Финский со словарём — Как видят будущее Nokia в штаб-квартире компании в Эспоо
Остановите напротив Нокии Водитель 27-го автобусного маршрута, одна из остановок которого расположена прямо напротив главного офиса Nokia, говорит, что давно привык подсказывать людям дорогу к кампусу технологической компании. Большинство из тех, кто приезжает сюда впервые, произнести название остановки не в силах, а потому фраза «Напротив Нокии остановите, пожалуйста», произнесённая на ломаном английском, здесь звучит часто.
Около половины пассажиров полупустого автобуса — иностранцы с бейджами IT-компании, с которыми периодически пытаются заговорить возвращающиеся с сумками из супермаркетов местные жители. Большинство из них отзывается о Nokia положительно, тут же начиная перечислять причины, по которым расположение компании в этой районе это исключительное благо.
Причин много: от новых рабочих мест и инфраструктуры до так называемых школьных дней, во время которых дети из окружающих офис учебных заведений приходят в кампус Nokia, чтобы послушать рассказы о разных профессиях и их особенностях, а затем во время специальной игры попробовать себя в роли какого-нибудь специалиста.
Одна из пассажирок, делая знающий вид, заявляет: Эспоо очень повезло, когда IT-гигант решил обосноваться именно здесь. Смущённые такими словами, индусы-стажёры жмут на кнопку «стоп» на поручнях и выходят «напротив Нокии».
Голос за кадры Прогуливаясь от одного корпуса к другому, менеджер по коммуникациям IT-компании Риита Морд (Riita Mard) с мнением местных жителей соглашается. В то же время, говорит она, то, что на территории штаб-квартиры можно увидеть сегодня — это только начало.
Несмотря на то, что Nokia занимает здесь территорию уже много лет, многие здания освоены не полностью. В ближайшие месяцы сюда переедут ещё несколько сотен сотрудников корпорации, и тогда офис постепенно начнут превращать в нечто среднее между бизнес-акселератором и коворкингом для стартапов.
Главная задумка: привлечь в штаб-квартиру «много маленьких Nokia», занимающихся развитием интересных гиганту технологий, и создать общую инновационную среду, которая располагала бы делать что-то вместе.
Морд убеждена, что недостаток в желающих поработать вместе с Nokia образуется на рынке ещё не скоро. Не самая простая экономическая ситуация в стране приводит к тому, что хорошие специалисты часто остаются без соответствующих их абмициям интересных должностей. В этих условиях то, что предлагает IT-компания, для многих оказывается едва ли не единственным перспективным вариантом.
Медицинская страховка, недорогие обеды, два фитнес-зала и возможность при желании переходить из технологического подразделения в маркетинговое или управленческое, чтобы «попробовать что-то новое» — не Google, конечно, но вполне приличные условия, позволяющие реализовать себя и не думать о том, как свести концы с концами.
Добавляя к опытным разработчикам и менеджерам талантливых выпускников, Nokia без труда закрывает проблему с набором кадров. Над чем этим кадрам предстоит работать через год, три или пять лет — тема для отдельного разговора.
Нужно больше трафика Глава отдела мобильных сетей Nokia Кай Сахала (Kai Sahala) признаёт: после продажи Microsoft подразделения, занимавшегося производством смартфонов, компания нуждается в том, чтобы заново найти себя. По его словам, бренд по-прежнему силён на глобальном рынке и ассоциируется с качеством и надёжностью, однако большинство рядовых потребителей просто не знают, чем занимается Nokia сегодня.
Когда-то слоганом финского гиганта была фраза «Соединяя людей» (знаменитое «Connecting people»). Теперь бренд видит главную цель в том, чтобы сфокусироваться на сетевых технологиях и побороться за лидерство в мире, где все уже соединены друг с другом едва ли не всеми возможными способами.
Подавляющее большинство из 57 тысяч сотрудников Nokia работают в отделе мобильных сетей вместе с Каем Сахала. Отдел параллельно развивает множество направлений — от разработки сетевого оборудования для операторов связи до изучения эффективности и энергоёмкости того или иного беспроводного соединения.
Пока рядовой потребитель обсуждает размер экрана нового айфона или дизайн очередной модели смартфона на Android, специалисты Nokia предлагают операторам связи решения, позволяющие сделать связь и передачу данных на всех этих устройствах быстрее и качественнее.
С одной стороны, такая работа часто как бы остаётся «за кадром» — многие абоненты сотовой связи скорее всего даже не подозревают, что, подключаясь к мобильному интернету, используют разработки и оборудование Nokia. С другой стороны, объём мобильного трафика в мире растёт огромными темпами, так что с точки зрения бизнеса рынок более чем перспективный.
Сегодня гаджеты используется совсем не так, как пять или десять лет назад. Десять лет назад вы брали телефон в руки, чтобы сделать звонок или набрать сообщение. Устройство подключалось к сети на несколько минут, а затем вновь превращалось в кусок пластика у вас в кармане. Сегодня ситуация радикально поменялась. Сегодня мобильный телефон подключается к сети в среднем один раз каждые две минуты, постоянно проверяя, не пришло ли вам новое письмо, не написали ли вам в Facebook и так далее. Большая часть трафика — это не голосовая связь, а данные. И мы должны работать, исходя именно из этого. Создавать технологии для наиболее эффективной, быстрой и качественной передачи огромного количества данных. Кай Сахала, глава отдела маркетинга мобильных сетей Nokia
Современная Nokia — это в первую очередь работа с провайдерами и операторами связи. В том числе и в России. Как поясняет Сахала, вариантов такого сотрудничества множество: финская компания может предоставлять оборудование для телекоммуникационных станций и вышек, может договариваться с оператором о комплексном обслуживании таких станций, беря на себя всю ответственность за их работоспособность, или, наоборот, предоставлять только технологическое решение. Это может быть годовой контакт или договор сразу на три-пять лет.
Последняя модель особенно актуальна для сложнодоступных и холодных регионов на севере России или в Сибири, где постоянное отслеживание работы вышки требует огромных затрат — от оплаты электричества до необходимости постоянно поддерживать достаточную температуру на станции и вызывать специалистов при возникновении каких-то неполадок.
Одна из прошлых разработок Nokia позволяет операторам устанавливать вышки на открытом воздухе, способные выдерживать температуры до −35 градусов Цельсия. Такие станции не требуют постоянного ухода, счета за их обслуживание минимальны, что повышает экономическую эффективность услуг связи и в итоге высвобождает деньги на дальнейшее развитие инфраструктуры.
Шум стадионов В условиях, когда за год объём мобильного трафика может вырастать вдвое, развитие инфраструктуры — ключевой момент, убеждён Сахала. В случае с 3G-сетями развиваться можно было просто добавляя вышки. Переход на LTE, положительный сам по себе, означал для операторов и то, что больше так делать будет нельзя. Качественно новый стандарт требовал нового оборудования. Во многом поэтому сегодня внедрение LTE всё ещё «пробуксовывает» по части распространённости и качества покрытия почти во всех странах мира, кроме США, Южной Кореи, Китая и Японии.
Там же, где LTE уже охватывает сети с сотнями миллионов абонентов, Nokia ищет пути решения новой проблемы: как обеспечить качественную и быструю передачу мобильных данных в местах скопления большого количества людей. Например, на стадионах во время матчей, когда зрители активно делятся фотографиями и видео с места событий, «забивая» близлежащие вышки и превращая исходящий трафик в «шум».
Специалисты финской компании уже протестировали в Корее схему, благодаря которой трафик в таких условиях начинает равномерно распределяться не только на ближайшие, но и на отдалённые вышки. Результаты пока впечатляют: на многотысячном стадионе при одновременном подключении к сети множества устройств стабильная связь становится реальностью.
Другая технология разрабатывается Nokia для популярных туристических мест. Как заметили исследователи компании, в одних и тех же геолокациях (например, у Эйфелевой башни) люди склонны пользоваться одними и теми же сайтами. Сотни туристов ищут одни и те же рестораны, загружают карту города и так далее.
Превращая оборудование на вышке из простого передающего устройства в небольшой сервер, в Nokia научились кэшировать самые часто загружаемые в том или ином месте ресурсы. При обращении к ним абонента такие сервисы автоматически подгружаются из кэша и открываются быстро даже при большой нагрузке на сеть.
Истоки аппетита Как считает Кай Сахала, рынок мобильный трафик продолжит расти и в будущем. По оценкам экспертов Nokia, год от года темпы этого роста будут только увеличиваться, и к 2020 году операторам придётся обрабатывать в разы больше информации, чем сегодня.
Мне кажется, количество передаваемых мобильных данных ещё далеко от предельного, и в ближайшие пять-семь лет о каком-то замедлении роста говорить вряд ли придётся. Аппетит рынка велик, и это очень хорошая область, в которой Nokia может развиваться. Количество приложений, количество способов связи между устройствами будет только расти, и в ближайшее время мы делаем ставку именно на этот сегмент. Кай Сахала, глава отдела маркетинга мобильных сетей
Такая переориентация в значительной степени всего лишь возвращение к истокам. В 1960-х годах, задолго до появления мобильных телефонов, Nokia активно занималась именно разработкой сетевого оборудования, а также участвовала в создании одного из первых стандартов сотовой связи — ARP. За несколько лет фирма создала первое коммерческое сетевое покрытие для всей Финляндии.
В условиях, когда конкуренты научились делать смартфоны лучше, чем финский бренд, компания решила вернуться к тому, что пока является её главным преимуществом — технологическим сетевым разработкам и инновациям в области услуг связи. Это решение пока позволяет Nokia оставаться прибыльной. Для того, чтобы зарабатывать миллионы в IT, необязательно быть на слуху.
Пуруруру-пуруруру-пуруруру-ру, Виктор Степанов, TJournal
© TJournal