Франшиза на доставку пиццы: как крупнейшие игроки рынка развивают свои сети в России
В последние пару лет в России все больше сетевых пиццерий стали развиваться по франчайзинговой модели. В 2015 году франшизу запустили молодые бренды — сыктывкарская «Додо Пицца» и московская Pizza Pomodoro. До этого крупнейшие сети доставки пиццы в России были с американскими корнями — Papa John«s, Domino«s Pizza и Sbarro. При этом Domino«s Pizza открывала только собственные точки, а франшизу стала продавать в России не так давно — в 2014 году.
Обозреватель vc.ru изучила, как пять компаний развивают свои сети и что предлагают потенциальным партнерам.
Papa John’s
Изначально американская пиццерия, основанная в 80-х годах предпринимателем Джоном Шнаттером. Сейчас у сети около 4700 заведений в 36 странах мира. В России она работает около 15 лет под управлением ООО »4Папас». В Москве и Московской области у Papa John«s более 55 точек, в остальных городах — 45. В 2012 году головная компания признала Россию рынком №1 по средней выручке и росту продаж. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка компании в 2015 году составила почти 2 миллиарда рублей, а прибыль до налогообложения — 42 миллиона.
Точки в Москве и Московской области принадлежат самой сети, а в регионах работают по франшизе, то есть у Papa John«s 45 франчайзи в разных городах России. В 2016 году в регионах открылось 13 партнерских ресторанов Papa John«s.
Чтобы приобрести франшизу этой компании, нужно оплатить паушальный (вступительный) взнос размером в 1,1 миллиона рублей (17,5 тысяч долларов). Роялти — ежемесячная комиссия с выручки — составляет 6,5%. Если партнер хочет получить эксклюзивные права на развитие сети в регионе, он должен дополнительно оплатить 7 тысяч долларов за каждую точку.
Вместе с брендом франчайзи получают фирменную рецептуру, договоры с поставщиками по фиксированным ценам, кассовое ПО. Papa John«s также консультирует своих партнеров по вопросам строительства и ремонта помещения, подбору персонала, методам управления и продвижения ресторана. Обучающая команда головного офиса участвует в запуске точки.
В свою очередь, у Papa John«s есть требования к помещению партнеров. Если это экспресс-ресторан, то его площадь должна быть 75–100 квадратных метров, а у городского ресторана — от 120 квадратных метров. Электрические мощности должны быть от 60 киловатт.
Инвестиции в запуск пиццерии Papa John«s по франшизе составят 10–15 миллионов рублей, а срок окупаемости оценивается минимум в 36 месяцев.
Domino`s Pizza
Сеть пиццерий Domino`s Pizza тоже зародилась в США, но еще раньше Papa John«s — в 60-х годах прошлого века, и сейчас у компании более 13 тысяч филиалов в 80 странах. В России эта сеть запустила франшизу совсем недавно — весной 2016 года. Теперь у Domino`s Pizza около 70 собственных точек в России, в основном в Москве и Московской области, но только пять франчайзи. За 2017 год Domino`s Pizza планирует открыть 50 новых точек, включая партнерские. Выручка компании, которая развивается в России под управлением «Пицца Ресторантс», в 2015 году составила 720 миллионов рублей, на операционную прибыль она на тот момент еще не вышла.
Паушальный взнос Domino`s Pizza составляет от 1,5 до 2 миллионов рублей, роялти — 7%. Также партнеры платят рекламные отчисления — 4% от выручки. У компании довольно жесткие требования к помещению: высокая проходимость, отдельный вход с хорошо просматриваемым фасадом, витриной и вывеской, наличие парковки или стоянки в радиусе 20 метров от входа, площадь от 80 до 200 квадратных метров, высота потолков от трех метров, мощность электричества от 70 киловатт.
Сумму вложений для своих партнеров Domino`s Pizza оценивает в 11–15 миллионов рублей, при этом обещает, что за год они окупят до 40% вложений, а за два года — полностью вернут их.
Компания предоставляет партнерам консультанта, который помогает на всех этапах открытия, подготовку персонала в первый год работы, помощь с поиском и оборудованием помещения, а также с маркетингом, закупками и аналитикой.
Pizza Pomodoro
Мини-пиццерии Pizza Pomodoro принадлежат российской компании «Фуд Ритейл», основанной в 2014 году. Сначала «Фуд Ритейл» открыла пять собственных пиццерий в формате take away в Москве, а в 2015 году запустила франшизу. Сейчас у компании 36 франчайзинговых объектов. С августа 2016 года программа работает по всей России. Выручка «Фуд Ритейл» в 2015 году составила 12 миллионов рублей, а прибыль до налогообложения — около 400 тысяч.
Pizza Pomodoro специализируется на мини-пиццериях от 6 до 30 квадратных метров в торговых центрах и супермаркетах. У компании три франчайзинговых пакета: за 150, 300 и 450 тысяч рублей, а роялти составляют 3%. Франчайзи получают консультации по поиску, планировке и оформлению помещения, рецептуру, маркетинговую поддержку, ПО для контроля и управления процессами на объекте. Все сотрудники партнера могут пройти бесплатное обучение по приготовлению блюд и стандартам работы на кухне. У каждого франчайзи есть свой персональный менеджер для консультаций.
В отличие от большинства франшиз, у Pizza Pomodoro очень низкие требования к помещениям — площадь от шести квадратных метров, электрические мощности от девяти киловатт. Инвестиции в запуск мини-пиццерии составят от 800 тысяч до 1,5 миллионов рублей. Срок окупаемости оценивается в полгода-год.
«Додо Пицца»
Самая медийная сеть пицц в России — «Додо Пицца». Все благодаря ее создателю Федору Овчинникову и его блогу «Сила ума», который он создал еще в то время, когда запускал одноименный книжный магазин в своем родном Сыктывкаре. На этом бизнесе предпринимателю не удалось заработать ничего, кроме тысяч читателей блога. Овчинников писал в нем о всех тонкостях бизнеса, в том числе и о своих ошибках.
Когда в 2011 году предприниматель открыл в Сыктывкаре первую «Додо Пиццу», он продолжил описывать все внутренние процессы в блоге, который впоследствии стал эффективным инструментом для привлечения франчайзи.
Еще одна особенности компании помимо финансовой открытости — собственная информационная система Dodo IS. Интересно, что «Додо Пицца» позиционирует себя не столько как ресторанный, сколько как ИТ-бизнес. В блоге очень мало говорится о приготовлении и вкусовых качествах пиццы, зато очень подробно описывается информационная система и процессы, которые через нее осуществляются.
Dodo IS позволяет руководителям пиццерий oтcлeживaть вce этaпы пpoxoждeния зaкaзa oт пpиёмa дo выдaчи кypьepy, статистику по любым бизнес-параметрам, количество сотрудников, работающих в настоящий момент и многое другое. Когда клиенты заказывают доставку через единое мобильное приложение, сайт или колл-центр, заказ автоматически поступает на планшеты, установленные на ближайшей к заказчику кухне. «Пиццамейкер» отмечает на планшете каждое свое действие, так что клиент может удаленно следить за процессом. Один из маркетинговых ходов «Додо Пицца» — правило »60 минут или пицца бесплатно», которое, как пишут представители компании, выполняется «без условий и звездочек».
У «Додо Пицца» есть точки трех видов: доставка, пиццерия с залом для гостей и пицца-экспресс в фудкорте. Вступительный взнос на покупку франшизы составляет 413 тысяч рублей, роялти — 5% и НДС от выручки ежемесячно. В первый год процент меньше — 3,5% и НДС. Во франшизу входит доступ к информационной системе Dodo IS, колл-центру и сайту, на котором клиенты могут сделать и сразу оплатить oнлaйн-зaкaз, а также к рeфepaльной cиcтeме лoяльнocти, кoтopaя c пoмoщью Dodo IS пoзвoляeт пpивлeкaть нoвыx клиeнтoв в интepнeтe.
Помимо этого, франчайзи получают контракты с поставщиками на фиксированных условиях, маркетинговую поддержку головного офиса и единую онлайн-базу всех стандартов производства. В обмен на это франчайзи должны предоставлять всю бизнес-информацию своей точки, которая затем размещается на онлайн-площадках «Додо Пиццы».
Чтобы приобрести франшизу, потенциальные партнеры сначала должны пройти трехнедельное бесплатное обучение в специальном центре в Сыктывкаре. За это время они знакомятся со всеми этапами производства пиццы и управления рестораном. Обучение и месячную практику на этапе старта также должны пройти как минимум три сотрудника франчайзи. Еще одно условие «Додо Пиццы» — партнер сначала должен открыть пиццерию в городе с населением до 500 тысяч человек, чтобы компания могла проверить его эффективность. Поэтому многие предприниматели запускают сейчас точки «Додо Пицца» в Подмосковье, чтобы затем выйти на столичный рынок.
Требование к помещению — от 60 до 250 квадратных метров. И еще одно условие — поддерживать «рейтинг качества» на высоком уровне. Он составляется на основе проверок тайных покупателей, которые организует сама головная компания. Если средний «рейтинг качества» партнера за последние 12 месяцев составляет ниже 75%, договор франчайзинга расторгается.
Стоимость запуска бизнеса со всеми расходами составляет от 3 до 12 миллионов рублей в зависимости от выбранного формата. Рентабельность бизнеса — от 10 до 25%, окупаемость — от года. Доходность пиццерий составляет 17–20% от оборота.
«Додо Пицца» запустила франшизу в 2015 году. За два года компания продала 586 франшиз, из которых 165 уже запустились, 84 находятся на стадии строительства, проектировки или поиска помещения, а 337 подписали договор и оплатили паушальный взнос. В 2016 года выручка всех пиццерий сети «Додо Пицца» составила 2,89 миллиарда рублей. Выручка управляющей компании от роялти и паушальных взносов — 214 миллионов рублей. Это принесло компании 46 миллионов прибыли до налогообложения.
Тем не менее, компания продолжает привлекать внешнее финансирование с помощью краудинвестинга. На данный момент в «Додо Пиццу» вложились 150 частных инвесторов, сумма составила 106 миллионов.
Сейчас в планах компании — стать международной сетью. «Додо Пицца» уже запускает пиццерии в США и Китае и планирует открыть в последней полноценный офис, а к 2020 году выйти на IPO.
«Сбарро»
Еще одна известная международная сеть пиццерий обсуждалась в прошлом году не реже, чем «Додо Пицца», но в отличие от последней, в негативном ключе. В России развитием сети пиццерий «Сбарро» с 1997 года занимался холдинг «Г.М. Р. Планета гостеприимства», в который также входят рестораны «Ёлки-Палки», «Восточный базар», Viaggio и «Маленькая Япония», лапшичная YamKee и кафе «Кафесто». В 2015 году на «Сбарро» приходилось половина выручки холдинга.
После принятия продуктовых санкций в 2014 году расходы ресторанов «Сбарро» значительно выросли, потому что точки обязаны закупать продукты у западных поставщиков, одобренных американским офисом Sbarro Inc. Траты на продукты увеличились почти вдвое, но повысить цены из-за высокой конкуренции рестораны могли только на 10–12%. При этом средний чек упал на 20–30% из-за кризиса, и в итоге компания решила сэкономить на зарплатах сотрудников.
В декабре 2015 года в разных городах России начались протесты и забастовки сотрудников «Сбарро». Особенное внимание они привлекли еще и потому, что летом того же года владелец компании Мераб Елашвили выкупил для свадьбы сына выставочный комплекс «Манеж». Летом 2016 года Елашвили признал, что компания на конец 2015 года должна была своим работникам 15 миллионов рублей, а к середине 2016 года — 2 миллиона, которые она обещала выплатить к осени. По данным «СПАРК-Интерфакс», прибыль компании до налогообложения в 2015 году упала на 3,3 миллиона рублей до 1,7 миллиона.
В июле 2016 года стало известно, что «Г.М. Р. Планета гостеприимства» расторгает контракт со Sbarro Inc. и планирует открыть на месте принадлежащих ему пиццерий другие рестораны своей сети: компании так и не смогли договориться по поводу сырья. Российский партнер пытался добиться разрешения закупать продукты в России, но Sbarro Inc. не пошла на уступки.
В октябре появилась информация, что российский холдинг хочет создать собственную сеть пиццерий Cheesatta, а американская Sbarro заявила, что нашла нового франчайзи для развития в России. Но на агрегаторах франшиз партнером компании по-прежнему значится «Г.М. Р. Планета гостеприимства».
Сводная таблица с информацией о франшизах компаний, упомянутых в материале. С представителями российской сети «Сбарро» связаться не удалось.
—
Теги
Статьи по теме
© vc.ru