Галерея: Москва в 23 веке
Город глазами художника-футуриста начала двадцатого столетия.
В избранное
В избранном
Полгода назад мы опубликовали историю кондитерской фабрики «Красный октябрь», которая до революции называлась «Эйнемъ» — по фамилии основателя Теодора фон Эйнема.
Она открылась в середине девятнадцатого века и первое время занималась производством пиленого сахара, а потом расширила ассортимент и сконцентрировалась на производстве шоколада, конфет и печенья.
Сооснователь компании — Юлиус Гейс — увлекался художественной фотографией и уделял большое внимание оформлению товаров и рекламных материалов. А также маркетингу: например, «Эйнемъ» вкладывал в коробки с шоколадом рекламные листовки — покупатель мог собрать 12 талонов и обменять их на фирменную серию почтовых марок.
Кроме того, компания выпускала фирменные почтовые открытки. Одна из наиболее известных серий назвалась «Москва в 23 веке». Ее создал неизвестный художник в 1914 году — незадолго до начала Первой мировой войны.
В серии было восемь карточек с изображением достопримечательностей города — Кремлевской площади, Большого театра или Центрального вокзала. Художник предположил, как мог измениться в далеком будущем облик города и его обитателей. Каждая карточка сопровождалась небольшим пояснением.
1. Петровский парк
«Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах 23 века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды».
Изображение в духе современного стимпанка — по улицам проезжают автомобили, практически не изменившиеся с 1910-х годов, а по небу плывут дирижабли.
Единственной по-настоящему необычной деталью выглядят дамские зонтики — их дизайн совпадает с нынешними представлениями о материалах будущего. Хотя кто знает, будут ли в 23 веке зонты?
2. Петербургское шоссе
«Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в 23 веке Москва верна своим обычаям».
Художнику начала двадцатого столетия даже и представить не мог, что уже через сто лет человечество начнет создавать беспилотные автомобили. Если присмотреться к изображению, то можно легко угадать, что синие аэросани созданы компанией Rolls Royce (судя по неизменной золотой «Нике»).
3. Река Москва
«Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом».
4. Москворецкий мост
«Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги».
Что автор угадал — так это пробки возле Кремля. Похоже, транспортную проблему не помогли решить даже «летающие автобусы» и подвесные монорельсы.
Но раз в 23 веке дирижабли и аэропланы спокойно летают над Кремлем, значит органы государственной безопасности все же решили отключить GPS-глушилки.
5. Театральная площадь
«Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году торговый дом «Мюр и Мерлиз» в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток»
Существовавший еще в 1846 году торговый дом «Мюр и Мерлиз» закрылся на следующий год после революции, а здание было национализировано. Сперва там расположился «Мосторг», а в 1922 году — ЦУМ.
После прихода большевиков совладелец торгового дома Филип Уолтер был уволен и потерял средства к существованию. Он умер в 1919 году в нищете, кормясь за счет своих бывших сотрудников.
6. Лубянская площадь
«Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль «Эйнемъ», летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов».
Эта иллюстрация примечательна сразу двумя деталями. Во-первых, автор как в воду глядел — на Лубянке действительно построили станцию метро, правда — закрытого типа.
Во-вторых, он предвосхитил появление продакт-плейсмента — органичного вплетения бренда в контекст повествования. Это к слову о летящем в Тулу дирижабле «Эйнемъ».
7. Красная площадь
«Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200».
Лет через сто после публикации снимка все осталось без изменений: водители-лихачи, пробки и столпотворение в центре. Любопытно, но здание слева от Исторического музея похоже на гостиницу «Интурист», построенную в 1970 году и снесенную в 2002 году.
8. Центральный вокзал
«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм»
Проект Центрального вокзала обсуждался в первой четверти 20 века. Инженеры предлагали построить его у стен Кремля: Антонович и Голиневич — в Александровском саду, а Уткин и Хофф — на «Охотном ряду». Но от строительства отказались из-за дороговизны проекта и начавшейся Первой мировой войны.
В 1919 году архитектор Щусев предлагал вынести Центральный вокзал севернее — на территорию современной станции метро «Комсомольская», объединив Ленинградский и Ярославский вокзал со станцией «Каланчевской», но от этого проекта также отказались.
#будущее
© vc.ru