«Если собираетесь податься за границу, сначала поймите, зачем вам это нужно» — Бывший менеджер «Яндекса» о переезде в Берлин

Бывший менеджер продуктов «Яндекса» и автор Telegram-канала об управлении проектами Аня Булдакова написала для vc.ru колонку о том, как она переехала в Берлин, а также рассказала об особенностях поиска жилья и работы для ИТ-специалиста в Германии.

Мы с мужем всегда мечтали пожить за границей, но, честно говоря, мечтали очень пассивно. Мы оба работали в «Яндексе», несколько раз в полгода путешествовали, на выходных навещали родителей в Костроме и как-то даже не заговаривали серьезно о переезде.

Но потом на LinkedIn Витю нашли две крупные зарубежные фирмы. Он решил ради практики пособеседоваться и в итоге получил два оффера: в Берлин и в Париж. Мы решили, а почему бы и нет? Вот так спонтанно в конце мая мы оказались в немецкой столице.

Все фотографии: Виктор Булдаков

Почему Берлин

Мы долго изучали Glassdoor и Teleport, расспрашивали знакомых, которые уже жили в этих городах, сами ездили на разведку. Вот что повлияло на наш выбор:

  • Берлин начал закрепляться в статусе стартап-столицы Европы. Вполне неплохо, учитывая, что мне тоже надо было искать работу, а в Париже не особо много ИТ-компаний.
  • Берлин если не самый, то точно один из самых дешевых европейских городов. Двушка в центре города обойдется примерно в тысячу евро в месяц против 1500 за однушку в Париже. При этом уровень зарплат примерно одинаковый. Еда, проезд, развлечения намного дешевле, если вообще не бесплатно.
  • Инфраструктура и в особенности транспортная сеть. В Москве я боготворила «Яндекс» за гибкий график. С учетом московских пробок это одна из самых значимых плюшек. В Берлине подобных проблем нет от слова «вообще». Ну и велосеть здесь просто фантастическая: на велосипеде можно проехать практически везде, да еще и по выделенной полосе. В Париже можно было ждать нужный поезд больше часа, и так и не дождаться.

При всех очевидных плюсах Берлина нас смущала его незамысловатость, угловатость — в сравнении с роскошью и шиком Парижа. Но, как оказалось, мы не прогадали: летом, когда Париж обычно задыхается в толпах туристов, мы свободно гуляли по зеленому Берлину и открывали его не по-туристически очаровательные уголки.

Уже сейчас я считаю, что он не менее красив, чем другие более популярные города — просто здесь нет исторического центра как такового, а все достопримечательности раскиданы по огромной территории.

998a5ab0a56fd8.jpg

Стартовые условия

  • Ни один из нас не знает немецкий.
  • Рабочая виза — Blue Card. Если ее получает один супруг, то второй автоматом получает разрешение на въезд и на работу. Через 21 месяц при условии сдачи немецкого на B1 выдается бессрочный вид на жительство.
  • Квартиру на первый месяц обеспечивает компания мужа, дальше надо искать самим. Собственно, весь этот месяц мы и искали.

Про поиски квартиры

Самой большой проблемой оказался поиск квартиры. В течение трех недель я практически ежедневно скидывала нашей переводчице по семь-восемь объявлений: какие-то она отсекала сразу (например, некоторые квартиры освобождались только с сентября или октября, некоторые были доступны исключительно для коммерческой аренды), всем остальным писала стандартное сообщение с запросом о ближайшем просмотре.

Тут важно понимать, что в Германии нет такого индивидуального подхода, как в России. Тирания в чистом виде: захотел лэндлорд показать квартиру в шесть утра или в три дня, когда все на работе, —  его право. Твое право не приезжать и в таком случае фактически отказаться от аренды: здесь кто первый встал (подал документы), того и тапки.

2f1f56d5cc2c2f.jpg

Список документов —  отдельная тема. Помимо формы с вопросами от будущего лэндлорда и документа с подтверждением, что у тебя нет долгов от предыдущего лэндлорда (на немецком это одно слово), требуется предоставить:

  • Паспорта.
  • Выписки с немецких счетов за последние три месяца (мы показывали Витин рабочий контракт, вроде прокатывало).
  • Подтверждение регистрации по текущему месту жительства (получать ранним утром в местном паспортном столе).
  • Выписку от Schufa (это такая организация, которая выставляет тебе кредитный рейтинг — насколько ты благонадежен).

Все это нужно иметь в печатном и электронном виде, чтобы, если понравилась квартира, как можно скорее пихнуть в руки риелтора.

Просмотры были очень разные. Где-то яблоку было негде упасть, куда-то мы приходили в гордом одиночестве. Итого мы посмотрели 16 квартир, подали заявки на половину из них, предложение получили из трех. Причем так сложилось, что первые две недели никто нам не отвечал, и мы уже потихоньку начинали паниковать: может, что-то не так с документами; может, мы какую-то ерунду пишем в заявлениях («Google Переводчику» веры нет)?

cdb4ac6399e509.jpg

Когда нам пришло первое подтверждение, мы от радости чуть было не согласились —  хотя квартира, скажем честно, не вдохновляла. Зато в ней была забавная перегородка между кухней и гостиной, знаете, как в советских столовых, и выход из ванной на лестничную площадку (видимо, чтобы было удобно выпроваживать любовников).

К счастью, мы решили подождать и буквально через несколько дней получили еще одно предложение, а затем через несколько часов после просмотра — еще одно. На него мы и согласились: от первого просмотра до подписания контракта прошел месяц, до переезда — полтора. Нам говорят, что для Берлина это быстро. Впрочем, некоторым нашим друзьям до сих пор приходят ответы на заявления, которые они подавали полгода назад.

Про поиски работы

Больше всего в переезде меня пугала «депрессия безработного трудоголика»: это когда бежишь-бежишь-бежишь, а потом вдруг резко тормозишь  и падаешь. Ситуацию осложняло еще несколько факторов:

  • Если говорить про крупные корпорации, то оказалось, что разработки у них нет. Техподдержка, сейлзы, биздев —  пожалуйста, но для меня, увы, мимо кассы.
  • Если говорить про стартапы, то для многих критично знание немецкого, потому что в команде одни немцы.
  • Если говорить вообще про всех, оказалось, что соответствующее образование (для меня это, получается, Computer Science) —  весьма важный фактор. Не думала, что айтишные компании могут быть консервативными в этом вопросе, а вот поди же ты.

В общем, самих вакансий было не так уж много, откликов по упомянутым выше причинам еще меньше. Я искала преимущественно на LinkedIn и поглядывала еще Berlin Startup Jobs, но на последнем почти везде требовался опыт от пяти лет.

9ec30ee88c910d.jpg

Итого я отправила около 15 заявок, на семь из них получила положительный ответ от рекрутеров. Затем по своим причинам я отсеяла еще три и параллельно собеседовалась в четыре компании. Многие этапы у них пересекались, и я старалась учиться на своих ошибках. Пойдем по порядку (подчеркну, что описываю исключительно собственный опыт).

Первый этап —  разговор с рекрутером

Чаще всего, это милая беседа минут на пятнадцать, чтобы оценить общую адекватность кандидата. Здесь очень важно:

  1. Перечитать свое резюме, чтобы не путаться в цифрах и датах, и подготовить небольшую презентацию себя как специалиста. Это требуется всегда. Иногда рекрутер начинает углубляться в детали, выспрашивать технические подробности, но у меня на первом интервью это случалось редко.
  2. Перечитать описание вакансии и в целом почитать про компанию. Стандартные вопросы: Чем вам интересна наша компания? Какие есть конкуренты и почему мы лучше или хуже? Как вы думаете, чем вы будете заниматься на этой позиции? Какую фичу вы бы сделали в первую очередь, когда пришли бы к нам на работу, и как бы измеряли успех?
  3. Подумать, какую зарплату ты хочешь. Для меня на первом этапе это был самый сложный вопрос, думаю, понятно, почему. Я пыталась смотреть средние зарплаты на Glassdoor, но разброс все равно довольно велик, и я сначала довольно сильно недооценила свои зарплатные ожидания. Но за счет того, что не все компании задавали этот вопрос, за несколько офферов мне удалось понять, сколько я примерно стою на немецком рынке
  4. Придумайте вопросы. Знакомый HR однажды рассказал мне, что для него это совсем не проходящий, а один из самых важных этапов разговора: он позволяет оценить заинтересованность кандидата. Да и в целом это отличная возможность рассказать о себе что-то, о чем почему-то не спросили.

Мой случай из жизни. Мы созваниваемся с рекрутером, чувствую, что беседа идет не в то русло и дело близится к «Спасибо за уделенное время, но мы решили продолжить процесс с другими кандидатами». Дожидаюсь ее «Есть ли у вас вопросы?» и начинаю: «А почему вы еще не реализовали такую-то фичу? А вот так-то и так-то ее можно было бы сделать. И, кстати, с подобными технологиями я работала на таком-то проекте. А вот еще такую классную штуку мы пилили с ребятами во внерабочее время». Рекрутер оживилась, явно оценила энтузиазм и сразу же назначила следующее интервью.

819d00b96ef2b2.jpg

Второй этап —  разговор с продактом (продакт-лидом или продакт-директором —  в общем, будущим начальником)

В принципе, это очень похоже на этап № 1, только подробнее и длиннее. Меня как менеджера много спрашивали про то, как придумывать фичи, как их приоритизировать, как ставить задачи разработчикам, по каким критериям принимать решение о выкатке в продакшн, на какие метрики смотреть при оценке успешности или неуспешности проекта.

Могут дать, например, какой-то простой кейс, чтобы ты поэтапно все рассказал. После «Яндекса» с такими вопросами проблем не было. Круче всего к этому этапу подошла одна из компаний: все вопросы предложили задавать мне самой, интервьюер лишь немного корректировал ход беседы.

Таким образом сразу проверялось знание продукта, ну и, конечно, менеджерские навыки. Уверена, что хороший менеджер, как и хороший журналист, не проживет без умения ставить правильные вопросы   и получать на них правильные ответы.

02a60da29f3a2e.jpg

Третий этап —  разговор с разработчиком из команды

Две компании объединили второй и третий этап. Это логично, потому что вопросы те же самые, только с большим фокусом на технических деталях и на нюансах общения с разработчиками. Где-то прошлись поверхностно, где-то копали более глубоко и просили, например, продумать алгоритм работы с зараженными урлами с точки зрения бэкенда.

Четвертый этап —  case study

Это какой-то реальный проект «из жизни», который тебе надо продумать с нуля и до запуска в продакшн. Опять же, все зависело от компании: к примеру, в одной попросили представить наилучший способ сортировки результатов, исходя из релевантности и даты публикации, в другой предложили продумать фичу с точки зрения consumer monetization и потенциальных партнерств.

Я готовила презентации на 15−20 минут, потом еще столько же отводилось на вопросы. Второй case study давался прямо на месте и чаще всего был связан с кризис-менеджментом: условно говоря, все сломалось, что ты будешь делать (паниковать и бегать кругами, конечно, что еще).

4cb971e6f8a3ca.jpg

Пятый этап — повторный разговор с рекрутером или потенциальным будущим начальником

Надо учитывать, что разрыв между этапами —  от пары до семи-десяти дней, то есть к пятому этапу с момента подачи заявки прошло уже около месяца (если не больше). Так что этот разговор —  обычный пинг, чтобы проверить, что вы все еще заинтересованы, чтобы фидбэк по предыдущим этапам, уточнить какие-то детали, возможно, даже пригласить на ланч с командой.

Здесь же спрашивают контакты людей, которые с вами работали и могут рекомендовать: так называемый reference check. Удивительно, но, как мне сказал мой уже нынешний работодатель, более чем в половине случаев он слышал: «Не нанимайте этого человека». В общем, скорее ведите свою команду в кино и начинайте кормить конфетами, если не хотите вдруг получить потом нож в спину.

Вот примерно и все. В итоге я получила четыре оффера, два в Берлине (одна —  крупная фирма, вторая —  стартап), один в Мюнхене, один в Вене (изначально позиция была в Берлине, но потом условия договора неожиданно поменялись).

Из всех опций я выбрала компанию, которая понравилась мне еще на первом собеседовании. Это самый настоящий стартап, настолько маленький, что они могут позволить себе еженедельные утренние стендапы на весь коллектив, где сначала о ключевых новостях рассказывают фаундеры, а затем каждый из сотрудников. Я стала первым продактом в команде с подчинением непосредственно одному из фаундеров. Да, кстати, фруктики тоже есть.

76459211b0836d.jpg

А стоило ли того

Трудно поверить, но прошло уже полгода с момента переезда. Если вдруг вы подумываете податься за границу, сначала поймите, зачем вам это нужно. Переезд — весьма не дешевое и трудозатратное мероприятие. Без «критериев успеха» вполне можно впасть в депрессию через пару месяцев. Напоследок вот вам еще пара поводов для размышления:

  • Работа в зарубежной компании действительно отличается от опыта в России. Совершенно другая культура, правила коммуникации, принципы работы. И наконец-то мой work-life balance вышел в плюс.
  • Редко случались выходные, когда мы не ездили бы куда-нибудь. Париж, Мюнхен, Дрезден, Саксонская Швейцария, Альпы, Прага, Гамбург, Амстердам, Лондон, Дублин — и это не говоря уже об окрестностях Берлина с заброшенными станциями, огромными лесами и красивейшими озерами. За десять евро туда-обратно можно слетать в Брюссель на выходные, за 30 — в Лондон: как вообще можно сидеть дома с такими ценами? Ну и, конечно, ни с чем не сравнимое чувство, когда ты дольше едешь до аэропорта, чем летишь.
  • В Берлине «своя атмосфера», микс европейской вежливости и доброжелательности и в то же время неуемного веселья. Здесь постоянно что-то происходит. И, кстати, очень большое русское коммьюнити играет в этом свою роль: например, тут с десяток интеллектуальных игр для русскоговорящих. В самой крупной регулярно участвует около 300 человек, так что по русскому языку вы не соскучитесь.
  • Английского вполне хватает для повседневного общения. Немецкий нужен для бюрократических процедур: регистрации по месту жительства, уплаты налогов, коммуникации с управдомом, —, но все это случается не так часто. Были, конечно, ситуации, когда хотелось разодрать на мелкие кусочки бумажку с каким-нибудь немецким словом на полстраницы или сказать что-то нецензурное по-немецки, но мы не знали, как. Поэтому приходилось просить о помощи немецкоговорящих культурных друзей или просто пользоваться онлайн-переводчиком.
  • Сфера услуг здесь развита меньше, чем в Москве, довольно сложно найти хорошую парикмахерскую или открытый в воскресенье магазин. Зато все немножко повернуты на эко, поэтому на каждом углу можно купить экоеду. Впрочем, тут и обычные продукты невероятно вкусные. Помидоры из ближайшего супермаркета пахнут помидорами, представляете. В Москве (если не на рынке, конечно) я такое находила с трудом. Да, и, кстати, дома у нас «чистое» электричество — из таких источников, как ветряки и солнечные батареи.
  • Все компании предпочитают общаться с тобой по почте. Нет, не по электронной. Мне кажется, я столько не пользовалась почтовым ящиком за все предыдущие годы. Отправляешь email в техподдержку — ответ получаешь на бумаге через пару дней. Поэтому в большинстве случаев вопросы решаются здесь очень неспешно. Легче дойти до офиса компании и выяснить все на месте.
  • Записываться ко врачам надо за несколько недель. Если что-то срочное, приходишь и ждешь приема в порядке живой очереди — в среднем около 30 минут, но однажды получилось и три часа. Зато скорая здесь должна приехать за пять−семь минут. Если не успевает, то высылают вертолет — я уже видела несколько таких: захватывающее зрелище.
9040a287f27cda.jpg

На самом деле, список можно продолжать бесконечно. Ради этого опыта мы сюда и ехали. Поэтому стараемся keep calm and carry on —, а там разберемся по ходу.

©  vc.ru