Ericsson R380s: первый телефон на Symbian

В один февральский день (а дело было в далеком 2002 году), направляясь на работу, я очень неудачно упал, заработав вколоченный перелом правого бедра – случай в практике местных травматологов небывалый и известный им только по учебникам. Единственным способом его лечения было закрепление ноги на вытяжке в течение долгих полутора месяцев. Это сейчас перспектива пролежать месяц прикованным к кровати выглядит не так грустно, потому что, обложившись смартфонами, айпадами и прочими достижениями научно-технического прогресса, скоротать время стало очень просто. Но тогда, прикованный к больничной койке, я бы, наверное, надолго погрузился бы в глубокую, черную меланхолию. Но, к счастью, в роковой день падения в моем кармане находился удивительный мобильный телефон, который я приобрел буквально за день до этого. Именно благодаря ему долгие сорок пять суток, которые я вынужден был провести с подвешенной правой ногой, прошли если не безоблачно, то по крайней мере познавательно и не уныло. Это был первый мобильный телефон стандарта GSM, работающий под управлением операционной системы Symbian – Ericsson R380s.

Первый в истории Symbian-телефон компания Ericsson позиционировала как серьезный бизнес-аппарат.

Компания Ericsson славилась своими решениями для эффективного ведения бизнеса. Чего стоит ее первое детище – телеграфный аппарат, который владелец небольшой слесарной мастерской Ларс Магнус Эриксон (Lars Magnus Ericsson) собственноручно разработал для государственной железнодорожной сети Швеции в далеком 1876 году. С того времени компания Ericsson разрослась и превратилась в телекоммуникационного гиганта, оборудованием которого пользуются ведущие поставщики услуг связи.

Основатель будущего телекоммуникационного гиганта Ларс Магнус Ериксон.

Первым коммерческим устройством компании Ericsson был телеграфный аппарат.

Естественно, что развитие мобильной связи Ericsson пропустить просто не могла. Ее по-скандинавски лаконично оформленные телефоны (например, бестселлер Ericsson T29 всегда пользовались высоким спросом. Поэтому появление новаторского телефона с операционной системой Symbian на борту именно в недрах Ericsson было не случайным. Анонсу модели R380, который состоялся в 2000 году, предшествовала разработка компанией Ericsson концепции бизнес-аппарата, совмещающего в себе возможности мобильного телефона и цифрового ассистента (PDA).

Постойте! Но ведь первопроходцем на поприще изготовления таких девайсов была компания Nokia, с 1996 года выпускающая известную линейку Nokia 9xxx Communicator. Выходит, R380 не первенец? Нет, он все-таки первый. Но совсем не в той области, где трудились коммуникаторы от Nokia. В своем первом аппарате Nokia 9000 Communicator финская компания решила интегрировать телефонные функции в карманный персональный компьютер модного в 1996 году форм-фактора клавиатурного КПК Handheld PC, то бишь в наладонник. Гаджеты Nokia позиционировались как карманные персональные компьютеры, в которые встроен телефонный модуль, позволяющий делать звонки или отправлять данные, созданные на этом коммуникаторе пользователем.

Компания Ericsson пошла по совершенно иному пути. В качестве основы было предложено использовать не наладонник, а телефон, в который предлагалось интегрировать базовый набор возможностей КПК. В какой-то мере решение Ericsson было более оптимальным, ведь коммуникаторы Nokia обладали исполинскими габаритами и весом. Вес того же Nokia 9000 зашкаливал за невозможные 400 граммов, а его 17 сантиметров длины и 4 сантиметра толщины (в сложенном виде) вызывали у прохожих невольную улыбку при виде этого «мобильного» чуда. Кроме того, первые финские коммуникаторы работали на обычных компьютерных процессорах от Intel и AMD под управлением DOS-образной системы GEOS, что сказывалось на времени их автономной работы не самым лучшим образом.

Коммуникатор Nokia N9000 габаритами и весом был больше компьютером, нежели телефоном.

Для начала Ericsson определилась с аппаратом, в который собиралась внедрить PDA. Донором для разрабатываемого R380 шведы выбрали свой достаточно успешный телефон Ericsson R320. При этом в своем телефонном PDA она решила сохранить не только массогабаритные показатели R320, а полностью повторить его форм-фактор. Да так искусно, что издалека отличить R320 и R380 было практически невозможно.

Ericsson R380 и его «донор» Ericsson R320. Сходство просто поразительное.

Чтобы добиться этого, инженерам Ericsson пришлось обратиться за помощью к куче разных компаний и решить не один десяток нетривиальных задач. Вот дружный интернациональный коллектив, который трудился над Ericsson R380:

  • лаборатория Ericsson Software Applications Laborotory, расположенная в городке Веллингтон в Великобритании трудилась над пользовательским интерфейсом большинства PDA-приложений;

  • компания Symbian адаптировала свою разработку – операционную систему EPOC32 (прародительницу Symbian OS) для работы на относительно маломощном ARM-чипе R380;

  • шведская компания AU Systems поставила для R380 свой WAP-браузер;

  • американская компания CIC разработала программное обеспечение распознавания рукописного ввода;

  • английская EMCC разработала для нового телефона несколько игр (в конечном счете в прошивку попала единственная из них – реверси);

  • американские Secure Computing (ныне – часть компании McAfee) и Security Dynamics создали программы аутентификации пользователя R380;

  • шведская Enea Data разработала софт для работы с новомодной тогда флэш-памятью.

Инженеры этих компаний трудились не зря – телефон вышел замечательный. При длине 13 сантиметров и толщине чуть меньше двух сантиметров R380 весил всего 164 грамма. На его активном флипе была расположена клавиатура, четырехпозиционный джойстик и клавиши приема и отбоя разговора. Флип на 60% скрывал сенсорную STN-матрицу диагональю 3,5 дюйма с разрешением 120х360 пикселей. Экран был снабжен белой подсветкой и отображал четыре градации серого цвета.

Вся программная начинка телефона размещалась на четырех мегабайтах флэш-памяти, из которых пользователю для работы с контактами, заметками и веб-страницами было доступно 1,2 мегабайта. Оперативной памяти у R380 было два мегабайта. Не бог весть как много, но для мобильного девайса начала XXIвека – вполне достаточно. Ну а то, что шведский symbian-первенец был двухпроцессорным, вообще поставило его в отдельный ряд по отношению к большинству мобильников того времени. Двухпроцессорность R380 обусловлена архитектурной особенностью его софта, а конкретно – модифицированной особым образом операционной системы EPOC32.

Сердцем Ericsson R380 стала операционная система EPOC32 – будущая Symbian OS.

Постоянным местом жительства операционной системы EPOC32 были популярные клавиатурники Psion.

Разрабатываемая компанией Psion для своих карманных компьютеров, операционная система EPOC32 была ориентирована на работу с аппаратной QWERTY-клавиатурой и экраном с разрешением Half-VGA. И уж, конечно, EPOC32 не была приспособлена к работе с сетями сотовой связи. А ведь браузер и почтовый клиент, входящие в состав R380, должны были взаимодействовать с интернетом через телефонный модуль.

Чтобы добиться этого, компания Psion изрядно перелопатила структуру EPOC32. Ее реализация для Ericsson R380 получила название EPOC R5u, что расшифровывалось как Release 5 Unicode (о нем – ниже). В ней появился промежуточный сервисный уровень (service layer middleware), который обеспечивал обмен командами и данными с программным обеспечением телефонного модуля, работающего на отдельном DSP-процессоре. Таким образом, коммуникационный уровень EPOC32, работавший до этого только с COM-портом, получал доступ к GSM-сети.

Претерпел существенные изменения и пользовательский интерфейс EPOC32. В карманных компьютерах Psion (как и во взрослых персональных компьютерах) интерфейс этой операционной системы базировался на парадигме файла – основного объекта, с которым взаимодействовал пользователь. Сильно ограниченные возможности памяти R380 не позволяли полноценно реализовать эту парадигму. Поэтому было принято решение основой взаимодействия пользователя с телефоном сделать задачи, в рамках решения которых пользователь создавал или принимал данные.

Для реализации этой парадигмы компания Ericsson разработала программный модуль ECK (Ericsson Component Kit), который фактически подменял модуль пользовательского интерфейса EPOC32, именуемый EIKON. ECK содержал набор диалоговых окон, кнопок, вкладок и экранов, которые были адаптированы под небольшой по меркам компьютеров Psion, но зато сенсорный экран R380.

К стандартной архитектуре EPOC32 были добавлены: уровень взаимодействия с телефонным модулем и пользовательский интерфейс ECK.

На этом нововведения в EPOC32 не заканчивались. Специалисты Ericsson научили ее работать с двух режимах: FO (Flip Open) и FC (Flip Close). В первом режиме перед пользователем во всей красе разворачивался ECK-интерфейс, состоящий из шести вкладок, в каждой из которых было доступно по несколько задач. Но стоило пользователю закрыть флип, как EPOC32 переходила в режим FC. В нем она разворачивала на оставшихся открытыми 40% экрана интерфейс, полностью копирующий функциональность телефона Ericsson R320. И если вы думаете, что это все «фишки» режима FC, то ошибаетесь. Часть экрана под флипом превращалась в touch-панель, реагирующую на механические нажатия кнопок флипа. Подсветка этой части экрана при этом не отключалась, освещая клавиши.

В режимах FO и FC Ericsson R380 выполнял разные функции.

Еще одной важной модификацией EPOC32 для R380 стало применение в интерфейсе пользователя стандарта кодирования символов Unicode, что обеспечивало беспроблемную интернационализацию интерфейса путем скачивания сервисных файлов с раскладкой нужного языка. Благодаря возможностям Ericsson R380 я не только не потерял связи с миром, но и пристрастился к работе с мобильными девайсами. Wap-браузер R380 позволял мне практически полноценно просматривать большинство сайтов. По крайней мере, загрузить в него страницу с текстом книги из какого-нибудь онлайн-хранилища было очень просто. В моем варианте телефона, наряду с UTF-8 и ISO 8852, были вшиты кодировки Win 1251 и KOI8-r, так что проблем с корректным открытием страниц не возникало.

Звонить можно было и в FO-режиме. Достаточно было подключить гарнитуру, идущую в комплекте.

Wap-браузер Ericsson R380 позволял почти полноценно просматривать веб-страницы.

Эти же кодировки позволяли мне вести обширную почтовую переписку. Email-клиент в R380 был интегрирован со службой SMS в единый почтовый ящик, вмещавший 200 сообщений объемом до двух килобайт.

Предусмотрели создатели и возможность отправлять чрезвычайно длинные SMS, которые EPOC32 автоматически разбивала на стандартные 160-символьные. Я даже в ICQ наловчился работать, используя почтовый шлюз.

Почтовый клиент Ericsson R380 умел работать с SMS и почтовыми протоколами POP3 и IMAP4.

Кстати, немало веселых минут принес мне встроенный редактор рингтонов, представляющий собой мини-клавиатуру фортепиано, с помощью которой можно было написать свою мелодию.

Во всем остальном PDA-функции Ericsson R380 были самыми обычными: отлично организованные адресная книга и календарь; удобный калькулятор и блокнот для записей или копирования в него текстовых фрагментов из Wap-браузера для офлайн-просмотра (функция Copy/Paste в EPOC32 работает от рождения).

Среди PDA-функций Ericsson R380 был удобный калькулятор и игра «Реверси».

Экранная клавиатура (учитывая небольшое разрешение экрана R380) занимала много места, но компенсировала этот недостаток хорошей отзывчивостью и удобной раскладкой.

Были в R380 и инфракрасный порт, позволяющий обмениваться данными с компьютером, и даже док-станция, подключаемая к COM-порту для синхронизации всех важных сведений. При этом на уровне операционной системы поддерживалась синхронизация с такими популярными корпоративными средами, как Microsoft Exchange и Lotus Notes.

Дотошный пользователь мог разыскать в программной глубине Ericsson R380 сведения о доступной ему памяти и релиз операционной системы.

Естественно, дополнительная PDA-функциональность не могла не сказаться на времени автономной работы R380. Его стандартной батареи в режиме умеренной эксплуатации телефонного модуля и приложений хватало чуть больше чем на сутки работы. Продление жизни могла обеспечить батарея повышенной емкости, которая делала и без того не тонкий телефон совсем громоздким.

Стандартной батареи Ericsson R380 хватало более чем на сутки PDA-работы.

При желании к Ericsson R380 можно было подключить внешнюю клавиатуру Ericsson Chat Board.

Может, я и не прав, но по времени своего появления и функциональности Ericsson R380 можно считать если не первым смартфоном, то, по крайней мере, его зародышем. Да, разрабатывать и устанавливать в него дополнительные программы было нельзя – железо не позволяло. Но присутствие полноценной операционной системы и тачскрин ставили его намного выше обычных телефонов того времени.

Конечно, в дальнейшем дело смартфоностроения продолжила и активно развивала компания Nokia. Но идеи, заложенные в R380, не почили в бозе. Создав в октябре 2001 года на пару с компанией Sony предприятие Sony Ericsson Mobile Communications AB, Ericsson передала наработки EPOC R5u в «общий котел». На их основе и родилась чрезвычайно популярная в свое время линейка бизнес-смартфонов Sony Ericsson Px – присмотритесь к форм-фактору того же Sony Ericsson P990i.

В популярном UIQ-смартфоне Sony Ericsson P990 была реализована похожая идея с флипом.

Его активный флип, скрывающий клавиатуру, и сенсорный экран, работающий по-разному в режимах FO/FC, явно имеют корни Ericsson R380 – первого телефона на базе операционной системы Symbian.

©  mobi.ru