Есть ли правда в сериале «Кремниевая долина» — мнения российских инвесторов и предпринимателей
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» провел 20 января показ самых интересных моментов американского сериала «Кремниевого долина», а после него спросил российских предпринимателей о том, как на самом деле работают стартапы в Калифорнии и чем они отличаются от отечественных.
Нам стало интересно, что российские стартаперы и инвесторы думают о сериале, жизни в Долине и о развитии бизнеса в текущих экономических условиях. Мы задали участникам дискуссии и экспертам рынка три вопроса:
- Отличается ли жизнь стартапера в России и в Долине?
- Как влияет на бизнес сложная экономическая ситуация? Почему стартапы и инвесторы все же остаются на российском рынке?
- Есть ли правда в сериале «Кремниевая долина»?
1. Атмосфера однозначно больше располагает к предпринимательству. У каждого на уме стартапы, постоянно слышишь о новых ошеломляющих успехах. Но есть и ряд проблем, с которыми предприниматель сталкивается в Долине:
- Неоткуда копировать бизнес-модели. Если в России можно посмотреть, чего еще не скопировали из США, и запустить, то в Долине придется придумывать самому. Делать копии успешных стартапов, работающих в США, на том же рынке просто нет смысла. А как правило, в каждой вертикали уже есть несколько похожих компаний.
- Сильная команда стоит невероятных денег. Есть и недорогие работники, но их профессионализм остаётся под большим вопросом. Кроме сотрудника, если вы взяли его в штат, будет большой проблемой.
- Также стартапер неприятно удивится огромным налогам. Половина зарплаты сотрудников будет уходить в государственный бюджет.
- Во много раз дороже, чем в России, стартаперу обойдется маркетинг. Привлечение каждого клиента в онлайн-проект может стоить в 10 раз дороже.
Преодолеть эти барьеры очень сложно, но бороться есть, за что. Если запустить крутой востребованный продукт на американском рынке, перед стартапером открываются практически безграничные возможности по привлечению инвестиций. В Долине конкуренция за проекты среди венчурных фондов намного выше, чем в России. Как следствие, и оценки намного выше.
2. Ситуация непростая, потребительский спрос падает. Но кризис дает и массу возможностей. Слабые игроки уходят с рынка, сильные за счет этого увеличивают долю рынка. Кроме того, конкуренция намного ниже. Многие боятся запускать новые бизнесы.
3. Сериал отличный, и, честно говоря, очень многое из него правда. Масса четко подмеченных деталей из жизни стартапов и инвесторов. Правда, в гипертрофированной и шуточной форме.
Диана Молдавскаяпартнер акселератора 500startups1. Многие стартапы за последние год-два уехали из России, частично или полностью. Из-за текущей экономической ситуации приоритет в развитии сменился с локального на глобальный, а глобальные продукты сложно выводить на рынки, находясь в России. При этом создавать продукт и делать тестовый запуск стало очень выгодно в России из-за сокращения расходов. Те компании, бизнес которых локален, противоцикличен и востребован даже в кризис (или даже более востребован в кризис), конечно, остаются и успешно запускаются и развиваются (Carprice, Doc). В кризис только больше людей становятся предпринимателями.
2. Если говорить о возможностях, то в России у стартаперов меньше расходы (зарплаты, аренда офиса, жилье сейчас дешевле, чем в Долине). Но в Долине больше инвесторов, менторов, потенциальных партнеров; вокруг все делают стартапы, всегда можно посоветоваться с другими основателями, которые в какой-то момент сталкивались с подобными ситуациями. Постоянные стартап-мероприятия и общение с людьми в худи с горящими глазами, занимающимися любимым делом, — все это вдохновляет.
С точки зрения инвестиций в Долине больше возможностей и доступа к «умным деньгам»: множество венчурных фондов и ангелов с огромным опытом в индустрии, которые не просто помогут деньгами, но еще и поделятся опытом, знаниями и контактами. Кризис только подталкивает к предпринимательству людей, которые в хорошие времена работали в корпорациях.
3. В сериале, безусловно, есть правда, хотя она порой и сильно утрирована. Но в целом забавно смотреть этот сериал, глядя на все это изнутри.
Артем Инютин сооснователь и управляющий партнер TMT Investments1. Жизнь стартаперов в Долине и в России категорически различается. В Долине практически нет наивных инвесторов, поэтому проектам приходится активно вкалывать, чтобы продать себя. Конкуренция среди проектов там значительно выше, профессиональный уровень сотрудников в среднем тоже выше. У многих ярко выражена предпринимательская жилка. В Долине люди лучше разбираются в маркетинге, и обмен идеями происходит гораздо интенсивнее, так как больше концентрация людей из ИТ.
2. Сложная экономическая ситуация негативно отражается на российском рынке. Понятно, что многократно уменьшились инвестиции, это охладило рынок и убрало с него пену плохих проектов. Но главная проблема в том, что обнищание народа ведет к резкому снижению покупательской способности, а это уже тормозит доходы и развитие самих проектов. Инвесторы и проекты остаются на рынке потому, что Россия — это потенциально немаленький рынок, переток денег из офлайна в онлайн все равно происходит даже в кризис и новые сервисы все равно будут создаваться из-за технического прогресса во всем мире
3. Есть, конечно, правда. Хотя и условностей, как в каждом кино, хватает.
Игорь Рябенькийвенчурный инвестор, управляющий партнер фонда AltaIR Capital1. Долина создана крупными технологическими гигантами и приспособлена для развития стартапов, а в России стартап-индустрия встроена в жизнь города. Поэтому, с одной стороны, в Долине есть проблема с определенным голодом, как кадровым, так и социально-демографическим, а с другой, такая инфраструктура позволяет максимально сконцентрироваться на создании проектов.
2. Стартап не может быть одновременно ориентирован на российский и глобальный рынки, поэтому в России остаются в основном проекты, которые трудно масштабировать. Мы видим примеры успешных проектов с русскими основателями, которые уехали в Долину, — например, Алексей Федосеев из 1World или Сергей Шендеров, сооснователь BabyBlog. Последний со вторым сооснователем не так давно переехал в Сан-Франциско и там основал стартап для беременных женщин и молодых мам Preggie. У ребят уже есть опыт работы с этой аудиторией и с рекламодателями продуктов для малышей. Убежден, что в скором времени это будет отличный пример успешного международного запуска, поэтому мы и ангелы AltaClub.vc его уже проинвестировали.
3. Сериал «Кремниевая долина», конечно, во многом саркастический и сильно преувеличивает реалии, но он отлично передает дух и основные настроения в Долине: например, там действительно никто не курит и все ведут здоровый образ жизни. Кстати, и в Тель-Авиве создаются аналогичные стартап-очаги, мы сейчас работаем в одном из них.
Александр Туркотоснователь и управляющий партнер фонда Maxfield Capital1. Все отличия проистекают из рынка, в котором работает компания, и окружающей предпринимательской экосистемы. Различий много, и важно их знать, если собираешься работать в определенной географии.
2. Корпорации стали более восприимчивы к инновациям и стартапам, воспринимая их как работающий метод решения бизнес задач. Сейчас хорошее время для B2B-стартапов. В Европе крупные компании создают специальные венчурные структуры для поиска стартапов под решение конкретных бизнес-задач. Почему стартапы и инвесторы все же остаются на российском рынке? Для многих ниш вполне рационально начинать с российского рынка. Мы ищем B2B-компании, способные успешно конкурировать на международном рынке. При этом не важно, из какой они географии. Сейчас российские компании конкурируют за инвестиции не со своими коллегами по рынку, а с зарубежными компаниями. Проекты это понимают, поэтому рассматривают местный рынок как пилотную географию, планируя экспансию в другие страны. Кроме этого, для многих ниш Москва удобна с точки зрения концентрации клиентов.
3. Чтобы проверить, лучше всего запустить стартап.
Эдуард Гуриновичоснователь Carprice.ru1. Инфраструктура экономики в целом, стоимость денег, количество инвесторов и проектов — все это ключевые показатели успеха любого стартапа, и в Долине с ними намного лучше. Кроме того, общий рынок потенциальных потребителей в США значительно превосходит российский и количественно, и по уровню платежеспособности клиентов, благосклонности людей к инновациям.
2. Многие проекты не успевают расти с опережением к падению курса рубля, а значит, сегодня в России большинство проектов супердешевы в долларовом исчислении и становятся весьма интересным активом для вложения со стороны долларовых фондов. Кроме того, при том, что общий уровень рисков возрос, в стране есть проекты, которые все равно показывают доходность, адекватную отраслевым и страновым ставкам доходности за риск. Еще один сегмент проектов, чувствующих себя комфортно, — дивидендные, операционно прибыльные бизнесы. Такие компании тоже упали в стоимости, по крайней мере в валюте, но продолжают приносить операционную прибыль и не чувствуют дискомфорта.
Сложнее всего сейчас приходится компаниям, чьи модели предполагали бум потребительского спроса и экономическую ситуацию 2009–2013 годов, чьи продукты имеют неявную либо слишком отдаленную по времени монетизацию. Им сложнее всего сейчас привлечь инвестиции. В кризис выживают те, кто умеет и может зарабатывать деньги, и в такие команды охотно вкладывают деньги при любом кризисе, это вопрос только нормы доходности для инвестора.
3. В сериале «Кремниевая долина» вы можете найти правду из жизни стартаперов с легким троллингом и гиперболой, он о главных болях предпринимателей: поиске партнеров, продаже бизнеса — полностью или только доли. В жизни все не так смешно и грустно, ну и велоконференции маркетологов — это фигня и излишний романтизм, конечно.
Роман Кумар Виас совладелец онлайн-сервиса Qlean.ru1. В Кремниевой долине имеет смысл обустраиваться, если ты:
- ищешь инвесторов или менторов
- запускаешь платформу или приложение, ориентированные на весь мир, как в случае с сериалом.
Делая стартап для российского рынка, ехать туда стоит разве что за вдохновением, потом возвращаться обратно и ******* (ударно работать — прим. ред.).
2. По идее, потребление должно было резко сократиться из-за ухудшающейся экономической ситуации и геополитических проблем. Однако у себя в Qlean и Shelly мы наблюдаем органический рост, и связано это, скорее всего, с тем, что передача домашней рутины на аутсорс дает людям гораздо больше возможностей и времени для саморазвития и работы в кризис. Сегодня самый главный актив — время.
Инвесторы и дальше будут присутствовать на отечественном рынке, так как Россия в плане мобильных и интернет-технологий растет быстрее всех. Российские разработки в Big Data и digital давно оставили позади Европу и Америку, которые до сих пор не умеют работать с данными и используют устаревшие маркетинговые инструменты.
3. Сериал «Кремниевая долина» очень правдивый. В нем рассматриваются конкретные кейсы:
- поиск инвесторов;
- конкуренция со стороны большой компании;
- проблемы при создании прототипа;
- выстраивание отношений внутри команды;
- распределение долей в компании.
© vc.ru