Ежевичный джем — Как телефонам Blackberry удалось стать символом корпоративной культуры

Офисная революция Первое устройство, которому было суждено стать родоначальником линейки Blackberry, RIM 850, было представлено в 1998 году. Гаджет с монохромным экраном и клавиатурой в СМИ называли по-разному. Самые запоминающиеся попытки — определения вроде «пейджер с возможностью двусторонней коммуникации» и «беспроводной девайс для работы с электронной почтой».

a6e9sweet-blackberry-542c5fef4659e.pngRIM 850

Использовать в качестве названия для продукта слово «blackberry» («ежевика») придумали маркетологи из фирмы Lexicon Branding. По их мнению, чёрные клавиши на клавиатуре RIM напоминали строение именно этой ягоды.

Продукт успешно презентовали в Мюнхене, после чего на рынок Европы был выпущен его последователь — Blackberry 5790. Гаджет впервые приобрёл вид полноценного мобильного телефона, уйдя от горизонтальной ориентации, свойственной пейджеру.

Чёрно-белый экран стал больше, а клавиатура компактнее. Новые габариты позволяли держать устройство в одной руке и при этом свободно дотягиваться большим пальцем до всех кнопок. Для большого пальца другой руки создателями было придумано небольшое колёсико на правом боку — с его помощью можно было пролистывать почту и перемещаться по разделам меню.

Приспособленный для чтения экран, удобная клавиатура, возможность быстрой работы с электронной почтой на Microsoft Outlook, MSN, Hotmail или AOL (до 10 аккаунтов одновременно) и легко синхронизирующийся персональный органайзер с календарём и заметками — всё это в итоге делало Blackberry 5790 идеальным устройством для бизнесменов, которым нужно оставаться на связи и продолжать работу, где бы они не находились.

a6e9sweet-blackberry-542c60313b847.jpgBlackberry 5790

К 2000-м Blackberry добрались до Великобритании, где вскоре произвели настоящую «тихую революцию» во всём, что касалось корпоративной связи. Управляющий директор технологической компании Interchange Group Филлип Джонс (Phillip Jones) в одном из рабочих отчётов вспоминал: для того времени 5790 и последовавшие за ним модели стали настоящим переворотом, устройствами, в которых каждое решение было выполнено правильно и работало именно так, как и должно было.

Это был первый идеальный для бизнес-коммуникации гаджет. В нём всё было правильно — электронная почта, пользовательский интерфейс, предоставлявшийся уровень безопасности данных, встроенный софт. Мы работали на рынке с 76-го года, и я прекрасно помнил время, когда под «мобильными» технологиями подразумевалось использование пейджера и кабинки со стационарным телефоном в офисе. Blackberry стал прекрасным примером того, как правильная технология попадает на рынок в правильное время. Это изменило всё, открыло новую бизнес-культуру. Филлип Джонс, управляющий директор Interchange Group

Для начала 2000-х то, что сделала Blackberry, действительно было революцией. Офисные работники и топ-менеджеры получили девайс, способный радикально упростить их рабочий процесс. Удобная электронная почта и сжатая под использование одним или двумя большими пальцами компьютерная клавиатура — то, что сегодня выглядит сомнительной инновацией, четырнадцать лет назад навсегда изменило корпоративный мир.

a6e9sweet-blackberry-542c692743e1a.jpg

Синдром «крэкберри» Следующие несколько лет, вплоть до 2006–2007 годов, стали для Blackberry временем настоящего успеха. Телефоны компании с каждой новой моделью становились всё популярнее. Незаменимые гаджеты от Blackberry стали носить в карманах журналисты таблоидов и редакторы крупных национальных изданий от британской The Guardian до американской The New York Times.

Blackberry стал модным в кругах власти. Телфон был практически и у каждого более или менее состоявшегося западного политика, а также у его помощников, родственников, друзей и тех, кто только собирался пробиться на политическую арену. Ещё существеннее оказалось проникновение бренда в бизнес-среду. Гаджет стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни трейдеров, инвесторов, банкиров, топ-менеджеров и генеральных директоров огромных корпораций.

Постепенно гаджеты стали приобретать по-настоящему культовый статус. Ни один ланч или перерыв не обходился без ежеминутной проверки Blackberry. Большому распространению устройств также способствовало и то, что многим сотрудникам компаний даже не приходилось их покупать — крупные фирмы при трудоустройстве просто выдавали рабочий Blackberry всем новым работникам и оплачивали все расходы, связанные с его использованием.

Получив возможность работать 24 часа в сутки семь дней в неделю, пользователи Blackberry вскоре ощутили на себе негативные последствия такого напряжённого графика.

a6e9sweet-blackberry-542c5f7a22feb.jpg

Газеты стали писать об особом «синдроме Blackberry» — психологической зависимости от телефона и постоянной необходимости проверять на нём почту. Сразу несколько государственных организаций в США и Канаде ограничили использование Blackberry стандартным рабочим временем, запретив сотрудникам пользоваться телефоном после семи вечера и до семи часов утра.

Другой стороной того же феномена стала отмечавшаяся американскими врачами общая усталость, накапливавшаяся у людей, постоянно привязанных к работе с помощью гаджета.

Медицинские издания в США всерьёз заговорили также о настоящем физиологическом заболевании, которое может вызвать увлечённое использование телефона. «Большой Blackberry-палец» (Blackberry thumb) — неологизм, вошедший в обиход в середине 2000-х для описания травмы, полученной при пользовании «ежевичными» смартфонами. В качестве профилактической меры владельцам гаджетов предлагали отказаться от набора на них слишком объёмных писем или текстов, а также время от времени использовать для нажатия клавиш «любые другие пальцы, кроме больших».

[embedded content] В 2005 году статус Blackberry как одного из новых символов современной корпоративной культуры окончательно закрепил роман писателя Мартина Льюкеса (Martin Lukes) «Кто трогал мой Blackberry?» («Who moved my Blackberry?»).

Книга, задуманная как сатирическое изображение типичного офисного сотрудника, описывает жизнь зависимого от смартфона человека, всё меньше обращающего внимание на людей вокруг него и всё больше вовлечённого в постоянный круговорот электронной почты, заигрываний с секретарями и бесконечную череду никому не нужных «ребрендингов» и «креоваций» (термин придуман героем романа для описания чего-то, что сочетает в себе инновации и креативность).

a6e9sweet-blackberry-542c6106c2628.jpg

Кому нужна камера Уверенно побеждая всех конкурентов в корпоративном сегменте, Blackberry долгое время ничего не предпринимала для привлечения обыкновенных пользователей, ориентированных на повседневное, а не деловое общение, а также на игры и развлечения.

Компании потребовалось несколько лет исследований и серьёзная волна критики со стороны IT-экспертов, чтобы решиться, наконец, встроить в свои телефоны первую камеру. В Blackberry упорно верили в результаты собственных тестов, показавших, что камера — это не то, что нужно пользователям.

Первой моделью с фотокамерой и медиаплеером стал вышедший в 2006 году Blackberry Pearl. До релиза первого iPhone оставалось ещё около года. До выхода операционной системы Android и окончательного оформления эпохи тачскринов — около двух лет.

a6e9sweet-blackberry-542c60711cce1.jpgBlackberry Pearl

Однако даже с появлением iPhone очевидные преимущества сенсорной клавиатуры перед обычными клавишами Blackberry для многих были видны не сразу. Пользователи отмечали, что гаджет от Apple не очень привычно носить в руке и в кармане. Удобный просмотр видео и пользование браузером Safari в то же время сочетались с проблемами при наборе текста на экране.

Владелица Blackberry Pearl, по просьбе издания CNET в течение полугода также использовавшая смартфон Apple, писала: в том, что касается видео и фото, iPhone определённо выигрывает, но когда же дело доходит до написания сообщений или работы с почтой, преимущество остаётся на стороне Pearl.

Конечно, неплохо иметь iPhone под рукой, когда нужно посмотреть какое-нибудь видео. Но при этом моя старая комбинация — iPod Nano плюс Blackberry — справляется с этой задачей ни чем не хуже. Поэтому, спустя полгода, я всё ещё пользуюсь своим Blackberry как основным телефоном и всегда беру его с собой, даже если в сумке уже лежит iPhone. СNET

Как показало дальнейшее развитие технологий, будущее всё же осталось за сенсорными смартфонами. Несколько попыток Blackberry выпустить качественный телефон с тачскрином на собственной операционной системе оказались неудачными. Постепенно гаджеты на iOS и Android вытеснили Blackberry и из корпоративной сферы. Ещё в 2010–2011 годах доля смартфонов, работающих на Blackberry OS, составляла на рынке около 14 процентов. К 2014 году этот показатель упал до 0,5 процента.

a6e9sweet-blackberry-542c5b3b6aaa9.jpg

После релиза Blackberry Passport в сентябре 2014-го, представители некогда легендарного IT-производителя объявили: новая стратегия Blackberry заключается в том, чтобы в год выпускать по одному «нестандартному телефону», раздвигая границы привычных форм, размеров и технологических решений.

Будущим моделям вряд ли удастся стать символами десятилетия или культурными феноменами, но помочь компании продержаться на плаву ещё несколько лет до тех пор пока инвесторы не «продавят» закрытие мобильного подразделения, им вполне по силам.

Очень хотел себе Blackberry Bold 9700, Виктор Степанов, TJournal

©  TJournal