Еврейское счастье: дневник инженера-стажёра

Поехать на стажировку в Израиль, попасть на «кухню» Tesla и понять, что такое технологическая революция.

Главное — двигаться в правильном направлении. Не пытайтесь распланировать поездку от и до. Просто убедитесь, что вы едете в нужную сторону. Учитесь в пути. В итоге вы приедете, куда планировали изначально, только уже другим человеком.

Ты помнишь, как всё начиналось

Всё было впервые и вновь. Сегодня (на момент написания) 23 декабря 2017 года, я каким-то чудесным образом оказался в Израиле и живу тут уже четвёртый месяц.

Сама история, как я тут оказался, очень интересная, но всё же. Ещё 5 августа я работал на самой скучной работе в моей жизни. Хоть и не так много рабочих мест у меня было.

Скучный коллектив, неинтересная работа и полное отсутствие перспективы. Я каждый день заставлял себя подниматься с кровати и идти туда, потому что понимал, что молодые специалисты без опыта работы никому в России не нужны, да и вообще сейчас другой век, и все хотят «здесь и сейчас». Начиная от работников, заканчивая крупными корпорациями.

5 августа я отпросился с работы на два часа пораньше и поехал в другой город — Челябинск, Танкоград или попросту «город суровых мужчин». Именно в этот день я узнал, что у меня есть возможность уехать. И вот 7 сентября я стою с сумкой в аэропорту «Бен Гурион» и не понимаю, что происходит.

Фото: flytimer.ru

Всё чужое, множество вывесок на непонятном мне языке и жара +32 ℃. К слову, когда я вылетал, в Москве лил дождь, а за окном «радовала» погода в +12 ℃.

Как оказалось, меня ждут четыре месяца изучения неизвестного мне языка. А с января я выйду на стажировку в израильскую компанию по своей специальности. Моя специальность — «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов». На английском я разговаривал как Борат Сагдиев.

И вот уже декабрь, я делаю всё, чтобы хоть как-то заговорить на английском, и вроде даже получается. Я прошёл собеседование на английском, и меня взяли в компанию, которая расположена в Тель-Авиве. Название — Arkit.

Фирма, в которую я попал, занимается промышленным дизайном и проектно-конструкторской работой. И для меня это способ попробовать себя в разных направлениях, начиная от 3D-моделирования, заканчивая отличной языковой практикой. Так как на рабочем месте придётся общаться либо на иврите, либо на английском.

Если в двух словах, то я выбирал эту компанию из трёх вариантов: Hi-tech Engineering в Иерусалиме, Tahal Group в каком-то городке не далеко от Тель-Авива и вышеуказанной компании.

Сам я проживаю в Иерусалиме. Если рассматривать Иерусалим, то до предполагаемого места стажировки мне бы пришлось идти пешком 20 минут — и всё, я на рабочем месте. Но я решил для себя: я знаю, что такое ходить на работу 30 минут, но не знаю, что такое ездить на работу полтора часа, а то и все два часа. Для многих это покажется странным.

Но я родом из города Миасса в Челябинской области, население которого составляет 150 тысяч человек. Живущий в этом прекрасном месте человек знает, что из любого конца города ты доберёшься до противоположной стороны в течение 30–40 минут.

Конечно, помимо некого челленджа, я хочу подтянуть язык до уровня разговора и переписки, и этому способствует молодой коллектив. И ещё город Тель-Авив — это как будто не Израиль, а какой-нибудь мегаполис мирового масштаба.

Культурный шок

Но без приключений не очень получилось. Мой первый рабочий день был 8 января. Я проснулся воодушевлённым, поехал в ранее упомянутый Тель-Авив. До определённого момента всё было чудесно.

Фото: wiki-turizm.ru

Оказавшись в офисе компании, которая приняла меня на работу, я встретился с русскоговорящим выходцем из Украины по имени Л. Он начал показывать фронт работы и тому подобное. Выяснилось, что инженеры-конструкторы им просто не нужны. Проектная часть закончилась, и им просто нужно собрать уже готовый продукт.

Продуктом этой фирмы были шкафы для выращивания марихуаны.

Фото: hightimes.com

Я был в шоке от услышанного, потому что на собеседовании речь шла совершенно о другом. И в голове у меня сразу заиграло воображение: российский офис, деревянный стол, представитель отдела кадров и какой-нибудь начальник. Вопросы в духе: «Расскажите нам про свой опыт работы, что вы делали в Израиле, чем занимается компания, в которой вы стажировались?»

Промоделировав эту историю в голове, я сразу понял, что в России такая тема ну никак не прокатит. Потому что отношение в России к такого рода заработку не сказать что хорошее.

Дальнейший разговор с гражданином Л. показал мне всю специфику дальнейшей работы: мне нужно было собрать систему подачи воды и минерализации для выращивания. Он дал мне какой-то датчик определения минерализации воды и попросил разобраться.

Это вообще не мой профиль. Учился я на инженера-ракетостроителя. Профиль, конечно, широкий и подразумевает под собой большой спектр знаний и умений, но в этот раз так не получилось. Я понял, что не хочу провести здесь ближайшие четыре месяца и заниматься тем, что мне, во-первых — неинтересно, во-вторых — бесполезно, в-третьих — неперспективно в России.

И после обеда я уже ехал обратно в Иерусалим и думал: «А что делать дальше?» Для меня вся эта ситуация стала очень неприятным сюрпризом, потому что я возлагал большие надежды на эту компанию. Но, как говорится, нет худа без добра.

Я вспомнил про компанию в Иерусалиме, где проходил первое собеседование, и попросил отдел кадров нашей программы, чтобы связались с ними. Утром следующего дня мне пришло сообщение: «Денис, привет, тебя ждут в этой компании, свяжись с директором и приходи туда сегодня».

В этот же день я уже работал в команде инженеров над проектом Американской компании Vishay, а через неделю меня присоедини к проекту компании Tesla. Я впервые в жизни почувствовал себя настоящим инженером и понял, что годы моей учёбы не прошли даром.

Тут прислушиваются к каждому твоему слову касательно проекта и считаются с ним, если он правильный. В России меня не стали бы слушать хотя бы потому, что я молодой специалист и ничего не понимаю.

Инсайд проектов

Tesla? Да, вы правильно прочитали. Действительно очень круто, для меня это отличный шанс окунуться в инженерию совершенно другого уровня, возможность сделать что-то малое, но значимое.

Начали за здравие, а дальше как пойдёт. Для меня стала большим сюрпризом культура в компании, в которой я оказался. Вы спросите, а что такого там было?

На каждый проект распределены инженеры, которые за него отвечают. Подготавливают проект, согласовывают его. Всё как и в России, но специфика в том, что эти же инженеры и собирают свой проект. Так называемое «собери сам». Для меня это стало приятным бонусом, потому что с детства я очень любил что-то собирать своими руками. Спасибо за это конструкторам, моделям танков и самолётов. Последнее, что я собрал, это была деревянная копия Храма Василия Блаженного.

Но у этого подхода есть и обратная сторона медали. Есть погрешности в сборке серьёзных конструкций, которые влияют на всю работу системы, так как инженер — не всегда равно хороший сборщик или слесарь.

Последующие три недели мы были заняты сборкой проекта. Если в двух словах: в машине тихо, так как мотора нет, и единственный шум, который может влиять на нервную систему придирчивого владельца автомобиля, — это звук торможения. Собственно, мы собираем и дорабатываем сейчас (как и три недели назад) установку для изучения появления характера звука при определённом тормозном усилии.

По ходу дела возникли большие проблемы с центровкой, потому что двигатель выдаёт тысячу оборотов в минуту, и отклонение от основной оси двигателя даже на 2 мм подобно смерти, начинаются вибрации и все вытекающие последствия. Сама конструкция очень интересная, но мелочи, которые на этапе проектирования были опущены, вылезают в очень серьёзные последствия на этапе испытаний.

Помимо этого, меня пригласили поехать на ещё один проект нашей компании — в Israel Aerospace Industries, IAI.

Фото: canadianboycottcoalition.files.wordpress.com

Israel Aerospace Industries, IAI — израильский концерн, основной офис которого фактически находится в аэропорту «Бен Гурион» в районе «большого Тель-Авива». Является известной фирмой израильского ВПК. Компания основана в 1953 году. Занимается производством авиатехники и авионики, выпуском приборов и оборудования для космических спутников, связи и разведки.

«Википедия»

Уровень доступа туда очень серьёзный. Я был в России на стратегических предприятиях (свою дипломную работу я писал на ГРЦ имени Макеева), но и там я такого не видел.

Фото: i4.photo.2gis.com

Любой работник, который проходит на территорию, пересекает как минимум два КПП. На одном он удостоверят свою личность и берёт бумажки, а через второе проходит. В моём случае мы ждали полтора часа, чтобы получить временный пропуск. Ко мне прикрепили сопровождающего, который не отходил от меня во время выполнения работ.

Я сдал документы, и мне тоже выдали две бумажки. Как оказалось, на территорию предприятия можно заходить с сотовым телефоном, но на нём должны быть заклеены обе камеры. И тебе на отличном английском объясняют: если оторвёте наклеечку, то будут проблемы. Всё по-человечески и просто.

Временные казусы

Биение, покраска, пластиковый молоток.

Что вообще такое пластиковый молоток, спросите вы? Это своеобразный вариант киянки, которую мы прекрасно знаем со времён уроков труда в школе.

Фото: winkhaus-shop.ru

Этим чудесным приспособлением мой коллега М. (гениальный инженер из СССР) настраивал установку для Tesla. И вы не поверите, у него это прекрасно получалось. Была большая проблема поймать общий центр вращения у электродвигателя и оси тормозного диска, который соединяла зубчатая муфта. По этой причине на большом количестве оборотов вся установка входила в бешеный резонанс, и был риск увидеть, как все детали разлетаются по ангару.

Но вот уже прошло четыре недели нашей упорной работы, бывало, мы оставались и почти до ночи. И вот проект сдали заказчикам. Приехали дяди с Америки, и судя по тому, как радостно прошла встреча, всех всё устроило, и установка едет в Америку.

Но что самое парадоксальное, что идея хорошая, а вот реализация очень хромала, начиная от ужасных сварных швов, заканчивая покраской вручную. Для меня стало удивлением, что инженеры на этапе проектирования слепили станок, но ничего не считали (это было ещё до моего прихода на стажировку), что привело потом к постоянным переделкам проекта — уже когда всё было сварено и установлено.

Да, ребята, такое не только в России бывает, и в Израиле я тоже с этим столкнулся.

Первый, но очень знаковый этап на стажировке закончен. Мы сделали и сдали первый проект, в котором я принимал участие. Было много всего, и я крайне рад. Теперь я знаю вдоль и поперёк, как эра электромобилей приходит в наши дома и стремится сделать свой ход ещё бесшумнее. Так как я — молодой человек из глубинки России, не мог и представить, что могу дотянуться до такого гиганта, как Tesla, и привнести в него чуточку своего.

В перерывах

В перерыве между проектами мне выпала возможность вплотную заняться изучением SolidWorks. Крупные проекты уже закончились или завершили часть работ, которые были возложены на нас.

Генеральный директор обратил внимание, что я интересуюсь «Солидом», и решил дать мне небольшой, но не менее интересный проект. Он фанат шахмат и попросил меня придумать дизайн для них. Так как у него есть мощности и средства для их серийного производства, он хотел получить шахматы, которые просты в изготовлении на токарном станке и выглядят достаточно современно.

В дизайне я, прямо сказать, не очень силён, но это вызов, а это меня очень привлекает. Я вспомнил, что друзья архитекторы как-то обсуждали, что черпают вдохновение при помощи сайта Pinterest, и я подумал, что если хочешь быть дизайнером — мысли как дизайнер. Оказывается, аккаунт у меня уже имелся, осталось только окунуться в это с головой.

В итоге я решил сосредоточиться на идее минимализма — сделать фигуры в виде падающей в воду капли. Я подготовил порядка пяти рабочих моделей за четыре дня, советовался с друзьями. Хотел узнать их мнение, так как они более компетентны в этом вопросе, нежели я.

Мы остановились на одном варианте, который устроил всех. Но в это время начались перемены, которые сулили ничего хорошего.

Дальнейшее развитие событий было не таким радужным

Как говорится, начали за здравие, а закончили за упокой. После таких феерических проектов мы переключились на более мелкие. Поступил заказ на разработку выкатного настила для бассейна, который не требовал больших усилий для его установки. К примеру, французская компания Agora разработала интересную систему — внешне она очень приятная, но сложная в установке и в производстве.

Мы с русским инженером М. и израильтянином Э. разработали два рабочих проекта и принялись его реализовывать. Первая идея заключалась в создании механизма, который под действием вращающего момента «закидывал» пластины друг на друга, а второй, которым занимался я, — чтобы установить в панели так называемые «уши», которые выдвигались в момент отсоединения платформ и двигателями поднимались наверх в защитном коробе.

Но в это время в компании начали сгущаться тучи. Я всё больше видел, что накапливался стресс у людей, работавших со мной бок о бок. Начались какие-то постоянные разговоры с исполнительным директором, которые, конечно же, я не понимал, просто видел, что люди уходили к нему в кабинет, и только гул обсуждения доносился до меня.

Первым из компании ушёл израильтянин С., точнее, он уволился из одного и перешёл в другое подразделение. Кстати, за всё время, что я стажировался, для меня он стал одним из самых близких людей. Удивительный человек. Это образец того, что не все стереотипы о евреях есть правда.

Он очень культурный и воспитанный человек. Он и был для меня тем человеком, с кем я общался очень много и исключительно на английском. Можно сказать, благодаря ему я преуспел в изучении этого языка.

Вторым был инженер-компьютерщик Д., его сократили. Объяснили тем, что средств оплачивать его работу у компании попросту нет. За ним последовали гражданин Э. и инженер М.

После каникул, которые я провёл в Хайфе, я действительно опасался выйти снова на стажировку и увидеть пустую комнату.

Фото: photos.lifeisphoto.ru

Почти так и случилось. Там были только инженер М. и израильтянин Э., которые дорабатывали последние дни. И я понял, что это начало конца, как сказал мой друг: «Денис, ты станешь свидетелем заката империи».

Но самой большой проблемой стало то, что множество проектов «подвисло». Последний станок для Vishay, который мы доработали и собрали, осталось только настроить электронику и ПО, — стоял мёртвым грузом. Тема с бассейном также подвисла на этапе проектирования.

И мне как последнему оставшемуся инженеру поручили проект, для которого только пришли все комплектующие. Проект от компании Magna. Это заказ от министерства обороны Израиля — камеры для слежения за приграничной территорией. Интересный проект, что-то новое и основательное.

Перед окончанием практики я успел дособирать два опытных образца. После чего моё время на стажировке закончилось, и нужно было ехать домой.

Пора возвращаться домой

Вот и закончилась моя стажировка в Израиле. Если честно, то я даже не мог представить, сколько всего может произойти за четыре месяца работы. Последнее, что я доделал на стажировке: подготовил конструкторскую документацию для Tesla, дособирал проект Magna и всё.

Приехал я одним человеком, а уехал совершенно другим. До этого я никогда не был за границей, и мой первый опыт (хоть и столь длительный) говорит мне, что мир огромен и всегда будет к чему стремиться и чему учиться.

Есть ли чему нам поучиться у других стран? Конечно да! Принято считать, что только в России производство отчасти беспечное и безалаберное — это не так, в Израиле тоже есть масса того, что у нас делается безупречно, а у них плохо.

Увы, только крупные города России живут передовыми технологиями, но вот глубинка очень отличается. Поверьте мне на слово, когда я приехал домой, для меня было шоком то, что вокруг происходит. Я как будто вернулся в другую реальность. Хочется ли поменять эту реальность? Да и ещё раз да.

Уезжая в Израиль, я твёрдо был уверен в одном, что если мне не понравится быть инженером, больше я никогда не буду работать по специальности, но к счастью, а может, к сожалению, я взглянул на это совершенно с другой стороны. Со стороны жажды ко всему новому и передовому. Ко всему, что мне непонятно и что пугало, ко всему сложному.

Когда я был в Израиле, мой друг задал мне вопрос: «Что бы ты сейчас посоветовал себе 18-летнему?». На что я ответил: «Учи языки, каждое лето стажируйся по интересующей тебя специальности, как минимум месяца три в год, открывай неизвестные тебе места, вникай в программирование, 3D-моделирование, 3D-печать, делай то, что приносит тебе исключительно удовольствие, и не бойся пробовать».

Сейчас мы свидетели того, как весь мир охватывает третья технологическая революция, надеюсь, нас она не обойдёт стороной. Учите языки, знакомьтесь с людьми, будьте жадными до жизни и знаний.

До новых встреч!

#переезд #tesla

©  vc.ru