"Текущий спрос можно охарактеризовать как "отложенный"

Наталья Сидорова региональный директор Epicor в России и СНГИнтервью с Натальей Сидоровой, региональным директором Epicor в России и СНГ.

- Как изменился объем бизнеса вашей компании во 2 квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?

- Ввиду общего экономического спада спрос на ERP-решения упал, что не могло не сказаться на результатах деятельности и объемах нашего бизнеса, которые оказались ниже, чем мы ожидали. По поводу падения спроса лучше сформулировать следующим образом - потребность в наших решениях у компаний, естественно, присутствует: компаниям надо вести учет, надо делать аналитические отчеты, надо принимать решения. Сейчас потребность в ERP, BI-решениях ощущается как никогда, но многие компании замораживают свои бюджеты, откладывают принятие решений на конец года, что, естественно, сказывается на результатах нашего бизнеса в текущем квартале. Принятие решений по многим сделкам, которые мы планировали закрыть в этом квартале, было отложено на более поздний срок.

Официальные данные о результатах квартала у нас выходят позже, поэтому на текущий момент могу озвучить только официальный прогноз, который был сделан в прошлом квартале - прогнозируемый оборот корпорации во втором квартале - 100-105 млн долларов. (Согласно корпоративной политике мы не называем региональные обороты, а можем предоставлять только информацию о корпорации в целом).

- Как выглядит текущая ситуация в различных сферах деятельности?

- Мы не будем говорить за весь рынок, прокомментируем то, с чем деятельность нашей компании непосредственно связана, а именно - разработку, поставку, внедрение и поддержку ПО для бизнеса. Несмотря на все текущие сложности, наша компания успешно продолжает разрабатывать и совершенствовать свои продукты, ни один из наших проектов по выпуску новых продуктов и развитию существующих не был заморожен. Более того, отмечу, что наш новый инновационный продукт, который объединил в себе 12 различных решений компании, Epicor 9, был официально выпущен в самый разгар кризиса - в России мы объявили о его релизе в ноябре прошлого года. Несмотря на экономическую ситуацию, наш интерес к данному решению очень высокий. Мы получили более 500 запросов от потенциальных клиентов. Поэтому мы возлагаем на данный продукт большие надежды в будущем. Также у нас запланирован выход нового релиза системы iScalа - iScala 2.3 SR2, который выходит в октябре. Все проекты разработки у нас идут по плану, что особенно приятно. И нельзя не отметить, во втором квартале, благодаря своим усилиям в области создания ведущих программных продуктов в отрасли, компания Epicor получила звание "Лучшего независимого разработчика решения на платформе Microsoft". А в магическом квадрате ERP для среднего бизнеса ведущей аналитической компании Gartner наша компания попала в разряд "дальновидных игроков" (visionaries), что опять подтверждает правильность выбранной нами стратегии в области разработки программных решений для бизнеса.

Спрос на услуги внедрения и поддержки остается высоким. Департамент консалтинга у нас загружен полностью, и обороты данного направления не снижаются, а если и есть снижение, то незначительное. Это связано с тем, что реализуются проекты, начатые ранее, также идут проекты по развитию существующих систем наших клиентов - реализация и настройка дополнительной функциональности, дополнительных модулей и т.п. Поддержка решений - также одна из востребованных услуг.

- Как бы вы охарактеризовали текущий и будущий спрос в различных сегментах рынка?

- Если говорить в целом о рынке, текущий спрос можно охарактеризовать как "отложенный", т.е., как уже было сказано выше, потребности никуда не делись, они даже во многом стали острее, но бюджеты на реализацию данных потребностей были заморожены. Первой реакцией компаний на экономический спад явилось резкое сокращение капитальных вложений, в первую очередь были сокращены бюджеты, по которым сложно посчитать окупаемость. Под эту категорию попадают ERP-системы и другие решения по оптимизации бизнеса. Сейчас происходит перераспределение спроса в сторону автоматизации совершенно конкретных бизнес-процессов, а не деятельности компании в целом. Возросла потребность реализовать систему более стандартизированно, то есть использовать уже существующую функциональность ERP-системы, что снижает стоимость и при этом обычно решает 80% задач, стоящих перед клиентами. Поэтому меняется стратегия выбора поставщика и систем в сторону полнофункциональных параметрических решений, с минимальным количеством кастомизаций.

Компании, которые вынуждены выживать, действительно, не могут себе позволить существенных вложений в инфраструктуру. Однако мы видим множество компаний, стремящихся планомерно сокращать операционные затраты и выстраивать систему управления, которая приведет к большей прозрачности. Компании готовы формировать и расходовать бюджеты на ERP-систему. Тем не менее, даже они стараются отказаться от дорогостоящих долгосрочных проектов в пользу быстро внедряемых решений, обладающих низкой совокупной стоимостью и обеспечивающих быстрый возврат инвестиций.

Кто больше потерял - тот больше экономит: если брать крупные корпорации, то сокращение затрат у этих компаний на ИТ гораздо более ощутимо. Именно поэтому компании, поставляющие решения для крупного корпоративного сектора, также почувствовали это на себе. Так как наши решения находятся в средней ценовой категории, то наша компания не испытывает такого обвала, как более крупные игроки. Более того, в нынешних условиях компании зачастую отдают предпочтение решениям, обладающим функционалом "тяжелых систем" по ценам решений для среднего рынка, т.е. в виду снижения затрат многие крупные компании обращаются к нашим решениям, что опять же повышает спрос на решения, которые поставляет наша компания.

- Какое прогнозируется изменение объема бизнеса вашей компании в 3 квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?

- В виду текущей ситуации к прогнозам в нашей компании как на локальном, так и на корпоративном уровне подходят очень осторожно. Если в прошлом году мы публиковали наши прогнозы на целый год, сейчас мы официально публикуем прогнозы только на один квартал. Ввиду сезонности третий квартал обычно бывает самым "тихим" в плане продаж у всех компаний, наша компания не исключение. Мы не исключаем того, что с учетом экономического спада ситуация усугубится, но, тем не менее, у нас очень сильный пайплайн на следующий квартал и до конца года, кроме того, мы надеемся реализовать ряд сделок, решение по которым было отложено на более поздний срок. Это не прогноз, но наша первоочередная задача и цель - реализовать как минимум такой же объем, как в прошлом году, и приумножить его.

©  @Astera