ФАС против: 11 рекламных кампаний, заблокированных по решению ведомства

Редакция vc.ru изучила решения Федеральной антимонопольной службы в отношении российских брендов, которые, по мнению, регулятора размещали недобросовестную рекламу. В подборке кампании мобильных операторов, лоукостера «Победа», «Газпрома», а также костромского такси, обвиненного в неуважении к образу хлеба.

1. «Мегафон» и мелкий шрифт

За последние несколько лет у ФАС неоднократно возникали претензии к рекламе «Мегафона». В октябре 2014 года регулятор возбудил административное дело из-за серии рекламных роликов, где школьник накануне Дня знаний просит родителей купить ему планшет Megafon Login 3.

ФАС возмутило то, что в роликах представлено несоответствие заявленной и фактической розничной цены: в рекламе крупным шрифтом указывается (и голос за кадром это дублирует), что планшет можно приобрести за 1990 рублей. Однако ниже следует примечание: цена действует только при одновременном подключении определенного тарифного плана и внесении абонентской платы.

Также в примечании сообщается, что розничная стоимость устройства без подключения дополнительных опций составляет 3790 рублей, однако по данным ФАС, приобрести планшет по указанной цене не представляется возможным, «поскольку данный товар реализуется исключительно в комплекте с дополнительной опцией».

Регулятор определил, что ролики нарушают несколько статей Федерального закона «О рекламе»: вводят потребителей в заблуждение о конечной стоимости планшета, манипулируют несовершеннолетними, чтобы они убеждали родителей в необходимости покупки рекламируемого товара, а также создают искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.

В результате ФАС направила мобильному оператору предписание об устранении нарушений, а также штраф, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — от 100 до 500 тысяч рублей.

В сентябре 2015 года использование мелкого шрифта в рекламе мобильного оператора снова привлекло внимание ФАС, причем по наводке дочерней компании МТС «Сибинтертелеком». В ролике с участием Дмитрия Дюжева покупателю предлагалось купить в офисе «Мегафона» смартфон MegaFon Login+ по цене 4 990 рублей.

Однако для этого пользователю требовалось дополнительно подключить тарифный план «Все включено М» или опцию «Интернет S», а также внести абонентскую плату за определенный период. ФАС вынесла предписание заблокировать ролик.

2. МТС и мимикрия

МТС также создавала рекламу, вызывавшую нарекания ФАС. В январе 2016 года блогер Тимофей Васильев обнаружил в одном из салонов связи «Телефон.ру», который принадлежит МТС, коробки с контрактами. Они были оформлены в фирменные цвета конкурентов оператора — «Мегафона» и «Билайна».

В ответ «Мегафон» подал жалобу в ФАС. В июле 2016 года ведомство признало МТС нарушителем закона «О конкуренции», и несмотря на то, что к тому времени компания подтвердила устранение нарушения, регулятор обязал ее выплатить штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей.

Представители «Мегафона» заявили ТАСС, что «конкуренты просто скопировали бренд и использовали его для продажи своей продукции: клиенты приобретали такие SIM-карты, желая стать абонентами «Мегафона», а потом узнавали, что услуги связи им оказывает другой мобильный оператор».

Кроме того, в июле 2016 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве оштрафовало МТС на 400 тысяч рублей за недостоверную рекламу. Сотрудников ведомства возмутил ролик, опубликованный в рамках рекламной кампании бренда, посвященной сотрудничеству со своими партнерами, в том числе и с информагентством ТАСС.

УФАС обратило внимание на звучащую в видео фразу: «Благодаря 4G-интернету от МТС корреспонденты ТАСС молниеносно передают материалы из любой точки страны в редакцию». По мнению ведомства, это противоречит действительности, так как «зона покрытия 4G-интернета МТС не распространяется на всю территорию РФ без исключения». Соответственно, компания искажает информацию о потребительских свойствах товара.

Также в декабре 2016 года ФАС обвинила МТС в обмане пользователей из-за недобросовестной рекламы, где клиентам предлагалось подключить услугу «Спутниковое ТВ» без платы за оборудование.

Однако на сайте компании было указано, что в стоимость оплачиваемых потребителями услуг также включается плата за предоставление доступа к «Спутниковому ТВ» и плата за оборудование. По мнению ФАС, в рекламе сообщается недостоверная информация, которая может ввести потребителей в заблуждение.

3. «Билайн» и роуминг

Штрафов ФАС не избежала и компания «Вымпелком», которой принадлежит бренд «Билайн». В 2015 году компания запустила рекламный ролик под названием «Прощай роуминг», где сообщала, что в рамках ряда тарифных планов линейки «Всё!» отменяется плата за входящие звонки на территории России.

Однако мелким шрифтом вводились ограничения: остальные услуги (SMS, исходящие звонки и интернет) оплачиваются по базовым роуминговым тарифам. По мнению регулятора, такой формат сообщения «не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию».

Также ФАС обратила внимание на саму формулировку утверждения «Прощай роуминг»: в буквальном смысле оно означает, что «абоненты оператора не могут совершать и принимать звонки за пределами домашнего региона». То есть, по мнению ведомства, оно не соответствует действительности.

4. Tele2 и война с «большой тройкой»

В рекламных кампаниях бренд Tele2 позиционирует себя в качестве альтернативы традиционным мобильным операторам из «большой тройки». Однако в конце 2014 году это противостояние вышло за пределы медийного пространства.

1 декабря 2014 года в рамках акции «Сезон охоты» Tele2 запустила специальный сайт, где абоненты «Билайна», «Мегафона» и «МТС» могли запросить детализацию своего счета, и в случае обнаружения расхождений — оставить жалобу и получить специальный промокод, который можно было обменять на бонусы при подключении к Tele2.

В январе 2015 года представители «большой тройки» пожаловались на акцию в ФАС, обвинив бренд в нанесении ущерба их репутации. Tele2 распространение сведений, порочащих конкурентов, отрицала, поскольку «не обвиняла их в ненадлежащем оказании услуг».

Пока шло разбирательство, в мае 2015 года Tele2 подала в ФАС жалобу на использование скрытых условий при продвижении услуг в рекламе «МТС», «Мегафона» и «Билайна». «Мы подали жалобу в ФАС на рекламу конкурентов, выступая против тех вещей, которые сами не используем — мелкого шрифта. Уверены, что это пойдет на пользу всему рынку», — сообщал официальный представитель Tele2 Константин Прокшин.

В результате ведомство признало указанные компании виновными в нарушении закона «О рекламе» и возбудило административные дела для определения размера штрафа, максимальный размер которого мог составить 500 тысяч рублей для каждого оператора.

В декабре 2015 года ФАС также признала Tele2 виновной в нарушении закона «О конкуренции» за акцию «Сезон охоты».

5. «МаксимаТелеком» и реклама в Московском метро

В декабре 2015 года Управление федеральной антимонопольной службы по городу Москве признало компанию «МаксимаТелеком», оператора Wi-Fi московского метрополитена, нарушителем закона о рекламе.

Поводом для возбуждения дела стала жалоба пользователя, который при подключении к Wi-Fi получал SMS с рекламой «Яндекс.Такси», на которую не давал согласия. Согласно условиям оказания услуги, при подключении к сети Wi-Fi пользователь соглашается на получение рекламы, однако по словам представителей московского УФАС, компания «МаксимаТелеком» «заменила право пользователя по получению рекламы на его обязанность».

6. «Газпром» и национальное достояние

В 2003 году «Газпром» запустил рекламную кампанию, в которой центральное место занял слоган «Национальное достояние». Однако спустя 10 лет, в январе 2016 года, глава ФАС Игорь Артемьев запретил компании использовать это утверждение.

По словам чиновника, он поднял этот вопрос на совещании с Владимиром Путиным. По его мнению, «достоянием могут быть люди и тому подобное —, но не «Газпром». Однако компания отказалась прислушаться к запрету чиновника — ее ролики остались в эфире федеральных телеканалов.

19 января пресс-служба ФАС сообщила, что регулятор не имеет претензий к содержанию рекламы «Газпрома», посвященной строительству газопровода «Сила Сибири»: «Понятие «национальное достояние» больше не ассоциируется с ПАО «Газпром», а распространяется на понятия из видеоряда — тайгу, реки, горы, дух, волю, красоту, семью, движение, традиции, свет, Сибирь, а появляющееся в конце ролика название компании расценивается как подпись».

7. Квас «Очаковский» и патриотическая реклама

В 2014 году бренд решил подчеркнуть национальную идентичность и противопоставить свой продукт западным компаниям, которые также производят квас в России. Для этого он разместил на рекламных щитах вдоль МКАД рекламу под слоганом «За кого играешь ты? Какой квас пить?».

На баннерах изображалась сравнительная таблица, где напротив марки напитка, стилизованной под название спортивной команды, стояло имя производителя и страна его происхождения: «Очаковский» (Россия, «Очаково»), «Русский дар» (США, «Пепсико»), «Хлебный край» (Дания, «Балтика») и «Никола» (Сейшельские острова, «Дека»).

Компания «Пепсико» обратились в ФАС с требованием проверить законность содержания баннера. В феврале 2015 года ведомство признало рекламу кваса «Очаковский» недобросовестной и недостоверной и обязало компанию «Очаково» выплатить штраф в размере 100 тысяч рублей.

По мнению регулятора, реклама вводит потребителей в заблуждение, поскольку создает впечатление, что товары конкурирующих брендов производятся не в России, а товарные марки принадлежат иностранным компаниям, однако это утверждение не соответствует действительности.

Товарный знак «Русский дар» принадлежит российскому юридическому лицу — ООО «ПепсиКо Холдингс», что подтверждается свидетельством на товарный знак «Русский Дар», а так же данными открытого реестра Федерального института промышленной собственности (ФИПС).

Следовательно, страной правообладателя товарного знака «Русский дар» является Россия, а не США. Квас «Хлебный край» и «Никола» также производятся в России.

— из материалов решения ФАС

Компания подала апелляцию в Девятый арбитражный суд, однако ведомство оставило решение ФАС в силе.

8. Лоукостер «Победа» и реклама авиабилетов

В феврале 2015 года ФАС возбудило административное дело в отношении авиаперевозчика. Причиной стала жалоба жителя Челябинска на наружную рекламу компании, предлагавшей перелет «Челябинск — Москва» по цене в 999 рублей.

Однако в действительности перелет оказался дороже: в ФАС провели проверку и выяснили, что цена билета составила более 2,5 тысяч рублей, с учетом сборов и самой стоимости билета. Кроме того, по словам ведомства информация о дополнительных сборах указана мелким шрифтом, что затрудняет ее распознавание.

По словам представителей компании, билеты стоимостью 999 рублей существуют, однако приобрести их перед самим полетом затруднительно из-за высокого спроса. В результате в августе 2015 года ФАС оштрафовала лоукостер на 100 тысяч рублей за недобросовестную рекламу.

Спустя год ФАС снова решила возбудить в отношении компании административное дело. Причиной послужили email-рассылка компании, содержавшая фразу »1 рубль + таксы и сборы = билет». Предложением решил воспользоваться один из пользователей, однако вместо одного рубля ему пришлось заплатить 2999 рублей из-за того, акционные билеты уже закончились, утверждали представители лоукостера.

По словам ФАС, компания в течение полугода не могла представить данные о количестве билетов, участвовавших в акции, а также информацию о том, когда именно они закончились. И итоге регулятор пришел к выводу, что в рассылке авиаперевозчика содержались сведения о стоимости товара, не соответствующие действительности.

9. РФПЛ, «Спартак», «Локомотив» и реклама букмекеров

Согласно Федеральному закону «О рекламе», размещение рекламы игр и пари, основанных на риске, допускается в телепрограммах, однако в период с 22 до 7 часов по местному времени, а также «в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры».

В декабре 2015 года ФАС возбудила дело об административном правонарушении против «Российской футбольной премьер-лиги» за то, что организация разместила на своем сайте баннер с изображением рекламы букмекерской конторы «Лига ставок». В январе 2016 года регулятор назначил РФПЛ штрафы в размере 100 тысяч рублей.

Кроме того, в декабре 2015 года ведомство также возбудило дела против футбольных клубов «Спартак» и «Локомотив» за размещение рекламы букмекерской конторы «Олимп» на своих домашних аренах. В результате изображение случайно попало в трансляции двух игр телеканала «Матч ТВ»: во время матча «Спартак Москва — Урал Екатеринбург» и «Локомотив — Зенит».

Стадионы разместили рекламу букмекерской конторы под видом рекламы благотворительного фонда «Олимп», с тем же названием и логотипом, «схожим до степени смешения», — писал ТАСС.

Трансляции велись 1 и 8 ноября 2015 года в 19:30, что дало ФАС повод обвинить представителей клубов и стадионов в нарушении рекламного законодательства. В результате 9 июня 2016 года ведомство назначило клубам штраф в размере 100 тысяч рублей. Представители «Спартака» подали апелляцию в Арбитражный суд Москвы, однако учреждение оставило решение ФАС в силе.

10. «Евросеть», Samsung и нападки в адрес Apple

В 2015 году мобильный ритейлер «Евросеть» представил рекламу смартфона Samsung Galaxy S6 Edge. В начале ролика актриса Оксана Акиньшина произнесла фразу, которая не понравилась московскому управлению ФАС: «Вот это флагман. Не то, что «глюк» фруктовой компании. Реально крутой». Кроме того, в видео утверждалось, что устройство можно приобрести только в салонах «Евросети».

Управление ФАС провело опрос общественного мнения и выяснило, что потребители ассоциируют эту фразу с компанией Apple, а поскольку в рекламе не утверждается, по каким критериям смартфон от Samsung лучше конкурента, то она содержит некорректное сравнение рекламируемого товара.

Кроме того, ведомство выяснило, что устройство появилось в других магазинах раньше, чем в салонах «Евросети», соответственно компания вводит покупателей в заблуждение. В ответ на это президент «Евросети» Александр Малис выразил сожаление, что благодаря опросу общественного мнения именно ФАС признала Apple «перевернувшую представление рынка о том, каким должен быть идеальный смартфон» в «глюк фруктовой компании».

В результате и Samsung и «Евросеть» были оштрафованы на 200 тысяч рублей за нарушение рекламного законодательства, а ролик снят с эфира.

11. Такси «Тройка» и ветераны

В 2013 году в Костроме местное управление ФАС признало незаконной рекламу такси «Тройка» из-за оскорбления хлеба. Хозяина компании привлекли к административной ответственности за использование в рекламе на радио фразы: «Если в слове «хлеб» допустить пять ошибок — получится слово такси».

Обращение вызвало возмущение местных ветеранов, по мнению которых «подобная трактовка порочит славянский народ и оскорбляет всем миром почитаемый хлеб». В результате УФАС постановило, что реклама нарушает ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», то есть использует бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения и назначило руководителю компании штраф в размере четырех тысяч рублей.

В нашей стране отношение к хлебу всегда было особенным. Им нельзя играть, его не следует оставлять недоеденным или выкидывать. В СССР хлеб считался стратегическим продуктом.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе продвигается и закрепляется неуважительное, оскорбительное отношение к хлебу, а также отражается неуважительное отношение к оберегаемым в обществе ценностям (в том числе порочит память погибших и участников Великой Отечественной войны, погибших и участников Блокады Ленинграда).

— из решения костромского УФАС
Статьи по теме

©  vc.ru