Foodfox — сервис бесплатной доставки еды из ресторанов поблизости

Сегодня в рубрике «Стартапы» — сервис бесплатной доставки еды из ресторанов Foodfox. Пользователь может сделать заказ на любую сумму в ресторанах в радиусе 2–2,5 километров от него и отслеживать перемещение курьера. Передаем микрофон.

Меня зовут Максим Фирсов, я генеральный директор Foodfox. Из руководителя проекта Lamoda Group я стал основателем стартапа, в который инвестируют мои бывшие работодатели. Я искал идею для собственного бизнеса — и нашел ее в проблеме, с которой столкнулся как потребитель.

Долго, дорого, невкусно

Я то и дело пытался заказывать в офис или домой еду из хороших ресторанов. «Пытался» — ключевое слово. Выяснилось, что рестораны, которые я любил за прекрасную кухню и отличную атмосферу, совершенно не умеют организовывать доставку, а у многих ее просто нет.

Там, где доставка была, она часто стоила 200−300 рублей, да еще и минимальный чек при этом — 1000 рублей. Если я хочу заказать бургер за 400 рублей — мне нужно купить еще что-то ненужное и заплатить за доставку. Путь голодного человека к заветной пасте или бургеру оказывался долог, дорог и тернист.

Потом делаешь заказ, его обещают привезти «примерно через час». Часа через полтора выясняется, что «курьер где-то потерялся, но скоро будет». Курьер звонит минут через 15 и на ломаном русском рассказывает, что не может найти твой подъезд. Спустя еще полчаса, если повезет, получаешь остывшую еду.

Что происходило с заказом в эти два часа, каждый раз оставалось загадкой, но результаты впечатляли. Старлайтовский «бургер от Шона» однажды добрался ко мне в виде какого-то винегрета из булки, мяса, соуса и картошки фри.

Я много пробовал сетевые рестораны пиццы и суши с налаженной доставкой, но в какой-то момент понял, что не могу больше есть резиновую пиццу или второсортные суши. Я не понимал, почему должен все время искать компромисс между вкусной едой и надежной доставкой. Я хочу и то, и то, без минимального чека, бесплатно.

Рынок и бизнес-модель

Идея делать свой бизнес у меня была давно. До прихода в Lamoda Group я работал в инвестбанке и уже тогда понимал, что мой бизнес будет связан с ecommerce. Это одна из немногих отраслей, которая в России растет быстрыми темпами, что бы ни происходило на макроэкономическом уровне.

Сфера доставки еды тоже выглядела привлекательно: потенциальный рынок огромный, а конкуренция пока невысокая. Весь российский общепит «весит», по разным оценкам, $9−15 млрд, на доставку и заказы навынос приходится около 5% рынка. В Западной Европе и США доля этого сегмента 8−10%, в Южной Корее — вообще 15%. Российский рынок доставки растет на 20% в год. Более того, при наличии собственной логистики можно не ограничиваться онлайн-рынком и «откусить долю» еще и у офлайна.

Что еще интереснее — это мировой взрывной рост food tech, то есть компаний и сервисов, которые с помощью новых технологий перепридумывают процесс покупки и потребления еды. Проще говоря, делают с общепитом то же, что интернет-магазины сделали с шопингом, системы онлайн-бронирования — с путешествиями, а Uber и Gett — с передвижениями по городу. Главный тренд в food tech — сервисы гиперлокальной доставки. Они сами нанимают курьеров и привозят еду из ресторанов, расположенных рядом с клиентом.

И самое главное — с собственной логистикой можно открыть для доставки те рестораны, у которых ее раньше не было. Это позволяет сделать действительно качественную подборку ресторанов, работать только с лучшими и ни от кого не зависеть.

В России постоянно развивается гастрономическая культура и культура потребления в целом. Тот факт, что рынок доставки у нас на 80% состоит из пиццы и суши, связан в первую очередь с отсутствием качественного предложения. Многим уже надоели низкокачественные сети с доставкой, люди больше, чем раньше, заботятся о своем здоровье и следят за тем, какую еду они едят.

Аргумент «дешевле, чем в ресторане» тоже не работает: блюда в премиальных ресторанах, как правило, стоят столько же, а иногда и дешевле, чем в сетевых заведениях. Это связано с тем, что рестораны зарабатывают на напитках и алкоголе, тем самым повышая средний чек в зале, а на доставку вам не нужно заказывать алкоголь втридорога.

Видя, на каком уровне находится сервис доставки еды в России, мы понимали, что западный опыт, который мы хотим принести на отечественный рынок, произведет фантастическое впечатление:

  • только тщательно отобранные рестораны;
  • время доставки рассчитывается с точностью до минуты, а затем обновляется в режиме реального времени;
  • местоположение курьера показывается на карте;
  • нет минимального чека;
  • бесплатная доставка.

Мелочи вроде привязки банковской карты и оплаты в один клик можно даже не упоминать.

Как мы придумывали Foodfox

fbe9c5e31b5551.jpg

Я ушел из Lamoda Group прошлым летом, примерно тогда же уволился мой коллега Сергей Полиссар, занимавший должность вице-президента по развитию бизнеса. Мы работали в одной команде, запускали общие проекты, поэтому договориться о совместном бизнесе было нетрудно. Начали с того, что определили главные проблемы существующего рынка:

  • Все очень долго. Среднее время доставки в Москве — 70−80 минут.
  • Мало качественных ресторанов с доставкой. Если вы заказываете доставку, приходится выбирать между пиццей и суши из сетевых заведений.
  • Жуткий сервис. Курьер может опоздать, быть невежливым, привезти холодную или потерявшую хоть какой-то вид еду.
  • Неудобные условия: платная доставка и минимальный чек.

Чтобы перевернуть рынок, нужен был не просто новый сервис, а новая операционная модель. Как работают агрегаторы доставки? Получают заказ, передают в ресторан, ресторан этот заказ как-то доставляет. Контролировать скорость доставки, уровень сервиса или качество еды невозможно. Мы решили, что у нас будет собственная логистическая платформа, тщательно отобранные рестораны и локальная доставка. Собственно, это все и изменило:

  • Мы доставляем еду только из ресторанов в радиусе 2−2,5 километров от клиента. Курьеры назначаются с учетом местоположения, а рестораны обязаны соблюдать заявленное время приготовления блюд. Как результат, среднее время доставки сейчас — 16 минут после приготовления заказа рестораном. В среднем у ресторана уходит 25−30 минут на приготовление еды — таким образом, еда прибывает примерно через 40−45 минут после оформления заказа и остается горячей.
  • Время доставки рассчитывается в момент оформления заказа в зависимости от среднего времени приготовления блюд в ресторане и удаленности клиента от ресторана. Клиент видит это время на сайте или в приложении.
  • Мы сами нанимаем и обучаем курьеров. Работать как попало они не могут: есть система внутренних рейтингов (впоследствии оценивать курьеров будут клиенты), есть бонусы, привязанные к внутренним показателям эффективности.
  • Собственная логистика дает возможность работать с ресторанами, у которых нет своей доставки, зато есть хорошая кухня. Скажем, Torro Grill, Fresh, «Кофемания», «Рецептор», Upside Down Cake, «Mr. Ливанец» — очень разные заведения, но все они наши партнеры.

Запуск, инвестиции и планы

К декабрю у нас был готов MVP — сайт и CRM-система. Это был необходимый минимум для подключения ресторанов, проверки спроса и отладки бизнес-процессов. Первыми клиентами были друзья и друзья друзей. Несколько месяцев мы тестировали модель, собирали обратную связь по нашему сервису и смотрели, какие решения работают лучше.

В марте мы официально запустили Foodfox. В апреле запустили первую версию iOS-приложения. Итоги первых месяцев вдохновляют: у нас уже больше 170 ресторанов, 41% клиентов делают повторную покупку, в среднем лояльный клиент заказывает доставку раз в две недели (для модели чистого агрегатора хорошим считается показатель в 10−15%), на почту и в чат пишут благодарные пользователи.

Следующей вехой в развитии продукта стало курьерское приложение. Приложение позволяет нам отслеживать перемещение курьеров и обновлять статус заказа в онлайн-режиме. Сейчас этой функцией пользуемся внутри, но в скором времени отслеживание курьеров станет частью продукта для пользователей. Мы хотим, чтобы клиент видел, кто доставляет ему еду и что происходит с заказом именно сейчас. В планах — дать клиентам возможность оценивать качество доставки и оставлять чаевые в онлайне.

В июне мы привлекли раунд финансирования от профессиональных инвесторов. Ведущим инвестором выступил венчурный фонд Target Global, а в числе других оказались Флориан Янсен и Нильс Тонзен, сооснователи Lamoda Group.

ac52e11861a555.jpgАлександр Фроловпартнер Target Global

Foodtech-рынок представляет для нас интерес, что подтверждают как наши инвестиции в крупных международных игроков: Delivery Hero и Blue Apron, так и посевные инвестиции в LemonCat, Mixville (продан Unigel) и Foodfox. Мы внимательно следим за развитием этого сегмента в Европе и США и считаем развитие бизнесов с собственной доставкой безусловным мировым трендом: подобная модель хорошо работает в большинстве стран.

В России эта ниша достаточно свободна и обладает отличным потенциалом. Общий объем рынка еды в России — порядка $9 млрд, при этом доля ресторанов с собственной доставкой в развитых странах составляет около 9−10%. То есть агрегаторы доставок из ресторанов в РФ претендуют на рынок в $900 млн — $1 млрд, в то время как Foodfox открывает оставшуюся часть рынка в $8 млрд для заказа через интернет. Поэтому мы наблюдаем все условия для хорошего роста бизнеса в данном сегменте и рады началу работы с профессиональной командой Foodfox.

Сейчас мы занимаемся разработкой в нескольких направлениях:

  • Новые клиентские продукты (Android-приложение, Telegram-бот, виджеты для партнерских сайтов).
  • Обновление сайта и iOS-приложения. Хотим стать удобнее для лояльных клиентов и новичков.
  • Автоматизация логистических процессов. Первые месяцы работы дали нам ценные знания о специфике доставки еды и об управлении потоками заказов.
  • Решения для ресторанов. Синхронизация с меню в течение дня, избавление от перерывов между поступлением заказа и его передачей на кухню ресторана и прочие моменты, которые сказываются на времени доставки заказа.

Комментарий представителя ФРИИ

9240cc5cf912a6.jpgПавел Никоновинвестиционный менеджер ФРИИ

У проекта понятная, интересная, а главное, работающая, проверенная c помощью MVP концепция. Это позволило компании привлечь существенные инвестиции уже на ранней стадии. Команда Foodfox не делает очередной клон Delivery Club, а идет в относительно не занятый сегмент «более премиальных» ресторанов и делает ставку на качество сервиса.

В таком загруженном мегаполисе, как Москва, локальная доставка еды — это правильное решение, которое позволит получить свой заказ не через два часа, а гораздо раньше. Если человек проголодался, он хочет получить блюдо как можно быстрее, в идеале — в ближайшие полчаса. Так что запрос со стороны аудитории явно есть, и Foodfox способен его удовлетворить.

Размер среднего чека, по данным «Ведомостей», составляет 1750 рублей. Зарабатывает сервис за счет комиссии с ресторанов — 20−30% от суммы заказа. Доставка бесплатная, то есть с заказа на 500 рублей сервис заработает лишь 100 рублей; доставка явно обойдется вдвое дороже. Есть риск, что количество таких заказов, доставка которых убыточна для сервиса, окажется больше, чем рассчитывалось изначально. Интересно будет посмотреть, как команда решит эту задачу.

Кстати, Delivery Club тоже движется в сторону повышения качества сервиса. Как пользователь я заметил, что у них улучшилась интеграция с ресторанами, стали появляться заведения с гарантированной доставкой. В любом случае от развернувшейся конкуренции конечные потребители только выиграют.

©  vc.ru