Far Cry: от дурацкой технодемки к законодателю моды в жанре шутеров
За окном самый разгар то мёрзлой, то мокрой зимы. Тоска и безысходность. А ведь так хочется, чтобы лазурная высь вместо свинцовых туч, чтобы пенный океан вместо снега и луж, раскидистые пальмы вместо унылых ёлок — короче, чтобы душа запела. А там уже без разницы — автомат или лук в руки, крокодилы-бегемоты поперёк дороги, террористы, безумцы, диктаторы или даже мамонты на просторах девственной саванны. О чём бишь мы? Ах, да. Завтра Far Cry Primal выходит. Ubisoft замахнулась на путешествие аж на 10000 лет назад. Мы столько не потянем, максимум просто на 12. В 2004 год. Чтобы посмотреть, откуда у Far Cry ноги… точнее, бивни растут.
Когда деревья были большими…
В начале было слово, и слово было «динозавр». Доисторические гиганты жили себе не тужили в уютной технодемке X-Isle: Dinosaur Island, которую какие-то амбициозные новички демонстрировали на выставке Electronic Entertainment Expo 2000. Кто такие? Откуда? Вроде бы три брата, кажется, турки, но из Германии… Другими словами, так бы этот факт и канул в Лету, если бы новички не называли себя Crytek, в основе виртуального парка Юрского периода не лежала первая версия CryEngine, а смотрели на всё это не представители NVIDIA.
В общем, X-Isle: Dinosaur Island можно считать билетом Crytek в высшую лигу. И некоторое время даже должна была получится как раз игра про динозавров, но в итоге всё закончилось просто относительным сохранением места действия. Почему? А потому, что вовсе не тираннозавры и велоцерапторы были главным достоинством X-Isle. Главным была свобода. Именно она покорила мир, когда, наконец, в 2004 году вышел Far Cry. Это сейчас мы скажем:»Да вы что? Это же те же коридоры, только пошире. А оружие? Нынче в завалящей ДЛЦешке стволов больше! И сюжет… Да просто какое-то би-муви! » Но, как говорится, не судите по современным меркам, и не судимы будете.
В 2004 году геймеры ждали DOOM 3, предвкушали Half-Life 2, и из шутеров с кое-как открытым миром был только Halo: Combat Evolved. А тут целый тропический остров, где и джунгли, и пляжи, и болота, и даже вулкан. Бравый спецназовец Джек Карвер, про которого приснопамятный Уве Болл потом даже фильм снял (хотя это, само собой, не достоинство). Люди, звери и мутанты, пропавшая без вести журналистка, безумный учёный и генная инженерия. А ещё невероятная — по тем временам! — графика.»Нынешние консоли для нас слишком слабы», — заявили Crytek, хотя и не так громко, как то, что потом творилось под выход Crysis. Но тенденция определённо наметилась.
В общем, Crytek проснулись знаменитыми, Far Cry пресса обласкала оценками, а игроки — продажами, издатель Ubisoft завёл на свои тучные пажити ещё одну дойную бурёнушку. Вроде бы все счастливы, да вот не все. По неясным до сих пор причинам вскоре после премьеры Crytek собрали вещички и переехали в райские кущи Electronic Arts, ваять Crysis. А Far Cry так и остался под крылышком французов, которые отправили его в суровую страну клёнов и хоккея. В Ubisoft Montreal.
Место встречи изменять не стоит
Что бы вы сделали, попади вам в руки чужая, но со всех сторон успешная идея? Поменяли бы всё от основания до маковки, или же постарались ничего не трогать? Ubisoft Montreal выбрать, судя по всему, не смогла. Для начала парни усиленно клепали переиздания Far Cry — более линейный и сюжетно-ориентированный Far Cry Instincts для Xbox, его продолжение с подзаголовком Evolution, Far Cry Vengeance для Nintendo Wii и Far Cry Instincts: Predator для Xbox 360. В наши дни примечательна из этой могучей кучки разве что Vengeance, да и то лишь звучным и сокрушительным провалом. Столь низких оценок игры франшизы не получали ни до, ни после. Впрочем, и на консолях Nintendo они больше никогда не выходили.
Так или иначе, но, окучив все возможные платформы (и даже выпустив аркадный автомат Paradise Lost), Ubisoft была вынуждена признать, что пора делать полноценный сиквел. И вот тут монреальский отдел неожиданно смешал все карты — парни внезапно сделали ставку на реализм. Да, здесь нет ошибки. Забегая вперёд: если вы играли в последующие главы серии, то должны понимать, что делать из Far Cry реалистичный боевик — все равно что превращать Need for Speed в Gran Turismo. Толку мало, и фанаты всё равно не оценят. Но монреальцы в 2008 году были решительны, дерзки, и недавно выкатили новаторскую Assassin«s Creed. То было время экспериментов, вот они и попробовали.
Правильнее всего о новой игре отозвался основатель Crytek:»В Far Cry 2 от нашей игры осталось лишь имя». С этим спорить бесполезно. Тропический остров уступил место африканской саванне. Одного персонифицированного героя променяли на девять сомнительно отличающихся друг от друга наёмников. Пустили под нож научную фантастику, вместо этого попытавшись копнуть социальные проблемы стран третьего мира. Зато мир распух аж до 50 км² (правда, в двух отдельных локациях), искусственный интеллект стал почти образцово интеллектуальным, оружие начало ломаться и заклинивать, а главного героя то и дело скручивали приступы малярии. И то сказать — что за Африка без болезней?
Far Cry 2 до сих пор вызывает противоречивые чувства. Игра получилась хорошая, а вот Far Cry — плохой. У большинства в воспоминаниях осталось недоумение от постоянно сбоящего оружия и раздражение от бесчисленного количества технических проблем, некоторые из которых, кстати, не решены до сих пор.»Far Cry ознаменовал наступление новой эры в истории шутеров, и мы уверены, что Far Cry 2 выведет жанр на новую высоту», — именно так говорили авторы. Может, какой-то жанр и вывел, но определённо не шутеры, потому что сами Ubisoft Montreal (негласно, конечно) признали эксперимент неудачным, а Far Cry 3 вернулся к истокам.
Весь покрытый зеленью, абсолютно весь
Четыре года — до недавнего времени именно таким был срок производства нового Far Cry. Несмотря на то, что про триквел говорили ещё до премьеры второй части, премьера третьей состоялась только в самом конце 2012 года, и именно тогда сформировался и закрепился облик серии. Успех покоился на трёх китах — движуха, животные, Ваас. Первым Far Cry 3 нашпиговали так, будто авторы хотели извиниться за местечковую унылость африканской саванны. Никакой малярии, никаких заклинивающих стволов, никаких проблем. Зато вокруг постоянно что-то происходит, события бьют ключом (большим газовым, по голове), и нет ничего вернее схемы «Один в поле — воин, жнец и в футбол игрец». А на острове Рук нет никого круче нашего подопечного Джейсона, который сначала обычный сопляк и прожигатель жизни, но уже через полчасика форменный Рэмбо.
Важная часть упомянутой движухи отведена животным. Это в Африке они в лучшем случае бросались под колёса машины. На острове Рук фауна оказалась умная, агрессивная и самодостаточная. Из двух с лишним десятков разномастных тварей сожрать протагониста жаждали примерно двадцать с копейкой. Или хотя бы покалечить, если в горло не пролезет. Джейсон в ответ всегда был не прочь спустить шкуру-другую, а потом из них сшить себе что-нибудь полезное. Например, бумажник. В джунглях ведь без бумажника никак.
Наконец, Ваас — можно сказать, лицо Far Cry 3. Разработчики основательно рискнули, поместив в фокус рекламной кампании антагониста. И надо сказать, не прогадали. Обаятельного безумца и наркомана до сих пор помнят лучше, чем главгера. Другими словами, Ubisoft Montreal взяли оригинальный Far Cry, оттюнинговали его до современного состояния, добавили ролевую систему, башни из Assassin«s Creed, укрытия из Crysis 2, миниигры из GTA… И получился лучший экшен по версии BAFTA 2012, оставивший не у дел Halo 4, Borderlands 2, Call of Duty: Black Ops II и Mass Effect 3.
Не иначе как на радостях год спустя, когда Far Cry 3 распродался уже тиражом в четыре миллиона, создатели дали себе волю — и выпустили Far Cry 3: Blood Dragon. Своего рода «Неудержимых» видеоигрового формата. Стилизованное под боевики 80-х годов самостоятельное дополнение, было дело, сочли первоапрельской шуткой — Ubisoft подобрала удачную дату анонса. Однако по факту для кого-то неон ретробудущего (простите за оксюморон) и киборги в кожаных куртках стали откровением, а многочисленные шутки, стёб и отсылки к культурному достоянию конца ХХ века продлили жизнь на пару лет. Кто-то же не понял прикола Blood Dragon, недоумённо повтыкал на шитый белыми нитками сюжет — и попытался забить на этот страшный сон, вернувшись к ожиданию Far Cry 4.
К 2014-му монреальцы окончательно избавились от тяги к экспериментам, и вывели Assassin«s Creed на поток. С этой позиции Far Cry 4 стал прямо-таки идеальным продолжением — никаких неожиданностей, но ещё больше всего, что так полюбилось аудитории в триквеле. Если леса, то гуще и зеленее. А ещё горы, чтобы по ним можно было лазить, и от этого захватывало дух. Опять герой, которому нужно на ходу врубаться в ситуацию, но с предысторией и личными мотивами, а не просто «счастливчик», попавший не в то время и не в то место. Опять харизматичный негодяй по ту сторону баррикад — китаец с внешностью молодого Сергея Пенкина в малиновом пиджаке. Ещё шире арсенал и бестиарий. Даже систему крафта причесали так, что она почти идеально вписалась в происходящее. Ну и, ясен пень, графика — Far Cry 4 перешёл на консоли нового поколения, и этим всё сказано.
Закономерным итогом вновь стали головокружительные продажи, пять номинаций BAFTA (правда, лишь одна награда — за музыку), и целый ворох титулов от различных мировых порталов. Тут-то злопыхатели и начали поговаривать:»Ну да, очередной Assassin«s Creed… Не увидим мы ничего больше нового». Но затем грянул анонс Far Cry Primal — и стало понятно, что у канадцев ещё есть порох в пепельницах.
Пять копеек интриги
Far Cry Primal — мощный пинок на 10000 лет назад в самом прямом смысле. В девственный мир, где между гигантскими мамонтами и кровожадными саблезубыми тиграми прозябают первобытные люди. Несмотря на то, что до премьеры остаётся ровно день, до сих пор народ гадает, как же авторы уложили реалии приключенческого шутера в столь нетрадиционные рамки?
Хотя, если подумать… Луки и ножи-палки-топоры были в Far Cry практически с самого начала. Тигров и слонов из Far Cry 3 превратить в доисторических тварей можно лёгким движением дизайнерской руки. Фракционная война тоже присутствовала всегда. Как и крафт, который от части к части то мельчал, то приобретал значимость. Другими словами, Far Cry Primal — вовсе и не такая тёмная лошадка, как может показаться на первый взгляд. Но это даже неплохо — ведь так или иначе, но игры серии Far Cry всегда отличались уровнем качества. Правы ли мы в своих надеждах — убедимся в ближайшее время и обязательно поделимся с вами мнением.
Автор текста: Яна Сорокина
Источник: 4pda.ru
© 4PDA