каким образом мы позволим представить ее окружающим, будет, с одной стороны, зависеть от существующих общественных норм и практик, а с другой стороны — влиять на них, создавая новые нормы этичного и приемлемого поведения.

***

Пример: Microsoft Research Whereabouts Clock

Исследовательская группа, работавшая над данным проектом, была уверена в том, что для семей, которым предназначена эта технология, важна организация. Целью проекта было создание приспособления, которое поможет членам семей планировать время и выходить на связь. В результате было разработано устройство, похожее на часы, с циферблатом, разделенным на сегменты.

Устройство предназначено для тех членов семьи, которые в данный момент находятся дома, и показывает, где находятся остальные — например, на работе, в школе, в дороге. Вся картина охватывается одним взглядом, причем взрослым на циферблате отведено столько же места, сколько и детям, и местонахождение членов семьи отображается не так точно, как могло, поэтому у детей, например, не возникает впечатления, что «эта штука» «шпионит» именно за ними.

Whereabouts Clock использует данные с мобильных телефонов членов семьи. Мобильный телефон члена семьи автоматически пересылают устройству информацию о том, что он находится в одной из зарегистрированных зон (например, «дома») или переместился в другую зарегистрированную зону (например, в «школу»). Регистрация зон выполняется при начальной настройке устройства. Кроме того, пользователь может отправить на устройство SMS-«записку» о том, где именно он находится в данный момент («в магазине», «в гостях», «в кино»), и информация отобразится рядом со значком члена семьи на циферблате.

Опыт использования устройства в нескольких семьях показал, что основная ценность «часов» сосредоточена вовсе не в выполнении их первоначального предназначения. Как правило, в семье и так все знают о том, где в данный момент находятся родители или дети — но «часы» работают, как подтверждение того, что все находятся там, где и должны быть, и что «в мире все хорошо». Также «подопытным» семьям понравилось, что незадолго до прихода домой очередного члена семьи «часы» издают мелодичный сигнал, создавая приятное настроение ожидания.

 

  

 

 

 

 

 

Слева: общий вид Whereabouts Clock, справа: интерфейс пользователя

Причиной успеха испытаний оказались не возможности бизнес-системы, которые разработчики пытались заложить в «часы», а тот простой факт, что, постоянно отображая всех членов семьи на циферблате, «часы» дополняют и укрепляют чувство единства семьи, усиливая ощущение причастности каждого члена семьи к общим семейным делам.

***

Для того чтобы выработать новые принципы человеко-компьютерного взаимодействия, придется, так или иначе, принять во внимание все вопросы, поставленные в этой статье. Возможно, специалистам по человеко-компьютерному взаимодействию для этого придется объединиться с экспертами в области общества, морали и этики. Наконец, как уже сказано выше, основные строительные блоки человеко-компьютерного взаимодействия — человек, компьютер и взаимодействие — должны быть переосмыслены. И все это — не только на уровне индивидуума, но и на общественном, этическом, культурном уровне. Нам нужны новые концепции, структуры и теории человеко-компьютерного взаимодействия.

Само понятие взаимодействия фундаментально меняется — изначально под взаимодействием понимали намеренную, сознательную активность, но в наше время человек может вызвать неожиданную реакцию компьютерной системы, совершив самое простое действие, или просто оказавшись в определенном месте.

Новое определение пользователя, вероятно, должно быть значительно шире, чем просто человек, сидящий за компьютером, и включать любую одушевленную личность, члена общества, с процессами, в которые он вовлечен, с имеющимися у него возможностями, с изменениями, которые он претерпевает. С его желаниями, мечтами, заботами и тревогами. И нам еще только предстоит выяснить, что такое — быть человеком в нашем электронном будущем.

©  Microsoft